Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет праздники как культурный феномен привлекают внимание исследователей в различных областях гуманитарного знания, от этнографии до философии.Культура празднования сопровождает человеческое общество с начальных этапов развития и является неотъемлемой частью всей культуры. Уникальный культурный облик каждой эпохи отражается в сфере празднования, которая представляет собой набор ценностей, норм и культурных образцов. Культура празднования является богатым материалом для исследований, а постоянное изменение праздника под влиянием меняющихся социокультурных условий является постоянным источником исследований в этой области.
Праздник или holiday в переводе с английского - это праздный или "Святой день" (Holy Day, англ.), т.е. вы будете свободны от повседневных забот. Это возможность встретиться с друзьями, повеселиться от души, вспомнить семейные традиции, испытать трепет ожидания, присущий празднику, и, конечно же, насладиться вкусной едой.
Говоря о британских праздниках, стоит помнить, что территория Соединенного Королевства включает в себя Англию, Северную Ирландию, Шотландию и Уэльс, несмотря на особенности некоторых регионов, жители разных регионов Соединенного Королевства одинаково уважают как национальные, так и местные обычаи. Например, День Святого Патрика, который зародился в Ирландии, отмечается с большим размахом, с шествиями и вечеринками как в Лондоне, так и в Уэльсе. А ко дню рождения шотландского поэта Роберта Бернса в лучших ресторанах страны готовится специальная программа.
Объект исследования – праздники и обычаи Великобритании.
Предмет исследования – особенности праздников и обычаев Великобритании.
Цель работы – рассмотреть особенности праздников и обычаев Великобритании.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие праздника, его сущность,
-рассмотреть историю праздника как социокультурного явления,
-рассмотреть особенности празднования некоторых праздников в Великобритании на примере таких празднеств, как: День рождения монарха,. Пасха, День святого Патрика и Ночь Гая Фокса.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения данного материала в рамках преподавания лингвострановедения для обучающихся вузов или просто для интересующихся культурой Великобритании.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Структура работы: введение, основная часть ( 2 главы), заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ПРАЗДНИК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие праздника, его сущность
Праздники всегда тесно переплетены с важными, а порой и непременными этапами в жизни общества. События, которые лежат в основе праздника, пробуждают у людей желание стать частью происходящего, выразить свое отношение и эмоционально объединиться с другими людьми 1. Это был праздник, который всегда выступал реакцией на происходящее в жизни общества, способствуя передаче традиций из поколения в поколение, объединяя всех участников, отвлекая их от проблем, обучая новому, изменяя и создавая настоящее.
В разное время многие исследователи разбирались в феномене праздника и пытались дать ему определение, но на сегодняшний день неоднозначное понятие "праздник" не имеет единой трактовки. В этой статье мы попытались проанализировать основные определения понятия "праздник". Мы пришли к выводу, что большинство исследователей рассматривают только одну сторону этого явления, но праздники многокомпонентны и постоянно меняются в связи с реакцией на многие факторы и социальные потребности в течение определенного периода времени [6, с. 72]
Учитывая этимологию слова "праздник", можно отметить, что в большинстве языков европейской группы однокоренная со словом "holiday" словоформа имеет латинскую основу в виде корня "fest", производного от словосочетаний "dies festus", "fesia/ферия".
Праздник как одна из древнейших форм человеческой культуры неоднократно становился предметом исследований, но общая теоретическая база вокруг этого феномена все еще сформирована и является одним из наиболее стабильных компонентов культурного пространства, и в то же время праздник очень чувствителен к изменениям, происходящим в обществе.1 С течением времени происходят изменения в обществе, ценностных установках, формах осмысления ценностей и изменения в их выражении. Суть праздника как культурного феномена по-разному раскрывалась разными исследователями, в ходе изучения которых было разработано множество определений.
В толковом словаре Даля описание праздника дано на основе понятия "лень", и в то же время это день, который установлен в память об определенном событии. Е.П.Белоусов также определяет понятие "праздник" на основе старославянского "холидей" – отдых, леность, бездельничанье. Упоминаются также греческие корни слова "праздник", обозначающие торжественные собрания, всеобщее славословие, восхваление4, и латинские фестивали - красивые, приятные, веселые зрелища.
М.М.Бахтин считает праздник "главной формой человеческой культуры.Также различаются понятия "праздник" и "торжество". Пир - это празднование чего-либо с помощью застолья или торжества, застолья или ритуала. С одной стороны, празднование рассматривается как внешнее по отношению к празднику, как форма его выражения, церемониальный аспект, а с другой стороны, многие исследователи описывают празднование как имеющее сакральный характер.
Например, Дж.Хейзинга говорит по этому поводу: "Слово "празднование" говорит само за себя: празднуется священное действо, то есть, другими словами, это люди, которые торжественно собрались у святилища, чтобы вместе выразить радость. Посвящение, жертвоприношение, священные танцы, священные состязания, представления, таинства и мистерии – все это входит в рамки фестиваля".
Таким образом, праздники Й.Хейзинга - это более широкое понятие, чем празднества. Празднование наделено большей торжественностью, святостью и мистицизмом [12, с. 82]
К.Жигульский в своей работе приводит следующее определение из "словаря гуманитарных наук": "Праздники подтверждают социальные и культурные связи забавным (игривым) образом. Праздники создаются вокруг особого мифологического сюжета и организуют, по крайней мере, нарушения порядка, если не препятствия, для получения или укрепления согласия общественного сознания с необходимый порядок. До тех пор, пока используемая в данном случае символика и связанные с ней мифы ценны для группы, праздник имеет ценность".
К.Жигульский считает, что это определение не совсем оправдано, поскольку, с его точки зрения, подобными концепциями (мифы, игры, развлечения) пытаются объяснить все культурные феномены. На самом деле праздник всегда строится вокруг определенной ценности, добра и выражается только с помощью символов, иногда с помощью игр и мифов, но также и с помощью "магии" [5]
По словам К. Жигульского, праздник - это один из социальных институтов, который защищает, продвигает и обновляет ценности культуры, в рамках которого общество организует осознанную жизнь. Таким образом, польские исследователи рассматривают мифологию и игры отдельно от праздника, а последний представляет собой совершенно самостоятельную структуру, использующую мифологию лишь как вспомогательный элемент.
Но мы не можем полностью согласиться с этим, потому что мифологический принцип является неотъемлемой составляющей праздника, который мы подробно опишем позже. Й.Бьерре говорит, что праздники - это не только сознание, но и действия, которые начинаются с мифологических выражений. Это характерно не только для его первобытной стадии, но и для всех этапов культурного развития. На современном этапе человеческое общество также строит свою жизнь в основном на мифах, постоянно создавая их, мифизируя свое прошлое и формируя соответственно настоящее и будущее.
Научные работы, посвященные происхождению праздника, в какой-то мере неточно указывают на период его появления. Кроме того, существование праздника должно быть тесно связано с формированием представлений о времени и пространстве, священных и профанных вещах.Можно предположить, что в первобытные времена гармония и компенсаторная функция праздника были главными. Эту линию развивают и современные исследователи.
Например, И.В.Гужова анализирует вопрос о происхождении праздника: "Праздник - это эмоционально-символическое выражение и моделирование человеком (обществом) своего эстетического отношения к опыту обретения гармонии с миром".
С точки зрения А.Ф. Еремеева, это необходимо скорректировать глубоко укоренившееся мнение о том, что древнейшему человеку не свойственно празднование праздника в нашем понимании. В частности, он отмечает, что состояние веселья и радости, испытываемое на современных праздниках, было характерным и естественным для многих первобытных племен. Исследуя природу первобытных праздников, А.Ф.Еремеев отмечал, что "Праздник - это не формальное выполнение навязанной извне роли, а реализация необходимых внутренних душевных порывов и присущего им настроения" [1]
По сути, правильное определение В.И. Даля выглядит довольно поверхностным, но в нем есть элемент, заслуживающий отдельного упоминания. Этот элемент является непосредственной частью праздника - обычай представляет собой порядок действий, привычные и устоявшиеся стереотипы, которые воспроизводятся в определенных социальных группах.
Д.Н.Ушаков в "Толковом словаре русского языка" приводит 7 значений: это день или несколько дней, посвященных празднику. память о религиозных событиях, выдающихся исторических или гражданских событиях, но нам ближе всего это определение: "День отдыха, официально установленный при праздновании выдающегося события" 5. По определению Д.Н.Ушакова, важнейший элемент праздника - событие. Праздник без событийной основы - это просто зрелище и не более того. Акции, которые основаны на важных событиях, отмечаются каждый год и будут необходимы обществу. Также упоминаются такие важные элементы, как веселье, радость и игры.
Невозможно не указать на 5 определений, приведенных в словаре Ожегова. Таким образом, праздник – это день празднования, который был установлен, чтобы почтить или вспомнить кого-то, что-то. День или серия дней, отмечаемых церковью в честь религиозного события или святого. Праздничные дни, нерабочие дни. День радости и празднования. День игр и развлечений.
Ожегов объединяет трактовку праздника Даля и Ушакова с этой особенностью, акцентируя внимание на том, что праздник - это не праздник, образованный от слова "кумир", а праздник праздничный.То есть он пустой, свободный, незанятый. Этот момент, если рассмотреть более подробно, служит очень важной составляющей в понимании и происхождении праздника в целом. Появление времени, освобожденного от работы, в целом способствовало формированию представлений о времени и его границах. Время, освобожденное от работы и наполненное своими особыми традициями, которые регулярно возникают в жизни общества, является "одним из первых и наиболее четко зафиксированных проявлений человеческой культуры"1. На этот раз оно представляет собой симбиоз двух сфер человеческой деятельности, таких как работа и общение. Когда работа и повседневная жизнь отходят на второй план, возникают особые специфические сферы праздничного общения, которые регулируют социальный организм и становятся элементом культурного развития (в праздничном поведении можно наблюдать возникновение многих видов искусства, эстетического восприятия).
1. Одним из наиболее важных аспектов изучения существования праздника является рассмотрение его пространственных и временных характеристик.
Коган пишет: "Произведения культуры имеют только настоящее время.