Фрагмент для ознакомления
2
В современной образовательной среде, в том числе, в системе среднего профессионального образования (СПО) активные методы обучения играют большую роль. Под активными методами обучения понимают такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит деятельностный, продуктивный, творческий, поисковый характер.
К активным методам обучения относят:
- дидактические игры;
-деловые игры;
- анализ конкретных ситуаций;
- решение проблемных задач;
- мозговой штурм и др.
В качестве альтернативных технологий могут выступать проектные технологии, технологии полного усвоения знаний, проблемные, технология критического мышления и др. Достаточно часто эти технологии используются в образовательном процессе системно и комплексно.
Одним из главных принципов обучения остаётся принцип активности обучающихся. В связи с этим именно игровая активная деятельность студентов и обучающихся будет являться мотивирующей средой для формирования соответствующих образовательных результатов, в виде умений, навыков, общих и профессиональных компетенций (ОК, ПК) [7].
Сегодня можно уверенно говорить, что современный рынок труда является одним из самых динамично развивающихся рынков в России. На данное развитие оказывают влияние различные факторы:
-выход за рубеж отечественных производителей;
-вливание инвестиций;
-свободно сложившиеся экономические отношения;
-разработка государством программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса;
-увеличившийся спрос на продукцию, товары и услуги со стороны физических лиц и др.
Будущий специалист, вкладывая свои силы, опыт и знания в выполняемую им работу, ориентируется не только на высокий доход и возможности повышения по карьерной лестнице. Компетентный специалист всегда рассматривает собственную трудовую деятельность как проект будущего, с определённой позиции [12].
Профессионально подготовленный сотрудник будет не только эффективно и плодотворно трудиться, принося прибыль организации. Он всегда будет стремиться к обучению и самообучению, поскольку сегодня каждый понимает насколько быстро изменяется современное производство. Успех любой организации всегда зависит от работающих в ней сотрудников.
Современный образовательный процесс сегодня регламентирован требованиями ФГОС СПО. В качестве образовательного результата в ФГОС СПО рассматриваются знания, умения, практический опыт и сформированные общие и профессиональные компетенции. Под знаниями понимаются полученные в процессе обучения теоретические и практические знания, которые позволят в дальнейшем студенту наиболее эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Под умениями понимают практическое применение полученных в процессе обучения знаний и способность выполнения осознанных профессиональных действий [1].
Вместо понятия навык сегодня говорят про сформированные компетенции, но принципиального отличия здесь не возникает, поскольку навык – это есть умение, доведённое до автоматизма и выполняемое в заданную единицу времени. Под компетенцией понимают способность и готовность к выполнению конкретного заданного вида профессиональной деятельности (ВПД). В ФГОС СПО каждый из ВПД представлен соответствующим профессиональным модулем и междисциплинарным курсом, освоив, содержание которого, специалист, при выполнении определённых аттестационных процедур, будет иметь сертификат, подтверждающий сформированность у него совокупности необходимых компетенций ОК и ПК, согласно требованиям, соответствующего ФГОС СПО.
В процессе обучения всегда возникает закономерный вопрос, как заинтересовать студентов более продуктивно осваивать, все те знания и умения, которые обязан выдать педагог на теории и на практике.
Сегодня педагоги всё чаще отходят от традиционных форм обучения и применяют инновационные игровые активизирующие формы обучения. В некоторых случаях для этих целей привлекают специалистов в данной области. При этом требования к современному педагогу системы СПО предъявляются такие, согласно которым он должен владеть актуальным перечнем образовательных технологий, к которым относятся и игровые технологии.
В инновационной игровой форме обучения особенную значимость приобретают актуальные задачи сопоставления индивидуальных психологических особенностей обучающегося, с учетом будущих профессиональных характеристик. Игровые формы обучения выполняют ряд функций, в частности [21]:
-обучающая функция позволяет развивать и усваивать полученные знания, умения и навыки;
-развивающая функция позволяет активизировать резервные возможности субъекта для собственного развития;
-воспитательная функция позволяет применять игровые форматы и элементы в моделированных ситуациях;
-коммуникативная функция позволяет взаимодействовать с остальными участниками игры и налаживать эмоциональные контакты;
-релаксационная функция позволяет снимать возникшее эмоциональное напряжение;
-функция самореализации позволяет реализовать себя в практической деятельности;
- диагностическая функция позволяет выявить в себе некоторые черты характера;
- коррекционная функция позволяет изменить или откорректировать собственное позитивное изменение и др.
В зависимости от того, какую конкретно студент получает профессию или специальность, педагог подбирает соответствующие игровые формы. Рассмотренные функции, которые реализуют игровые технологии, позволяют субъектам обучения следующее:
-возможность саморазвития;
-ориентироваться на активное участие в игре;
-применять творческий и импровизационный подход к рассматриваемой проблеме;
- разряжать ситуацию положительным эмоциональным настроем, формируя чувство коллективизма или соперничества и др.
Положительным моментом в данном процессе является то, что в процессе игры усвоение знаний происходит естественным образом. При этом игровые технологии в обучении активизируют мышление, повышают самостоятельность студентов и обеспечивают творческий подход в обучении. Можно сказать, что целью игры как активного метода обучение будет являться формирование практических навыков и умений обучающегося в процессе творческого поиска [8].
Благодаря активизирующей игровой деятельности достаточно успешно формируются коммуникативные навыки, что также определяет социальную значимость игровых технологий.
В образовательном процессе СПО игровая деятельность может применяться как самостоятельная технология для изучения ключевых понятий, тем или разделов и как разновидность внеучебной работы. Игровая форма на занятии создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые служат средством стимулирования обучающихся к учебной деятельности [16].
Наиболее часто в педагогической практике техникумов и колледжей используют деловые, организационно - деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры. Любая игровая активная технология может быть представлена в виде некоторых этапов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С. 299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Белоновская, И.Д. Инженерные игры в педагогической практике [Текст] / И.Д. Белоновская //Высшее образование в России. 2019. №3. - С. 112-119.
5. Богатова, Т. Деловые игры - это совсем не игрушки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.parus.com/company/press/2000/09/79 (дата обращения: 04.06.2024).
6. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 04.06.2024).
7. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 04.06.2024).
8. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 04.06.2024).
9. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 04.06.2024).
10. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 04.06.2024).
11. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 04.06.2024).
12. Как построить взаимодействие между сотрудниками компании? // Тренинговая компания «Бизнес Партнер» URL: http://www.training-partner.ru/staty/kak-postroit-vzaimodejstvie-mezhdu-sotrudnikami-kompanii.htm (дата обращения: 04.06.2024).
13. Культюшнова, И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL:http://portal.snauka.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 04.06.2024).
14. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 04.06.2024).
15. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 04.06.2024).
16. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 04.06.2024).
17. Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании [Текст] / А.Ю. Мисаилов //Интернет-журнал «Науковедение». — 2018. —N 2. — С. 2 - 8.
18. Панфилова, М. В. Игровые формы обучения персонала организации / М. В. Панфилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 927-929. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11245/ (дата обращения: 04.06.2024).
19. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 04.06.2024).
20. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 04.06.2024).
21. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 04.06.2024).
22. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 04.06.2024).
23.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с