Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическая система государства в рамках своего генезиса претерпевает значительного рода перемены. Как правило, они вызваны многочисленными обстоятельствами политического, технического, а также общественного характера. Происходящие трансформации наделены максимально глубинным характером, который соединяется с коренной перестройкой всей хозяйственной системы Российской Федерации. В современных реалиях качественные структурные экономические реформы, а также преобразования институционального плана выступают практически единственными условиями перехода страны к росту экономики.
Такой рост базируется на интенсивных активных преобразованиях, которые связаны с форсированным развитием наукоемких отраслей, которые основаны на новых технологиях, а также инновациях. В российском государстве показывается деформация воспроизводственной структуры, приоритет отраслей природного комплекса, а также низкотехнологичного производства. В целях обретения значительного положения на мировой арене стране необходим переход к инновационному росту.
Актуальность работы обуславливается тем, что за последние десятилетия произошло выделение финансовой экономики в быстро развивающуюся область деятельности со специфическими инструментами, технологиями, а также принципами. Особенное значение финансов в развитии общества, его стабильности, определяет место финансовой безопасности (далее – ФБ) как стержневого звена в системе экономической безопасности страны, который опосредует и оказывает кардинальное воздействие на иные ее элементы.
Сегодня мало изучены такие базовые понятия, как система финансовой безопасности, объект финансовой безопасности, механизм финансовой безопасности, финансовый мониторинг (далее – ФМ). При этом вследствие возрастающей значимости данной проблемы, финансовая безопасность начинает выделяться в качестве автономного звена экономической безопасности российского государства.
Степень научной разработанности. Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Попов В.П., Банникова Е.В., Шпагина И.Е., Исхаков А.Т., Романюк Е.В. и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в сфере обеспечения финансовой безопасности и финансового мониторинга российского государства
Предмет исследования – правовые нормы, которые регламентируют вопросы финансовой безопасности и мониторинга в Российской Федерации.
Цель работы состоит в осуществлении анализа правового обеспечения финансовой безопасности и финансового мониторинга в России, а также рекомендаций по совершенствованию данных систем.
Задачи, которые решаются в курсовой работе для достижения указанной цели:
- рассмотреть понятие, сущность и содержание финансовой безопасности государства;
- определить факторы и инструменты обеспечения финансовой безопасности государства;
- проанализировать основные показатели и оценку современного состояния финансовой безопасности государства;
- изучить финансовый мониторинг в системе финансового контроля;
- исследовать особенности организации финансового мониторинга;
- проанализировать индикаторы финансовой безопасности сельскохозяйственных организаций.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
Глава 1 Аспекты финансовой безопасности российского государства
1.1 Понятие, природа и содержание финансовой безопасности
Современные страны мира, которые составляют фундамент существования Организации Объединенных Наций, должны решать появляющиеся споры целым набором мирных средств. Они не подвергают каким-либо угрозам международный мир, а, кроме того, и национальную безопасность иных стран. Государства-участники международной структуры воздерживаются от угроз силой (либо применения) против территориальной неприкосновенности, а также независимости любого государства планеты. Собственно, именно так в Уставе ООН именуется национальная безопасность, что олицетворяет намерение сохранить мир.
Нужно акцентироваться на том, что в российском законе «О безопасности» 1992 г., который ранее применялся, безопасность выступала состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества, а также государства. При этом защита происходила как от внутренних, так и внешних угроз. Вместе с тем, последующие варианты редакции данного нормативного правового акта термин «интересы» не содержат. Он заменен на угрожаемый объект, потому что защита государства нужна объекту безопасности.
Требуется особым образом обозначить, что дефиниция «национальная безопасность» в Российской Федерации применяется впервые в ФЗ 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Так, в современных реалиях под национальной безопасностью понимается отсутствие каких-либо угроз объекту безопасности, а также блок разнообразных систем, которые оказывают противодействие этим угрозам. В этой связи понятие «безопасность» должно состоять из:
- самого объекта безопасности;
- многочисленных угроз безопасности;
- субъекта обеспечения безопасности;
- системы обеспечения безопасности;
- нормативно-правовой основы функционирования последних.
Объектом безопасности, естественно, выступает человек, который является социальным объектом, а также весь социум, мировое сообщество, государство (как политическое, а также правовое образование). Помимо прочего, имеют место быть природные, технические, а также природно-технические объекты, которые защищаются легитимным образом.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, в аспекте развития российского государства происходит формирование правового базиса обеспечения всей национальной безопасности. Являет собой перечень нормативных правовых актов, которые включают в своей содержание юридические принципы, а также нормы. Они направлены на правовую регламентацию общественных отношений в сфере надлежащего обеспечения национальной безопасности в мире.
Следует отметить, что сегодня национальная безопасность – это состояние защищенности каждой личности в отдельности, всего общества в целом, а также Российской Федерации от угроз внутреннего и внешнего характера, при котором осуществляются разного рода конституционные права россиян, обеспечивается достойные качество и уровень их жизни, государственная и территориальная целостность, независимость, суверенитет и так далее.
При этом повышение угроз национальной безопасности Российской Федерации находит свое логическое закрепление в многочисленных нормативно-правовых документах. К примеру, это может быть Военная доктрина, а также Стратегия национальной безопасности и другие. Перечисленные документы стратегического значения осуществляют фиксацию разнообразных вызовов безопасности России. Помимо прочего, они также осуществляют правовое обеспечение национальной безопасности всего государства. Вышеназванная Стратегия указывает, что национальные интересы Российской Федерации представляют собой объективно значимые потребности каждой личности в отдельности, государства, а также социума в безопасности и постоянном развитии.
В настоящее время национальная безопасность состоит из видов безопасности (экономическая, политическая, финансовая и прочие). Содержание понятия экономической безопасности обусловливается его существенными компонентами, главными из которых являются:
- признание специальных национальных государственных интересов и целей российского государства (данные интересы имеются как в рамках границ России, так и вовне);
- поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития;
- международное положение Российской Федерации, ее место в мировом разделении труда, в кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансово-банковской системе, центральных рынках товаров и услуг, ценных бумаг;
- самозащита, а также саморазвитие РФ как единого федеративного многонационального государства.
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день для безопасного существования недостаточно иметь только мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Важны и иные элементы стабильного развития экономики, прежде всего, развитие промышленности и сельского хозяйства, потребительских товаров и услуг, внутренняя социальная и политическая стабильность, а также надежная социальная область. Кроме того, достаточный оборонный потенциал, внутренне сбалансированный и соединенный с общим потенциалом экономики, а также сбалансированные финансовая и налоговая системы.
Природу экономической безопасности следует определить, как такое состояние экономики, а также институтов публичной власти, при котором гарантируется защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом. Помимо прочего, полный оборонный потенциал при самых неблагоприятных условиях развития внутренних, а также внешних процессов.
Национальные интересы защищаются посредством способности разных институтов власти создавать механизмы осуществления, а также защиты национальных интересов развития экономики Российской Федерации, а также поддержания социальной и иной стабильности социума.
Существенными элементами экономической безопасности выступают:
- промышленная безопасность;
- финансовая безопасность;
- налоговая безопасность;
- энергетическая;
- продовольственная безопасность.
Финансовая безопасность представляет собой такое состояние финансовой, а также банковской системы, при котором государство в определенных пределах гарантирует общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти, а также рыночных институтов. Национальными интересами российского государства в области экономики, которые определяют долгосрочные цели ее развития, выступают следующие:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства даже в условиях экономического (финансового) кризиса;
- рост благосостояния народа и качества жизни;
- целостность, а также устойчивость финансово-банковской системы;
- рациональная структура внешней торговли и т.д.
Следует отметить, что ФБ можно рассматривать под разными углами. Так, согласно ресурсно-функциональному подходу, финансовая безопасность представляет собой защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях финансовых отношений. С позиции статики финансовая безопасность представляет собой положение финансовой, инвестиционной, денежно-кредитной, валютной, налоговой, банковской, бюджетной, таможенно-тарифной, а также фондовой систем.
Согласно нормативно-правовому регламентированию, ФБ предполагает создание определенных условий реализации финансовой системы, при которых, во-первых, будет, по сути, отсутствовать возможность выделять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, минимизация возможности злоупотребления финансовыми ресурсами.
Существенным условием способности государства реализовывать независимую политику в экономике и финансах в соответствии со своими национальными интересами выступает финансовая безопасность государства. Финансовая безопасность государства направлена на обеспечение устойчивости экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров. Помимо прочего, нейтрализацию воздействия всемирных финансовых кризисов и запланированных действий мировых акторов (корпораций, государств), теневых (к примеру, клановых)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Текст]: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 11.03.2024) / «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3418.
3. О безопасности [Текст]: федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 / «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
5. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [Текст]: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 / «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
6. Военная доктрина Российской Федерации [Текст]: (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) / «Российская газета», № 298, 30.12.2014.
7. Авдеев, В.А., Авдеева, О.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности: тенденции и перспективы [Текст] / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российская юстиция. - 2020. - № 4. - С. 2 - 5.
8. Алексеева, М.В., Филимонова, Е.А. Актуальные вопросы противодействия угрозам национальной безопасности [Текст] / М.В. Алексеева, Е.А. Филимонова // Правовой порядок и правовые ценности. - 2024. Т. 2. - № 1. - С. 47-53.
9. Анесян, А.А., Сергеева, И.А. Актуальность развития финансовой безопасности страны [Текст] / А.А. Анесян, И.А. Сергеева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2020. - № 25. - С. 293-296.
10. Банникова, Е.В., Климушкина, Н.Е. Финансовая диагностика в обеспечении экономической безопасности сельскохозяйственной организации [Текст] / Е.В. Банникова, Н.Е. Климушкина // Экономика сельского хозяйства России. - 2021. - № 6. - С. 49-53.
11. Гейбель, Е.Э., Сенченко, А.В., Арутюнян, Ю.И. Совершенствование финансовой безопасности сельскохозяйственной организации [Текст] / Е.Э. Гейбель, А.В. Савченко, Ю.И. Арутюнян // Проектный и инвестиционный менеджмент в постпандемический период: сб. трудов. - Краснодар, 2021. - С. 85-94.
12. Иванова, А.В., Мурашова, Е.А. Финансовый мониторинг в РФ на современном этапе [Текст] / А.В. Иванова, Е.А. Мурашова // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы: сб. трудов. - 2023. - С. 62-63.
13. Иминова, С.С., Романюк, Е.В. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности страны [Текст] / С.С. Иминова, Е.В. Романюк / Проблемы информационной безопасности социально-экономических систем: сб. трудов. - Симферополь, 2023. - С. 77-78.
14. Исхаков, А.Т. Обеспечение экономической безопасности сельскохозяйственных организаций в условиях цифровизации экономики России [Текст] / А.Т. Исхаков // Международный форум Kazan Digital Week-2022: сб. трудов. - Казань, 2022. - С. 766-774.
15. Коваленко, В.В., Перова, К.В., Исачкова, Л.Н. Факторы, оказывающие влияние на финансовую безопасность страны [Текст] / В.В. Коваленко, К.В. Перова, Л.Н. Исачкова / Современные проблемы обеспечения экономической безопасности: сб. статей. - Краснодар, 2022. - С. 59-63.
16. Лисина, О.В. Вопросы финансовой безопасности страны [Текст] / О.В. Лисина // Актуальные проблемы экономики и управления: сб. статей. - 2020. - С. 57-59.
17. Орехова, А.М. Инструменты, механизмы и пути развития финансового мониторинга [Текст] / А.М. Орехова // Молодой ученый. - 2023. - № 14 (461). - С. 130-133.
18. Попов, В.П. Особенности формирования экономической безопасности сельскохозяйственной организации в современной экономике [Текст] / В.П. Попов / Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сб. трудов. - Курск, 2023. - С. 145-147.
19. Попова, А.П. Роль финансового мониторинга в экономике страны [Текст] / А.П. Попова // Прикладные экономические исследования. - 2022. - № 2. - С. 32-36.
20. Тархова, К.И. Особенности правового обеспечения финансовой безопасности в области налогообложения [Текст] / К.И. Тархова // Налоги. - 2022. - № 6. - С. 31 - 33.
21. Шпагина, И.Е. Оценка финансового состояния в системе экономической безопасности сельскохозяйственных организаций [Текст] / И.Е. Шпагина // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы: сб. статей. - 2020. - С. 284-287.
22. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность [Текст]: учебник для вузов / под общей редакцией Л.П. Гончаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 340 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/432165 (Дата обращения: 17.05.2024).
23. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/ (Дата обращения: 17.05.2024 г.)
24. О финмониторинге простыми словами Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://clck.ru/3Avo6c (Дата обращения: 17.05.2024 г.)