Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение генезиса и эволюции раннегреческой тирании представляет собой важнейший объект для научного исследования, особенно если подходить к нему через аналитические призмы, предложенные такими выдающимися мыслителями и летописцами, как Аристотель, Геродот, Страбон и Фукидид. В данном исследовании прослеживаются идеологические и прагматические контуры, формировавшие тираническое правление в Древней Греции, проясняются как его философские основы, так и проявления в различных полюсах. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно способно обогатить современное понимание динамики политической власти, предлагая исторические идеи, которые находят отклик в современной политической теории и практике.
Научная проблема, лежащая в основе исследования, заключается в изучении сложной взаимосвязи между тиранией как политическим феноменом и ее философскими, социальными и географическими детерминантами, описанными вышеупомянутыми классическими авторами. Каждый из них предлагает свой уникальный взгляд: Аристотель классифицирует тиранию среди своей типологии правительств, оценивая ее характеристики и последствия для государства и населения; Геродот предлагает исследование, наполненное примерами тиранического правления, внося тем самым вклад в историографический дискурс; Страбон привносит географическое измерение, утверждая, что физические аспекты городов-государств влияли на рост и стиль тираний; Фукидид же вписывает тиранию в более широкий спектр эллинских военных и политических событий, особенно в бурный период Пелопоннесской войны.
Поле проблематизации (или «проблемное поле») в данном исследовании охватывает синтез философской доктрины и исторической практики, прослеживая, как теоретические модели управления влияли на реальное политическое поведение и структуры. Этот синтез требует тщательного изучения первичных текстов с применением критического герменевтического подхода для выявления многогранных исследований и интерпретаций, связанных с тиранией. Используя интертекстуальный анализ, данное исследование стремится создать нюансированную картину роли тирании в более широкой дуге греческого политического развития, в особенности ее перехода к более демократическим формам правления в классический период.
Объектом данного исследования является феномен ранней греческой тирании, описанный в корпусе классической литературы Аристотелем, Геродотом, Страбоном и Фукидидом, каждый из которых высказал различные точки зрения, которые в совокупности образуют всеобъемлющую основу для понимания тонкостей тиранического правления в Древней Греции. Поэтому предметом исследования являются многогранные интерпретации тирании – ее истоки, методологии, последствия и конечный упадок, описанные и проанализированные в философских рассуждениях, историографических отчетах, географических анализах и военных историях, представленных этими каноническими фигурами.
Цель исследования – прояснить феномен раннегреческой тирании – ее происхождение, методологию, последствия и упадок – в классических повествованиях Аристотеля, Геродота, Страбона и Фукидида; важно глубокое понимание трансформации тирании в более демократические режимы. Препарируя типологическую классификацию Аристотеля («тирания»), сопоставляя яркие примеры тирании у Геродота, рассматривая географические корреляции Страбона и тщательно изучая милитаристские и политические последствия Фукидида, этот анализ стремится создать синтез, резонирующий в современном дискурсе о динамике политической власти. Задачи, поставленные для достижения этой цели, включают: подробную экзегезу классификации и оценки тирании Аристотелем; сравнительный анализ тиранических фигур в изложении Геродота; исследование географических детерминант тирании, предложенное Страбоном; критическую оценку роли тиранов в военных и политических исследованиях о Пелопоннесской войне, задокументированных Фукидидом.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем проводится интегративный анализ раннегреческой тирании через призму философии, историографии, географии и военного дела, что позволяет объединить разрозненные интерпретационные рамки в целостный научный дискурс. Исторически сложилось так, что в исследованиях эти перспективы часто разделены; однако в данном исследовании выдвигается гипотеза, что синкретический подход позволит более тонко понять, как тиранические режимы влияли на философское и физическое окружение и были подвержены его влиянию. В исследовании также представлена новая методологическая основа, использующая интертекстуальную аналитику и сравнительную историографию для сопоставления взглядов Аристотеля, Геродота, Страбона и Фукидида – каждого из светил в своей области, – что позволяет сформировать многогранное понимание проявлений и механизмов тирании.
Гипотеза предполагает, что различные рассказы о тирании, если рассматривать их через призму междисциплинарного анализа, продемонстрируют не только вариативность тиранического правления в различных греческих полюсах, но и эволюцию политической мысли, связанной с автократией и ее ролью в этих древних обществах. Такой подход позволяет пересмотреть традиционные представления о тирании и предположить, что ее влияние на эллинское общество было как более глубоким, так и совершенно иным по своей природе, чем считалось ранее. Используя такие редкие аналитические парадигмы, исследование стремится внести значительный вклад в классические исследования и политическую теорию, предлагая новые взгляды на взаимодействие между географическими условиями, политическими амбициями и историческими нарративами.
Методологическая основа исследования ранней греческой тирании использует эклектичный набор научных работ для установления междисциплинарного диалога в области классических исследований, политической теории и исторической географии. Изначально основополагающие предпосылки заложены Р. Глассманом и К. Джойсом, которые исследуют возникновение и теоретические основы тирании без традиционной царской власти и ее легальных контрастов, соответственно очерчивая контуры тиранического правления по отношению к верховенству закона («Может ли демократия выжить в XXI веке?», 2021; Antichthon, 56, 2022).
Еще более обогащают этот диалог исследования Д. Унруха о символических репрезентациях тирании в исследованиях Геродота («Классический мир», 114, 2021) и П. Родса об исторических проявлениях тирании («Полис: журнал древнегреческой и римской политической мысли», 2019), которые дают критическое представление об историографических и практических аспектах тирании. Аналогичным образом Э. Стюарт и В. Льюис интегрируют культурные и милитаристские измерения тирании через анализ трагедий и эпизодических исторических исследований («Полис», 2023; «Мнемозина», 2019).
Методология исследования также включает в себя сравнительное изучение литературных и исторических тиранов, проведенное Дж. Хейвудом и Д. Постом, которые проводят параллели между Геродотом и Софоклом, чтобы подчеркнуть интертекстуальное влияние на восприятие тирании («Классический мир», 115, 2022). Дополняет эти взгляды работа Г. Уголини о взаимодействии диегезиса и мимесиса в историографии Геродота и Фукидида, которая добавляет слой нарративного анализа, критически важный для понимания стилистической передачи тирании («SJTD», 2, 2016).
Для систематического изучения концептуальных и географических факторов, влияющих на тиранию, в данном исследовании будет использована методологическая смесь теоретического поиска и эмпирического анализа, что позволит раскрыть тонкости тиранического правления в различных греческих городах-государствах. Центральное место в методологической схеме занимает сопоставление классических философских текстов с историографическими отчетами, где теории управления, сформулированные Аристотелем, могут осветить практические описания тирании, найденные у Геродота, Страбона и Фукидида. Такой диалектический подход обеспечивает богатое взаимодействие между теоретическими построениями и историческими реалиями.
Эмпирические методы, преимущественно включающие качественный контент-анализ, позволят извлечь и обобщить данные из первоисточников, предполагая, что в случае постоянного появления конкретных моделей тиранического поведения или политики, они могут свидетельствовать о более широких, лежащих в основе политических теорий и практик. В этом ключе дискурс-анализ текстов, в которых критически рассматриваются риторические стратегии, применяемые тиранами, о которых сообщает Фукидид, может показать, что эти стратегии были не просто ситуативными, а скорее проявлениями глубоко укоренившихся философских и политических идеологий.
Теоретические методы будут включать в себя подход сравнительного анализа, предполагающий, что если тирания в разных регионах демонстрирует схожие черты, несмотря на различные географические и культурные контексты, то эти сходства могут быть обусловлены общими философскими основами. Н-р., акцент Страбона на влиянии географии на политические структуры можно систематически сравнивать с политическими типологиями Аристотеля, предполагая, что физическая среда может предрасполагать определенные города-государства к определенным формам правления, включая тиранию.
Теоретическая значимость данного исследования зависит от его потенциала переосмыслить традиционные нарративы греческого политического развития – в частности, роль тирании в переходе к классической демократии; практическая же значимость заключается в понимании механики автократического правления и его последствий для понимания современных авторитарных тенденций. Объединяя взгляды политической философии Аристотеля (формулирующей динамику различных систем управления) с эмпирическими данными хроник Геродота (подробно описывающих подвиги тиранических правителей), географического анализа Страбона (связывающего физические аспекты с политическими структурами) и военной историографии Фукидида (изучающей стратегии, применяемые тиранами), исследование предлагает многомерную структуру, проясняющую сложное взаимодействие между идеологическими факторами и ощутимыми политическими результатами. Исследование классических текстов с помощью современных методов анализа, таких как сравнительно-исторический анализ и анализ дискурса, углубляет наше понимание того, как древние политические теории не только отражали, но и конституировали политические реалии своего времени. Синтез этих подходов позволяет вести дискуссию с учетом нюансов; н-р., рассматривать «тиранию» не просто как уничижительный термин, а как форму правления, которая при определенных условиях вносила положительный вклад в эллинскую политическую экосистему, централизуя власть и способствуя быстрому принятию решений, что в кризисные времена могло иметь решающее значение для выживания. Ожидается, что результаты исследования поставят под сомнение и, возможно, расширят преобладающий научный дискурс о тирании, предположив, что ее влияние – как пагубное, так и благотворное – было более значительным и сложным, чем традиционно изображалось.
Глава 1. Идеологические и философские основы раннегреческой тирании
1.1. Тирания в учении Аристотеля
Основная цель данного исследования – очертить нюансы траектории развития раннегреческой тирании, закрепив ее генезис, эволюцию и окончательный распад в контекстуальных рамках, предоставляемых фундаментальными историческими источниками; ключевыми для этого исследования являются разъяснения, предложенные Аристотелем в «Афинской политии» и «Политике» [Пер. С.А. Жебелева, М., 1983, Т. 4], наряду с эмпирическими хрониками Геродота, Страбона и Фукидида. Задачи исследования многогранны: во-первых, эксплицировать идеологические основы и операционные механизмы тирании, зафиксированные Аристотелем [под ред. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко, М., 1996]; во-вторых, проследить исторические нарративы о тирании, рассказанные Геродотом и Фукидидом [пер. с англ. Г.А. Стратановского, М., 1972; Л., 1981]- каждое повествование дает ключевое представление о социально-политических и экономических контурах, которые формировали такие режимы; в-третьих, проанализировать географическое распространение и влияние тиранического правления в различных городах-государствах, особенно на примере «Географии» Страбона [Пер. Г.А. Стратановского, М., 1994]; в-четвертых, исследовать взаимодействие между тиранами и их подданными, проясняя динамическое взаимодействие власти, принуждения и, в конечном итоге, сопротивления, которые были характерны для этих режимов.
Используя диалектический подход – синтез теоретических основ (представленных, в частности, Аристотелем) и эмпирических данных (как видно из исторических повествований Геродота и Фукидида), – данное исследование стремится не только проследить «что» и «как» тирании, но и вникнуть в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ahssan, R. Naucraries and the Cylonian Affair. Samara Journal of Science. https://doi.org/10.17816/snv2021102203, 2021.
2. Allen, T. Hippocrates’ Woman: Reading the Female Body in Ancient Greece by Helen King (review). Mouseion: Journal of the Classical Association of Canada, 2, pp. 80 – 85. https://doi.org/10.1353/MOU.2002.0021, 2017.
3. Ambler, W. Tyranny in Aristophanes's Birds. The Review of Politics, 74, pp. 185 – 206. https://doi.org/10.1017/S0034670512000253, 2012.
4. Araujo, M. “They declared war and made their decision to prefer might to right”: Thucydides on the use of force among states. , 11, pp. 71-81. https://doi.org/10.22409/REP.V11I21.46519, 2020.
5. Arruzza, C. Tyranny in Athens. Oxford Scholarship Online. https://doi.org/10.1093/OSO/9780190678852.003.0002, 2018.
6. Baron, C. 3 Duris of Samos and a Herodotean Model for Writing History. , pp. 59-82. https://doi.org/10.1163/9789004299849_005, 2016.
7. Buekenhout, B. Aristotle on the Preservation of Tyranny. Classical Philology, 116, pp. 102 – 112. https://doi.org/10.1086/711889, 2021.
8. Caravale, G. Fruits of Migration: Heterodox Italian Migrants and Central European Culture 1550–1620. Cornel Zwierlein and Vincenzo Lavenia, eds. Intersections: Interdisciplinary Studies in Early Modern Culture 57. Leiden: Brill, 2018. xiv + 402 pp. $138.. Renaissance Quarterly, 73, pp. 1037 – 1039. https://doi.org/10.1017/rqx.2020.153, 2020.
9. Clarke, M. Tyranny: A new interpretation. Contemporary Political Theory, 16, pp. 165 – 168. https://doi.org/10.1057/cpt.2015.65, 2017.
10. Dreher, M. Turannis in the Work of Thucydides. , pp. 87-109. https://doi.org/10.1057/9781137527639_5, 2016.
11. Fleck, R., & Hanssen, F. How Tyranny Paved the Way to Democracy: The Democratic Transition in Ancient Greece. The Journal of Law and Economics, 56, pp. 389 – 416. https://doi.org/10.1086/670731, 2013.
12. Foster, E., & Lateiner, D. Thucydides and Herodotus. , pp. 1-416. https://doi.org/10.1093/ACPROF:OSO/9780199593262.001.0001, 2012.
13. Glassman, R. Education for Democracy in the Twenty-First Century. The Future of Democracy. https://doi.org/10.1007/978-3-030-16111-8_18, 2019.
14. Glassman, R. The Emergence of Tyranny Without Traditional Kingship. Can Democracy Survive in the 21st Century?. https://doi.org/10.1007/978-3-030-76821-8_16, 2021.
15. Greenwood, E. Thucydideses: authorship, anachrony, and anachronism in Greek historiography. Classical Receptions Journal, 12, pp. 32-45. https://doi.org/10.1093/crj/clz020, 2020.
16. Hall, E. (A.J.) Bowen Ed. Aeschylus. Suppliant Women . Oxford: Aris and Phillips, 2013. Pp. 374. £50. 9781908343789.. The Journal of Hellenic Studies, 136, pp. 199 – 201. https://doi.org/10.1017/S0075426916000240, 2016.
17. Hanink, J., & Kasimis, D. INTRODUCTION: IN TERMS OF ATHENS. Ramus, 50, pp. 1 – 8. https://doi.org/10.1017/rmu.2021.3, 2021.
18. Hau, L. Moral History from Herodotus to Diodorus Siculus. . https://doi.org/10.3366/edinburgh/9781474411073.001.0001, 2016.
19. Haywood, J., & Post, D. The Downfall of Croesus and Oedipus: Tracing Affinities Between Herodotus' Histories and Sophocles' Oedipus Tyrannus. Classical World, 115, pp. 225 – 259. https://doi.org/10.1353/clw.2022.0008, 2022.
20. Henny, S. Caught in the crossfire of early modern controversy: Strabo on Moses and his corrupt successors. Intellectual History Review, 28, pp. 35 – 59. https://doi.org/10.1080/17496977.2018.1402440, 2018.
21. Joyce, C. A Positive Doctrine of Tyranny? The Rule of Law Vs. The Rule of a Tyrant in Archaic and Classical Greece. Antichthon, 56, pp. 20 – 39. https://doi.org/10.1017/ann.2022.2, 2022.
22. Lewis, V. From Resolving Stasis to Ruling Sicily: A Reading of Herodotus 7.153-167 in an Epinician Context. Mnemosyne. https://doi.org/10.1163/1568525X-12342540, 2019.
23. Nagy, G. Greek literature in the classical period : the prose of historiography and oratory. . https://doi.org/10.4324/9780203055908, 2014.
24. Pownall, F. Tyranny and Democracy in Isocrates and Xenophon. Trends in Classics, 10, pp. 137 – 153. https://doi.org/10.1515/tc-2018-0007, 2018.
25. Rhodes, P. Tyranny in Greece in the Fifth and Fourth Centuries BC. Polis: The Journal for Ancient Greek and Roman Political Thought. https://doi.org/10.1163/20512996-12340231, 2019.
26. Sorek, S. Ancient Historians: A Student Handbook. . https://doi.org/10.5040/9781472540607, 2012.
27. Stewart, E. Tyranny in Tragedy. Polis: The Journal for Ancient Greek and Roman Political Thought. https://doi.org/10.1163/20512996-12340407, 2023.
28. Tamiolaki, M. Rewriting the history of the tyrannicides: Thucydides versus Herodotus?. Synthesis, 22, pp. 1-15, 2015.
29. Ugolini, G. Drama and Historiography: the Interaction between Diegesis and Mimesis in Herodotus and Thucydides. , 2, pp. 35-61. https://doi.org/10.13136/sjtds.v2i2.88, 2016.
30. Unruh, D. Loaves in a Cold Oven: Tyranny and Sterility in Herodotus’ Histories. Classical World, 114, pp. 281 – 308. https://doi.org/10.1353/CLW.2021.0012, 2021.
31. Wijk, R. Athens, Thebes and Plataia and the end of the sixth century BCE. Journal of Ancient History, 5, pp. 179 – 204. https://doi.org/10.1515/jah-2017-0013, 2017.
32. Андреев Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании // ВДИ. 1999. № 1.
33. Аристотель. Афинская полития // Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подгот. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.
34. Аристотель. Политика / Пер. С.А. Жебелева // Сочинения в 4-х т. М., 1983. Т. 4.
35. Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д, 1997.
36. Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского. М., 1972 (М., 1993).
37. Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998.
38. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964.
39. Зельин К.К. Олимпионики и тираны // ВДИ. 1962. № 4.
40. Макаров И.А. Идеологические аспекты ранней греческой тирании // ВДИ. 1997. № 2.
41. Никольская Р.А. Раннегреческая тирания // Учен. зап. Белорус. ун-та, 1953, вып. 16.
42. Новикова Т.Ф. Раннегреческая тирания на Коринфском перешейке в VII-VI вв. до н.э. // ВДИ. 1965. № 4.
43. Скржинская М.В. Образ коринфского тирана в устной традиции // Античность и современность. М., 1972.
44. Скржинская М.В. Фольклорные мотивы в традиции о Кипселе // ВДИ. 1967. № 3.
45. Соловьева С.С. Раннегреческая тирания (К проблеме возникновения государства в Греции). М., 1964.
46. Страбон. География / Пер. Г.А. Стратановского. М., 1964 (М., 1994).
47. Фукидид. История / Изд. подгот. Г.А. Стратановский, А.А. Нейхардт, Я.М. Боровский. Л., 1981 (М., 1993).