Фрагмент для ознакомления
2
Тревожность и поведение в конфликтных ситуациях тесно связаны, так как эмоциональное состояние человека в значительной степени определяет его реакции на вызовы и стрессовые моменты. Различные уровни тревожности могут влиять на выбор стратегии поведения в конфликте, что, в свою очередь, определяет исход взаимодействия. Это связано с тем, что тревожность активизирует определенные психологические механизмы, которые либо стимулируют индивида к активным действиям для разрешения конфликта, либо, напротив, приводят к избеганию или пассивности.
Зарубежные и отечественные авторы имеют разные подходы к изучению тревожности. Это очень актуальная тема, обсуждается она активно и по сей день.
Существует адекватный уровень тревожности. Подразумевает под собой умение регулировать уровень стресса за счет эмоционально-волевой регуляции. Как правило, такой навык является внутренним фактором, что олицетворяет зрелую личность.
Тревожность, как психологическая проблема, прежде всего связана с трудностями социально-психологической адаптации и формированием человеком представлений о себе и своих качествах. Согласно Зигмунду Фрейду, тревожность обусловлена тремя основными характеристиками: чувством неприятности, вызывающим эмоциональное переживание; соматической реакцией; и осознанием ситуации, в которой возникает тревожность. В рамках своих исследований Фрейд выделил три разновидности тревожности: объективную, невротическую и моральную. Он также подчеркивал, что основное отличие невротической тревожности заключается во внутреннем характере опасности, которая не осознаётся сознательно, и в страхе нанесения ущерба, являющемся основным источником этого вида тревожности.
В контексте неофрейдизма феномен тревожности развивается как склонность к частому и интенсивному переживанию тревоги и страха, при этом порог возникновения тревожной реакции снижен. Несмотря на наличие индивидуальных различий в проявлениях тревожности, характерно, что такое состояние вызывает у человека повышенное беспокойство и страх в конкретных социальных контекстах.
Следовательно, тревожность является не только проявлением индивидуальных психологических особенностей, но и результатом внутреннего конфликта, связанного с недостаточно ясным или запутанным самовосприятием и самооценкой, что ведёт к ощущению отчуждённости и усилению беспокойства в ситуациях, не имеющих прямого отношения к личности.
В контексте юношеского возраста тревожность часто проистекает из сложившейся под влиянием многообразных социальных взаимодействий неблагоприятной психологической атмосферы, которая становится катализатором определённых эмоциональных реакций. К примеру, концепция «перегрузки», обусловленной сочетанием учебной деятельности и трудовых обязанностей, выступает в качестве стрессора, способствующего усилению напряжения среди студентов. В этом же возрасте нередко возникает «неопределённость», подразумевающая чувство неуверенности, присущее многим молодым людям.
Изучение данного вопроса также позволяет говорить о значении «однообразия», которое в юношеских годах может вызывать тревожные состояния, проявляющиеся через апатию и леность; в таких условиях появляется потребность в новых впечатлениях для сохранения психологической стабильности и творческого потенциала. Особенно значимым является ощущение «беспомощности», когда сильная тревожность вызывается как необходимостью принимать решения и нести за них ответственность, так и невозможностью повлиять на происходящее, что требует мириться с чужими решениями или неизбежными обстоятельствами.
Так, в юношеском возрасте часто проявляется ситуативная и реактивная тревожность, которые характеризуются субъективными переживаниями и эмоциями, такими как напряжение, беспокойство, озабоченность и нервозность. Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, повышающими вероятность неудачи, и сопровождается такими факторами, как высокий уровень нейротизма, что указывает на эмоциональную неустойчивость и лабильность, проявляющуюся в усиленной возбудимости и реактивности, а также низкий уровень умения управлять эмоциями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 424с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 424с.
4. Анцупов, А.Я. Проблема конфликта / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Педагогика, 2002. - 248с
5. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности/ Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал – 1997. – №2. С. 34- 38
6. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М.Астапов. – СПб.: Питер, 2007. – 402с.
7. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2000. -462с.
8. Баярд, Р. Волнение беспокойного подростка/ Р. Баярд, Д. Баярд. - М., 1978. – 345 с.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1988.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2007. – 402с
11. Болотова, А.К., Прикладная психология / А.К. Болотова, И.В. Макарова. - М.; «Аспект Пресс», 2001.
12. Бородкин, Ф.М. Внимание конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск, 1994. - 460с.
13. Вачков, И.В. Тревожность, тревога, страх: различение понятий/ И.В. Вачков // Школьный психолог. – 2004. – №8. С. 9. - 12
14. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология/ Е.И. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: Инфра-М, 2000. – 640 с.
15. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов /П.Я. Гальперин. - М: Высшая школа, 2002. – 400с.
16. Георгян, А.Р. Психолого-педагогические условия профилактики и конструктивного разрешения конфликтных ситуация в системе отношений «учитель-ученик» / А.Р. Георгян // Авторефеарт диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Владикавказ, 2008 – 85с.
17. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций /Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 368с 60
18. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер. – 2008. – 544 с.
19. Данилова, Н.Н.Психофизиология /Н.Н. Данилов. - М.:Аспект Пресс, 2000. - 373с.
20. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2007. -580 с.
21. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: «Педагогика», 1987. - 168с.
22. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - СПб., 2010. – 320 с.
23. Ефимкина, Р.П. Детская психология/ Р.П. Ефимкина. – Новосибирск, 1995. – 303 с.
24. Зейгарник Б.В. Общая психопатология. – М.: Воронеж: МСПИ, НПО «МОДЭК», 1999.
25. Кибанов, А.Я., Ворожейкин И.Е. Конфликтология / А.Я Кибанов, И.Е. Ворожейкин. - М.: «ИНФРА-М», 2011. - 301с.
26. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты / Т.Н. Кильмашкина. - «ЮНИТИ-ДАНА»,2009. - 287с.
27. Клецина, И. С. Практикум по социальной психологии / И.С. Клецина. - СПб.: «Питер», 2008.
28. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. - М.: «Идея-Пресс»,2000.
29. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию // Г. И. Козырев. - М.:ВЛАДОС, 2001. – 286 с.
30. Конфликтология: уч. пособие для ВУЗов / Под ред. Ю.Г. Запрудского, В.Н. Коновалова, В.П. Курбатова и др. -Ростов на- Дону, 2001. – 307 с.
31. Кордуэлл Майк. Психология. Словарь.- М., 1999.