Фрагмент для ознакомления
2
Уже с 1990-х годов в литературе было принято отделять санкции от торговых войн. Предполагалось, что в отличие от санкций, которые имеют политические цели, торговые войны преследуют цели экономические (захват рынков, повышение конкурентоспособности национального производителя и т. п.) и имеют другой инструментарий (ограничения операций в первом случае и изменение тарифов во втором.
Сегодня границы между санкциями и торговыми войнами оказались размытыми. Например, торговая войня США против КНР сопровождалась общей политизацией отношений и точечными торговыми и финансовыми санкциями. Санкции против России еще больше размывают эти границы: повышение тарифов и отказ от нормальных торговых отношений вошли в число мер, предпринимаемых рядом зарубежных стран в ответ на специальную военную операцию на Украине.
В 2022 году Россия испытала значительное давление со стороны ЕС и США, которые выражали свое негодование по поводу внешней политики нашей страны посредством введения санкций. На сегодняшний день Россия – страна с самым большим количеством введенных против нее санкций. Санкции – это элемент правовой нормы, предусматривающий коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые к государству.
Экономические санкции – это ограничительные меры, применяемые одной страной (группой стран) к другой для того, чтобы принудить ее правительство выполнять определённые условия или изменить политический курс. Против нашей страны были введены торговые и финансовые ограничения. В большей степени санкции затронули финансовый и фондовый рынок России.
Целью данной работы является рассмотрение санкционной политики, угроз или возможностей для развития российской экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие санкций и их классификацию;
- описать санкционную политику, её цели, задачи и инструменты;
- проанализировать методы воздействия санкционной политики и их последствия на национальную экономику страны;
- описать причины и последствия санкций против России;
- сделать анализ макроэкономических показателей российской экономики в 2014-2023 гг.;
- описать адаптацию российской экономики к санкционному режиму в 2022-2023 гг.;
- рассмотреть государственную поддержку импортозамещения российских предприятий.
Объект исследования – санкционная политика.
Предмет исследования – влияние санкционной политики на экономику России.
Глава 1. Теоретические основы санкционной политики
1.1 Понятие санкций и их классификация
Санкции представляют собой комплекс принудительных мер, используемых государствами или международными организациями в отношении к отдельной стране. Как прием определенного воздействия, санкции сосредоточены на принуждение правительства страны, в отношении которой они направлены, существенно изменить направление действующей политики. На современном уровне устойчивость страны определена уровнем экономического развития, в связи с чем, ограничение экономических связей наделяют санкции сильным воздействующим давлением, страна же, на которую направлены санкции, обладает возможностью развивать экономическую деятельность на внутренних ресурсах, внедряя определенные программы в области своего развития .
В современном мире санкции рассматриваются как важный экономический инструмент для обеспечения соблюдения норм международного права и правил. Разработанные после первой мировой войны для достижения внешнеполитических целей, применение санкций использовалось как реальная угроза и альтернатива военным действиям.
Сегодня санкции применяются во всем мире международными институтами, такими как ООН, и отдельными государствами для обеспечения соблюдения конкретных целей и задач. Эти санкции применяются в самых разных сферах: финансах, авиации, здравоохранении, торговле и других. В зависимости от целей санкций их можно разделить на несколько категорий: односторонние или многосторонние, в отношении физических или юридических лиц, целевые или бессрочные и другие.
Влияние санкций со временем снижается, поскольку страна приспосабливается к введенным санкциям, что можно наблюдать в экономике Российской Федерации. С начала «спецоперации» значительная часть хозяйствующих субъектов смогла изменить географию поставок, привлечь новых поставщиков и решить проблемы с логистикой. Сотрудничество с новыми партнёрами по импорту и экспорту, рост поставок нефти на альтернативные рынки и завершение ранее начатых проектов в строительстве способствовало росту экономической активности .
Инструментально санкции имеют экономическую природу, т. е. ограничивают конкретные хозяйственные операции. А их цели обычно имеют политическую природу и призваны повлиять на политический курс (внешний или внутренний) страны-мишени. РФ наносится ущерб такого уровня, который должен заставить ее исполнять требования страны-инициатора.
На практике такая связь оказывается нелинейной: в одних случаях достаточно относительно небольших ограничений, чтобы добиться изменения поведения страны-мишени. В других - даже масштабное и долговременное давление не приводит к ожидаемым результатам. Можно также рассматривать санкции как средство сдерживания и ограничения военно-промышленного потенциала, особенно когда они вводятся в контексте развития ракетно-ядерных и иных программ. Все чаще в литературе обсуждается и сигнальная функция санкций, когда символические ограничения играют роль предупреждения о возможных более широких ограничениях, или, когда дипломатических мер убеждения оказывается недостаточно. Иными словами, выделяется три базовые политические цели санкций: влияние на политический курс, сдерживание потенциала и посылка сигнал.
Санкции обычно можно разделить на два типа в зависимости от органа, выдавшего санкции. Есть многосторонние санкции, которые могут быть введены либо ООН (конкретно, только под руководством СБ ООН), либо группой стран с общей целью, например, санкции ЕС в отношении России. С другой стороны, существуют односторонние санкции, которые применяются одной страной в отношении другой страны для достижения внешнеполитических целей, например, санкции против России со стороны США, Великобритании, Австралии, Канады и других. В ответ на санкции государства могут применять контрсанкции, то есть меры против государств, которые первоначально ввели санкции, для защиты отечественной экономики от возможного воздействия санкций, а также для достижения собственных внешнеполитических целей. Одним из таких примеров являются российские санкции против западных экономик.
Хотя существует мнение, что односторонние санкции являются незаконными в соответствии с международным правом, это не является международно-признанным определением. В международном праве нет положений, запрещающих односторонние санкции. Под рубрикой «реторсий и контрмер» признаются такие понятия, как самопомощь, т. е. решение вопросов без участия международных организаций.
Согласно Закону об ответственности государств за международно-противоправные деяния (ARSIWA), который представляет собой нормы международного обычного права, Комиссия международного права (КМП) определила санкции как «коллективные принудительные меры, решение о применении которых принимается международной организацией или группой государств» . Мандат КМП признан Генеральной Ассамблеей ООН.
Хотя это определение не включает односторонние санкции, наложенные на определенные государства другими государствами, КМП определила санкции со ссылкой на реторсию и контрмеры. Такие реторсии и контрмеры могут носить экономический, культурный, дипломатический и/или военный характер, но не могут включать применение угрозы или силы.
Международные экономические санкции, введенные СБ ООН, можно разделить на две части; во-первых, это контртеррористические санкции, которые применяются к физическим и юридическим лицам, причастным к террористической и связанной с ней деятельности. Во-вторых, санкции, наложенные ФАТФ на определенные государства путем добавления их в черный список или специально известные как «юрисдикции с высоким риском». Кроме того, в сером списке ФАТФ есть и другие государства, известные как «юрисдикции, находящиеся под повышенным контролем» .
Все международные транзакции в эти юрисдикции и из этих юрисдикций находятся в сфере соблюдения банковского комплаенса, и в обязанности отделов комплаенса финансовых учреждений входит обеспечение надлежащей должной осмотрительности транзакций и предотвращение возможного финансирования преступной деятельности через их систему.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абуеиса М. Т., Влияние международных экономических санкций на финансовый потенциал компании // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 12. — С. 40-45
2) Айдрус И.Ахмед Зейн, Семичева В.О., Березина А.Э. Влияние экономических санкций на ИРАК//НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ. СЕРИЯ 1: ЭКОНОМИКА И ПРАВО. 2015. с. 108-110
3) Ворсин Н.А., Ткаченко Е.А., Голушко Е.В. Адаптация российских компаний к западным санкциям и новые пути развития// ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 117-120
4) Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 221-225
5) Джафарова А. Н., Смирнова Е. А. Инфляционное таргетирование как основной инструмент денежно-кредитной политики в России//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том 1. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 99-102
6) Керопян Б.С., Кислякова Е.А., Недорезова О.Ю. Влияние санкций на экономику России//ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией В.Н. Лазарева, Б.Я. Татарских. Пенза, 2022. С. 151-154
7) Коровина Е. И. Актуальные вопросы государственной поддержки для устойчивого развития предприятий в условиях санкций// МЕНЕДЖМЕНТ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПАРАДИГМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2023. С. 102-105
8) Любовцева Е.Г. Влияние санкций на развитие экономики России: возможности и ограничения. / Е.Г. Любовцева, И.А. Гордеева // Oeconomia et Jus – 2022. № 3 8-16 с.
9) Малков С. Ю., Андреев А. И. и др. Россия в контексте мировой динамики: моделирование и прогноз. - М.: Московская редакция издательства «Учитель», 2020. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381851/ (дата обращения 18.05.2024)
10) Масканова А.В. Угрозы и проблемы экономической безопасности России в условиях международных санкций. / А.В. Масканова // Экономика и социум – 2022. № 4(95)-1. 372-375 с.
11) Матушевская В.И., Зубкова Ю.Б. Санкционная политика: историческая ретроспектива// ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ. Тезисы докладов и выступлений III Международной научно-практической конференции молодых ученых. Общая редакция Л.И. Дмитриченко. Донецк, 2022. С. 182-185
12) Оруч Т.А. Исследование показателей и результатов импортозамещения в промышленности России. / Т.А. Оруч // Инновации и инвестиции – 2023. № 1. 289-293 с.
13) Симачев, Ю.В. Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания [Текст]: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. / Ю. В. Симачев (рук. авт. кол.), А. А. Яковлев (рук. авт. кол.), В. В. Голикова и др.; Нац. исслед. ун - т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 9. — 38 с.
14) Синельникова-Мурылева Е. В., Дискуссия об оптимальности целевого уровня инфляции // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2020. — № 3. — С. 3-5
15) Тимофеев И.Н. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: хрестоматия. Издание 3 - е, переработанное и дополненное / [сост. И.Н. Тимофеев, П.И. Чуприянова, К.В. Троцкая]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2023. С. 132. — 536 с.
16) Фархутдинов И.З. Утрехтский мирный договор: начало или конец вестфаля? Опыт доктринального исследования проблем формирования современной модели международных отношений в контексте развития международного права. //Евразийский юридический журнал. – № 10 (137). – 2019. – [Электронный ресурс].– Режим доступ..а: https://eurasialaw.ru/docs/Doktrina%20_Prodolzhenie.pdf (дата обращения 18.05.2024).