Фрагмент для ознакомления
2
Пожалуй, главным обстоятельством, определяющим специфику работы журналиста, специализирующегося на информационных жанрах, является срок, отведенный на подготовку публикации: он стремится к минимуму. Акцент на эффективности в сочетании с особенностями предмета новостной журналистики неизбежно приводит к сокращению объема задач, решаемых журналистом в творческом процессе.
Это в первую очередь влияет на характер начальной, познавательной фазы деятельности. В новостной журналистике это наименее трудоемкий метод и больше всего похож на то, что называется сбором фактов, хотя на самом деле этим он не ограничивается.
Дело в том, что предметом познания журналиста в данном случае являются именно текущие события – факт или цепочка фактов, меняющих текущую жизненную ситуацию. Соответственно, целевыми познавательными задачами здесь являются:
1) установить этот факт в пределах, которые его определяют (всем известно, что они признаются на практике ответами на вопросы: кто? что? где? когда?);
2) понять существенные изменения, которые вызывает этот факт (здесь необходимо ответить на вопросы: почему? почему? что отсюда следует?).
Для решения подобных задач требуются определенные усилия, в том числе упорный мыслительный труд. Однако глубокого проникновения журналиста в неочевидные связи фактов здесь не требуется; это вполне может быть компенсировано сотрудничеством с более компетентными людьми – участниками и свидетелями происходящего или экспертами, готовыми комментировать происходящее.
Поэтому познавательная деятельность журналиста чаще всего протекает как целенаправленное ознакомление с ситуацией и опирается на здравый смысл – присущую человеку способность мыслить. В основном это проявляется в структуре когнитивных методов.
Прежде всего, это эмпирические методы, ориентированные на получение информации о действительности при прямом или косвенном контакте с ней. Первое место среди них занимают традиционные журналистские способы получения информации: беседа, наблюдение, изучение документов.
Основная сложность познавательного этапа в деятельности журналиста связана с поиском информации. Первый этап творческого процесса здесь состоит именно в этом: нахождение новости, нахождение этого изменения положения дел на общественно значимых и общественно-интересующих объектах действительности. Отсюда важность для журналиста этого профиля двух обязательных качества
1) способность ориентироваться в социальных процессах;
2) знание структуры информационной среды.
При этом речь не идет о тех формах государственной и общественной информационной поддержки работников СМИ, которые всем хорошо известны: пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы, специализированные информационные бюллетени, экстренные рассылки по факсу или электронной почте.
Конечно, их роль для журналиста, как и для любого журналиста, сложно переоценить, но они не заменяют источники информации, через которые получается эксклюзивная информация – информация, которая пока неизвестна никому, кроме участников нового мероприятия.
Разновидностью этих источников является «предметно-материальная среда». Использование источников такого типа является спонтанным и предполагает, что у журналиста уже сложилась психологическая установка на постоянное и осознанное аудиовизуальное восприятие окружающей действительности. В этих условиях их зрительно-ощутимые сигналы действуют на журналиста как импульс, немедленно провоцируя начало творческого процесса.
Другой тип — «человек» (его еще называют «живой источник», «персонифицированный источник»). Применительно к информационной журналистике это человек, непосредственно имеющий отношение к зарождению информации, являющийся либо участником эволюции действительности в том или ином качестве, либо непосредственным свидетелем, либо представителем структуры, фиксирующей изменения такого типа.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Амзин А. Новостная Интернет-журналистика [Электронный ресурс]. – Москва, 2023. – 136 с. URL: http://alex-alex.ru
2.Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев – М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2022. – 109 с.
3.Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 272 с.
4.Баранова Е.А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов-практиков [Электронный ресурс] // Медиаскоп, 2020. – №4. URL: http://www.mediascope.ru/node/224
5.Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. – 2019. – Вып. 5. – С. 11-14.
6.Вартанова Е.Л. Экономика онлайновых СМИ [Электронный ресурс] // Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2023. URL: http://evartist.narod.ru/text11/49.htm
7.Галло К. iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса / Кармин Галло; пер. с англ. Михаила Фербера. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 224 с.
8.Галустян А. Лонгриды и спецпроекты. Мультимедийный storytelling [Электронный ресурс] // Форум Eduthon трансформация журналистского образования, всероссийский семинар, Пермь, 26-28 марта 2019.
9.Гатов В. О критическом отношении к модным тенденциям (Журналистика и медиа-конвергенция) // Медиаконвергенция, которая изменила мир? – Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. – М., 2019. – С. 28
10.Горчаков М. Всё-таки, что же такое инфографика? [Электронный ресурс] // Infographer.ru, 14 февраля 2019. URL: http://infographer.ru/vsyo-taki-chto-zhe-takoe-infografika/