Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Международные перевозки осуществляются всеми видами транспорта, но железные дороги отвечают за более половины всего внешнеторгового грузооборота. Цель курсового проекта — разработка передовой технологии перевозки грузов в международном сообщении. Проект охватывает такие аспекты, как составление международных контрактов, выбор оптимальных вариантов транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых грузопотоков и расчёт технического оснащения перегрузочных фронтов пограничных станций.
В условиях рыночной экономики роль транспорта во внешней торговле возрастает. Он обеспечивает доставку товаров от экспортёров к импортёрам и гарантирует выполнение обязательств по купле-продаже и успешность внешнеторговых сделок.
Важное значение имеет поиск эффективных маршрутов перевозок, выбор способов транспортировки товаров, форм и методов организации перевозочного процесса.
Для поддержания внешнеэкономических связей, развития международной торговли и сотрудничества между странами необходимо создавать надёжные транспортные связи, обеспечивающие своевременную и безопасную доставку грузов, их беспрепятственное прохождение через государственные границы и сохранение качества грузов во время перевозки.
Одна из главных целей, указанных в Стратегической программе развития ОАО «РЖД» до 2030 года, — глубокая интеграция в Евро-Азиатскую транспортную систему. Это особенно актуально в условиях быстрого роста отечественной экономики и расширения масштабов внешнеторговых связей. За последние пять лет объём перевозок грузов в международном сообщении на российских железных дорогах увеличился примерно на 70 % и составляет около 30 % от общего объёма сети. Внешнеторговые операции с предприятиями стран, граничащих с Российской Федерацией, активно развиваются, поэтому объёмы перевозок с Казахстаном, Финляндией, Беларусью и странами Прибалтики постоянно растут.
Особенность участия железнодорожного транспорта в перевозке внешнеторговых грузов России заключается в том, что он доставляет большую часть товаров по территории страны в российские порты и из них для дальнейшей отправки морским и речным транспортом. Кроме того, железнодорожный транспорт осуществляет транзитные перевозки грузов иностранных клиентов по территории России, предоставляя транспортные услуги на экспорт. Таким образом, оценивая роль железнодорожного транспорта во внешнеэкономических связях в целом, необходимо учитывать не только данные о железнодорожных перевозках, но и объёмы грузов, перевозимых в смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также транзитные перевозки.
Организация управления железнодорожным транспортом основывается на производственно-территориальном принципе, при котором вся железнодорожная сеть разделена на железные дороги. Управление каждой дорогой включает различные службы и отвечает за всю деятельность железной дороги. В свою очередь, дороги делятся на территориальные подразделения — отделения, которые занимаются руководством производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью линейных производственных предприятий, расположенных в их границах.
Линейные предприятия включают станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, участки энергоснабжения и другие. Они являются основными исполнителями работ по перевозке грузов и пассажиров. На железных дорогах возможна приватизация или создание частных предприятий, компаний и фирм, хотя это не влияет на государственную монополию.
Система управления железнодорожным транспортом аналогична в большинстве стран мира. Только в некоторых странах, таких как США, Канада, Япония, Бразилия и Австралия, есть частные железные дороги (в США и Японии все железные дороги частные, а в остальных странах частные дороги сосуществуют с государственными).
Однако во всех странах разрешено создание частных предприятий, работающих в сфере железнодорожного транспорта, а также частных железнодорожных подъездных путей к предприятиям и внутризаводского транспорта. Перевозка грузов по железным дорогам является сложным процессом с технической, технологической и правовой точек зрения. В этом контексте деятельность железнодорожного транспорта характеризуется двумя аспектами. Первый связан с решением множества задач по непосредственной организации перевозочного процесса. Второй аспект касается реализации межотраслевых технологических связей и правовых отношений железнодорожного транспорта с предприятиями разных форм собственности, частными лицами и другими видами транспорта. Взаимоотношения, возникающие при перевозке грузов по железным дорогам внутри одной страны, регулируются национальными уставами, правилами и инструкциями, которые утверждаются в соответствии с законодательством этой страны.
ГЛАВА 1. Транспортные условия
1.1 Контрактные условия транспортировки товаров или грузов
Транспортные условия в контракте — важный раздел, который определяет условия доставки груза покупателю. В нём содержатся следующие пункты:
вид и способ транспортировки, а также сроки перевозки;
название перевозчика;
пункт погрузки/выгрузки товара, пункт перевалки и пункт передачи груза;
выбор проформы чартера или другого перевозочного документа для оформления договора перевозки;
порядок уведомления о прибытии транспорта или судна в порт погрузки/выгрузки и определение готовности судна к грузовым операциям.
Также в контракте предусмотрены условия, обеспечивающие выполнение контракта и применение санкций:
гарантии защиты интересов контрагентов от нарушения контракта одной из сторон, включая определения санкций в виде пени, неустойки и штрафов;
порядок страхования транспортного риска;
нормы погрузки/выгрузки и порядок исчисления сталийного времени;
условия назначения транспортных экспедиторов, стивидоров и судовых агентов;
ставки, условия и порядок оплаты демерреджа и диспача перевозчику;
дополнения к контракту.
1.2 Особенности транспортно-торговых условий внешнеторговых контрактов и организация перевозок
Переход к рыночной экономике в России привёл к расширению международной торговли. За 15 лет с 2010 года объём международной торговли увеличился в 5,5 раза. Однако в 2010-е годы темпы роста снизились, и доля России в мировой торговле сократилась с 5,5 % в 2010 году до 7,7 % в 2020 году и 7,8 % в 2023 году. Это связано с преобладанием сырьевой составляющей в экономике и снижением конкурентоспособности продукции.
В структуре внешнеторгового оборота России преобладает торговля со странами дальнего зарубежья (86 %), из которых более половины приходится на страны Евросоюза. Особенно тесные связи установлены с Германией и Нидерландами (10,7 % и 9,5 % соответственно). Страны АТЭС составляют более 20 % внешнеторгового оборота РФ, а Китай занимает наибольшую долю в этой группе (8,4 %).
Товарообмен со странами СНГ составляет около 20 % внешнеторгового оборота, основные торговые партнёры из этой группы — Республика Беларусь (5,8 %). В 2017 году внешнеторговый оборот России увеличился на 27 % по сравнению с 2016 годом, в основном за счёт роста импорта на 46 % (с дальним зарубежьем — на 48,3 %, АТЭС — 62,8 %, СНГ — 34,5 %). Экспорт за этот период вырос на 18 %, а по некоторым странам, таким как Япония и Узбекистан, Таджикистан, прирост экспорта составил 65 % и более.
Развитие международной торговли обусловлено техническим прогрессом в транспортной отрасли. Морской транспорт используется большинством развитых стран для внешней торговли, составляя 91 % от общего объёма перевозок. Основу флота составляют специализированные суда, такие как балкеры, танкеры и контейнеровозы, благодаря которым происходит быстрый рост и улучшение организации перевозок, а также снижение их стоимости.
Морские перевозки и переработка грузов в морских портах значительно развивались в 2010-е годы. Мировой флот контейнеровозов увеличился в 30 раз с начала контейнерной революции в 1960–1970 годах и достиг почти 30 тысяч единиц общей вместимостью 5,3 миллиона ДФЭ (единица объёма, равная объёму 25-футового контейнера) к концу столетия. Количество контейнеровозов превысило 4,6 тысячи единиц к 2015 году.
В современной международной торговле преобладают широтные связи «Восток-Запад», которые в 3,6 раза превышают потоки в направлении «Север-Юг». Наиболее интенсивные потоки «Восток-Запад» проходят между Северной Америкой и странами Восточной Азии, прежде всего Китаем, Японией и Кореей. В направлении «Север-Юг» наиболее значимые связи наблюдаются между странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.
Среди двадцати крупнейших мировых контейнерных портов 13 расположены в Азии, в том числе семь в Китае. В Европе и США находятся четыре и три порта соответственно. Порты Китая активно развиваются, что связано с высокими темпами экономического роста страны и преобладанием готовой продукции в структуре экспорта (более двух третей).
Пик роста контейнерных перевозок в Европе пришёлся на 1970–1990-е годы, но сейчас темпы замедлились. В 2006 году доля обработки контейнеров в порту Гонконга составляла 5,4% от общемирового объёма, а в портах Роттердама и Гамбурга — примерно по 2%.
В России уровень контейнеризации ниже из-за более позднего вступления экономики в мировые связи, сырьевой направленности экспорта и, следовательно, низкой доли готовой продукции, перевозимой в контейнерах. Доля перерабатываемых контейнерных грузов в порту Санкт-Петербурга составляет менее 0,3% от общемирового объёма, что значительно меньше, чем в ведущих европейских портах. Кроме того, железнодорожный транспорт играет ключевую роль в российской транспортной системе, так как морские перевозки, характерные для большинства развитых стран, здесь менее распространены.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воловик Л.А. ВЭД / – М.: Академия, 2018. – 315 с.
2. Волошин В.В. Договоры во внешнеторговой практике / – М.: ИНФРА-М, 2018. – 409 с.
3. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело / – М.: ЮНИТИ, 2016. – 512 с.
4. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ / – СПб.: Питер, 2019. – 556 с.
5. Ершов А.Д. Определение государства происхождения товара: Учебно-методическое пособие по курсу «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД». – СПб.: Питер, 2016. – 246 с.
6. Жуков В.А. Взаимодействию смежников — новую технологическую базу // Железнодорожный транспорт. 2017. № 7.
7. Зайченко М.М. Ускорение перевозок внешнеторговых грузов на дороге //Железнодорожный транспорт. 2017. № 7.
8. Корнева С.В. Регулирование и организация ВЭД / – М.: Юность. – 467 с.
9. Лапидус Б.М. Российские железные дороги — участник международного рынка логистических или транспортных услуг // Железнодорожный транспорт. 2017. № 4.
10. Лукашева И.В., Межох Э.П. Глобализация — фактор, который определяет развтие транспортной системы // Бюллетень транспортной информации. 2017. № 11.
11. Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ). Тариф 8111 - Москва;2016. грузоперевозка внешнеторговый железнодорожный
12. Мишарин А.С. Взаимодействие частных и государственных структур транспорта // Железнодорожный транспорт. 2017. № 4.
13. Молчанова О.В., Меньших В.И. Управление коммерческой и грузовой работой на железнодорожном транспорте: Методические указания. Екатеринбург, УрГУПС, 2023 г., 81 с.
14. Морозов В.Н. Взаимодействие железных дорог с портами //Железнодорожный транспорт. 2017. № 7.
15. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник, книга 2. - М.: 2023, 723 с.
16. Прейскурант №11-21 «Тарифы на услуги инфраструктуры и перевозки грузов, выполняемые РЖД». М.: 2023.
17. Прокушев Е.Ф. ВЭД / – М.: ИНФРА-М, 2018. – 355 с.
18. Резер С.М. Логистические центры как организационная база новых форм взаимодействия //Железнодорожный транспорт. 2017. № 7.
19. Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Разрешение споров. Современная практика заключения. – 5-е доп. изд. / – М.: Атента, 2016. – 476 с.
20. Смехова А.А. Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2019. - 362 с.
21. Степов В.В. Увеличение эффективности железнодорожно-морских перевозок // Железнодорожный транспорт. 2017. № 7.
22. Стровский Л.Е. База ВЭД / – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2017. – 302 с.
23. Тарифное руководство №3 «Правила применения ставок платы за пользование контейнерами и вагонами Федерального железнодорожного транспорта». - М.: 2022.
24. Тарифное руководство №5, книга 3, книга 4. М.: 2021.
25. Федотова Т.Н. Технология перевозок грузов в международном сообщении: Методические указания к выполнению курсового проекта, Екатеринбург, УрГУПС, 2023 г., 61 с.
26. Шатиев С.В. Факторы, которые влияют на развитие экспорта транспортных услуг // Железнодорожный транспорт. 2017. № 8.
27. Экономическое и социальное положение России 2018 г. Стат. сб. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2018.