Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы: На протяжении всех времен ювелирные украшения были символом роскоши и богатства, но никак не искусства. Однако в 18 веке, под воздействием течения ар-деко, стиль начинает меняться. Становятся популярными новые материалы, технологии и образы.
Эволюция и необыкновенные метаморфозы этого стиля заставляют критиков пересмотреть свое отношение к нему. Ар-деко вызывает самые разные толкования и оказывается предметом множества споров. Скоро появляется точка зрения, согласно которой ар-деко является кратковременным и переходным явлением, близким к стилю ар-нуво, так же как барокко и рококко.
Мастера вдохновляются природой и все ее проявлениями. Ювелиры стремятся не только передать красоту природы, но и ее хрупкость и мимолетность.
Вдохновение черпают из японской культуры, где понятие красоты несовершенства близко художникам данного круга. Именно поэтому на первый план выходят граничные состояния: рождение или увядание, цвета заката или рассвета.
Одним из главных образов стиля становятся женщины. От изысканных головок с прическами, напоминающими цветочные венки, до обнаженных тел во весь рост. Эти образы порождают чувственность изделий, обладающих нежностью и романтической мечтой.
Женщин ар-нуво называют нимфами и музами, объектами грезы каждой тонкой натуры. Важной чертой этого стиля становится и мистика: образы девушек, плавно переходящих в птиц или летучих мышей, превращаются в божества декадентской эпохи, восхищающие эстетикой заката и увядания.
Как само собой разумеется, в ар-деко используются новые материалы, способные передать эту эфемерную красоту. Мастера предпочитают матовость и неброский, загадочный блеск серебра. В качестве любимого камня выбирают переливающийся опал, а также используют в огранке коралл, кость, рог.
Но самым знаменитым и излюбленным материалом становится эмаль, позволяющая создать красивые, сложные и постоянно меняющиеся образы в зависимости от освещения – именно то, что является в сущности ар-нуво. Главным деятелем данного стиля становится французский художник-ювелир Рене Лалик.
Он создает целый мир, который впоследствии многократно копируют. Его интересует прежде всего работа с литым стеклом. После отливки поверхность изделий патинируют или покрывают цветными эмалями, благодаря чему создается сияние (так называемое опалесцентное стекло).
Лалик не только создает украшения, но и интерьерные предметы и аксессуары. Наибольшую известность приобретают его вазы и флаконы для духов. Однако именно украшения, в том числе заказы для актрисы Сары Бернар, приносят ему настоящую славу.
Лалик предпочитает витражные эмали и лунные камни, опалы. Он вводит их в ювелирную моду, превратив их из этих простых материалов в произведения искусства. Лалик создает сложные композиции: пейзажи или многофигурные композиции, используя различные эмали, золото, полудрагоценные и драгоценные камни.
Объектом данного исследования выступает творчество французского ювелира Рене Лалика
Предметом данного иссдледования является ювелирное искусство конца XIX века.
Цель исследования – изучить особенность ювелирных изделий Рене Лалика.
Задачи:
Изучить творчество Рене Лалико;
Описать характерный подчерк мастера.
1. Творчество Рене Лалико
Выдержка: Знаменитая торговая марка "Lalique" ассоциируется с благородным блеском хрусталя, сиянием дорогостоящих металлов, ароматом дорогого парфюма, а также стилем ар-деко и ар-нуво, что символизирует роскошь и утонченность. Марка получила название по имени своего создателя, великого ювелира, художника и дизайнера Рене Жюля Лалик. Он внес революционные изменения в стеклоделие, разработав 16 своих технологий, а также проявил себя как великолепный маркетолог. Лалик обратился к массовому производству художественного стекла, создав новые направления на рынке и идя в ногу со временем, принося красоту в мир. Родившийся и выросший в Шампани, в окружении старинных замков и виноградников, сын портнихи и торговца вином, Лалик получил образование в колледже Тюрго. Впоследствии он стал учеником ведущего парижского ювелира Луи Аукока, чьей компании Aucoc королевские гости покровительствовали. Работая в Лондоне в художественной школе Кристал-Пэлас, Лалик оттачивал свои навыки графического дизайна и развивал свою любовь к природным мотивам. Вернувшись в Париж, Лалик приступил к работе в мастерской и стал внештатным дизайнером во многих французских ювелирных компаниях, таких как Cartier и Boucheron. В 1884 году его работы были представлены на выставке в Лувре, где он получил первое признание. Заказчик Лалика предложил ему партнерство, но вскоре Лалик получил еще более выгодное предложение от ювелира Жюля Дестапа и стал возглавлять его мастерскую. В этот период он ввел в украшения новые материалы, такие как слоновая кость, рог, эмаль и поделочные камни, и создал ювелирные изделия, которые стали произведениями искусства. Лалик полностью посвятил себя работе и стал пионером в области дизайна ювелирных украшений, оправдавших их художественную ценность[1].
В 1889 году парижский салон дю шан-де-марс принес еще большую известность Лалику. О нем заговорили, его ругали, его превозносили, но все эта шумиха сыграла ему на руку. Многие женщины мечтали получить украшение от Лалика, но одной из главных его заказчиц, способствовавших оглушительному успеху ювелира, стала Сара Бернар. Эта актриса находилась на пике славы, ее афиши пестрели по всему Парижу, о ней говорили, ей подражали. Бернар являлась желанной гостью в лучших парижских салонах и одной из законодательниц моды. Однако массивные украшения Лалика плохо сочетались с закрытыми платьями, и модельеры поняли это: модели стали более изящными, ткани — струящимися, а женщины — более обнаженными.
"Божественная Сара" восхищалась изысканными украшениями Лалика, их декоративностью и плавными линиями, восточной стилизацией, напоминающей о Японии, Египте и Китае. Броши и широкие ожерелья-ошейники, диадемы и кольца, тяжелые браслеты и крупные серьги "от Лалика" сверкали и переливались на сцене, делая Сару Бернар неотразимой, а Рене Лалика — всемирно известным. Позже украшения для актрисы создавали художник Альфонс Муха и ювелир Жорж Фуке[2].
В итоге, Рене и Алиса полюбили друг друга. В 1892 году Алиса родила дочь Сюзанну, а только через год художник окончательно развелся с первой женой Марией Ламберт. В 1900 году паре родился сын Марк, а спустя два года они оформили свои отношения официально. Алиса обладала достаточно хорошим художественным образованием, отлично разбиралась в искусстве и его современных течениях. Говорили, что она даже работала над некоторыми эскизами для украшений, создаваемых в мастерсках ее мужа. Лалик всегда мог рассчитывать на ее советы и поддержку. К сожалению, этот союз продлился недолго — Алиса скончалась в 1909 году[3].
Рене Лалик, профессиональный ювелир с богатым опытом, открыл свой новый магазин на улице Терезы, недалеко от Парижской оперы, в 1890 году. Здесь он начал свои первые эксперименты со стеклом, которое всегда привлекало его внимание. Лалик уделял особое внимание цветам, форме, оттенкам и способам обработки стекла, а также дизайнерским возможностям. Сначала он пробовал новые идеи в своем загородном доме в деревне Клерфонтен, неподалеку от Парижа, и его эксперименты были признаны успешными. Однако доходы от этого еще не приносились. В 1897 году Лалик представил свою коллекцию ювелирных изделий в стиле ар-нуво, что принесло ему грандиозный успех. Его работы были еще более признаны после участия на всемирной выставке в Брюсселе в 1897 году. В 1900 году Лалик получил гран-при и орден почетного легиона за свою экспозицию на всемирной парижской выставке. Это был его международный триумф, который привлек новых заказчиков. Монархи и аристократы оценили гениальность Лалика, его дизайнерские идеи и смелость воплощения. Его украшения идеально отражали дух "конца века" с его индивидуализмом и отказом от традиций. В это же время Лалика приметил богатый поклонник - Галуста Саркиса Гюльбенкяна, финансиста и нефтяного магната. Гюльбенкян стал коллекционировать работы Лалика, считая их шедеврами ювелирного искусства. Их дружба продолжалась долго, и Гюльбенкян приобрел более 150 украшений и дизайнерских вещей Лалика. Теперь эта коллекция, наряду с другими, известными работами, представлена в музее Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне. В 1905 году Лалик познакомился с парфюмером Франсуа Коти, который уже был известен своими парфюмерными композициями, включая свой первый успешный парфюм под названием "Роза Жакмино". Коти заказал у Лалика дизайн для флаконов своих духов, так как тогдашние были не очень привлекательными. Позже Коти и Лалик сотрудничали не только по дизайну, но и по созданию новых парфюмов. Их сотрудничество стало очень плодотворным, и Лалик выполнил дизайн для нового магазина Коти на 5-й авеню в Нью-Йорке[4]
Вслед за известным парфюмерным домом Лалик, другие фирмы также обратились к нему за помощью: идея о создании элегантных флаконов оказалась коммерчески удачной, и заказы начали поступать один за другим. Вскоре духи фирм Roget&Gallet, Worth, Molinard, Guerlain, Lelong, Houbigant были представлены на рынке в изысканных дизайнах от Рене Лалика. Сам Лалик был увлечен новой работой со стеклом, к которой он стремился последние годы. Скоро его стеклодувные мастерские не могли справиться с объемом заказов, и Лалик передает часть работ на фабрику Легра, а в 1909 году арендует стеклодувный завод и затем выкупает его. Рене Лалик создал брошь "Поцелуй" в память о своем бурном романе с очаровательной француженкой, который начался в Лондоне примерно в 1904 году. Лалик обожал женщин, боготворил их и иногда имел романы с другими женщинами. В результате этой связи в 1907 году родился мальчик Рене Ле Мениль. На обороте броши есть надпись: "Я мечтаю о поцелуях, которые длится вечно!". Когда Лалику исполнилось 65 лет, его третья жизненная спутница, Мари Анере, родила ему сына Жана Раймона, а в 1927 году - дочь Жоржетту. У Рене Лалика всего было шестеро детей. Рене Лалик, "отец" нового направления в дизайне, мечтал "создать то, чего раньше никогда не видели". Времена менялись, и он постепенно перешел от ювелирных изделий к изготовлению стекла. К 1912 году мастер полностью сосредоточился на стекольном производстве, применяя свой дизайнерский талант для создания новых рецептов стекла и методов его обработки. Каждый парфюмерный флакон, созданный Лаликом, являлся произведением искусства и вызывал восторг публики. Один из его любимых материалов был хрусталь. Рассказывают красивую историю о том, как в юности Рене, который был любителем рисования, прекрасно изображал природу, но никак не мог нарисовать облака. И вот много лет спустя он нашел материал, в котором смог передать зрителю легкость и изменчивость движения облаков, и это стекло из хрусталя. "Женщины и природа - мой основной источник вдохновения", - не уставал повторять Лалик. Красивые женские лица и силуэты появлялись на всех его произведениях - ювелирных украшениях, флаконах для духов, вазах. Одна из самых известных ваз Лалика - "Вакханки" - по-прежнему является культовым произведением искусства. Дизайнеру удалось передать прекрасную пластику танцующих женских тел, напоминая античных богинь. С 1909 по 1912 год Лалик создал несколько уникальных ваз. Произведения, полученные с помощью метода "исчезающего воска" (cire perdues), существовали в единственном экземпляре - такова была технология