Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Антикризисное управление представляет собой совокупность приемов, методов, инструментов воздействия на кризисные явления, масштабы которых могут ограничиваться микроуровнем или охватывать отрасли, регионы, экономику в целом.
На сегодняшний день важнейшим фактором является развитие компромиссного характера отношений между государством и бизнесом, что позволяет максимально быстро выйти из кризисной ситуации и восстановить экономику. Антикризисные меры, обусловленные проводимой политикой государства, должны быть направлены на стабилизацию экономической ситуации в стране и приводить к недопущению снижения реальных доходов населения и колоссальной дифференциации общества, поддержанию уровня жизни нетрудоспособного населения, сохранению платежеспособности жителей государства. Меры, принимаемые в условиях негативного экономического шока, должны предотвратить глубокий кризис и спад производства, поэтому существуют различные направления антикризисной политики.
В условиях значительного и резкого ухудшения экономической ситуации меняются методы государственного воздействия на общественные процессы и, следовательно, система государственного управления и финансов претерпевает изменения. Данные аспекты становятся весьма актуальными для изучения.
Цель работы-изучить антикризисное государственное регулирование.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи:
- определены методы и инструменты антикризисного государственного регулирования;
- рассмотрена сущность политики антикризисного государственного регулирования;
- изучена антикризисная политика государства на современном этапе;
- выявлены антикризисные меры налоговой поддержки бизнеса в условиях санкционного давления.
Предметом исследования является антикризисный инструментарий государственного управления, структурированный по направлениям мер экономической политики и финансового регулирования.
Объект исследования представляет собой систему государственного управления, нацеленную на адаптацию специального инструментария в периоды кризисов и негативного внешнего воздействия
Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.
Методологической основой исследования послужили монографические и коллективные работы отечественных и зарубежных авторов, статьи и другие публикации, представленные в периодической печати
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Методы и инструменты антикризисного государственного регулирования
Антикризисная политика государства является важнейшим направлением государственной политики, охватывающим широкий спектр вопросов функционирования финансовой системы в условиях кризиса.
Антикризисная политика – это «часть финансовой политики, совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области использования финансов, обеспечивающих стабильность финансовой системы в кризисных условиях для реализации наиболее эффективных, отвечающих кризисным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств, испытывающим негативное влияние кризиса» .
Цель антикризисной политики заключается в эффективном функционировании финансовой системы в условиях кризиса, преодоление его негативного влияния . В этой связи антикризисная политика выступает сферой распределения и оптимизации финансовых ресурсов, необходимых для минимизации негативного влияния кризиса.
Экономический кризис является одной из фундаментальных категорий для экономической науки. Кризис означает такое состояние экономики, при котором наблюдается падение показателей деятельности стратегически значимых производственных отраслей, снижение деловой активности предприятий, уровня доходов населения и организаций, рост безработицы, инфляции. Экономическому кризису характерна цикличность, проявляющаяся в периодическом повторении кризисных условий .
Реализация антикризисной политики государства происходит за счет применения определенных инструментов и методов, в общей совокупности составляющих методическую базу антикризисной политики.
К основным методам антикризисной политики государства относятся:
− финансовое планирование;
− финансовое прогнозирование;
− финансовое регулирование;
− финансовый контроль;
− финансовое программирование.
Финансовое планирование предполагает обоснование эффективности реализуемых социально-экономических отношений с учетом их обеспечения финансовыми ресурсами в условиях кризиса. Финансовое планирование тесно связано с другим методом реализации антикризисной политики – финансовым прогнозированием, которое уточняет влияние кризисной ситуации на экономическую и финансовую систему в форме финансовых прогнозов, которые, в свою очередь, могут охватывать различные периоды.
Следующий метод антикризисной политики – финансовое программирование, предполагающее использование программно-целевого подхода для конкретизации финансовых планов государства по преодолению кризисных условий. Именно программно-целевой подход выступает ключевым для России и большинства государств.
Если три рассмотренных метода обращены к вопросам будущего состояния финансовой и экономической системы в период кризиса, то следующий метод – финансовый контроль – ориентирован на иную сферу, заключающуюся в контроле использования финансовых ресурсов, который в условиях кризиса, как правило, ужесточается.
Последний, пятый метод антикризисной политики – это финансовое регулирование, под которым в научной литературе понимается «деятельность, организованная государством, и направленная на использование финансовых ресурсов для корректировки тех или иных параметров общественного воспроизводства» .
При реализации перечисленных выше методов используются различные инструменты (табл. 1).
Таблица 1 - Основные инструменты финансовой политики государства
Инструмент Описание инструмента
Налоги и сборы Обязательные взносы юридических лиц и граждан в бюджет государства и (или) внебюджетные фонды в размерах и в сроки, установленные законодательством
Нормы расходования
бюджетных средств Установленные государством критерии расходования бюджетных
средств в тех или иных сферах субъектами, относящимися к участникам бюджетных отношений (например, бюджетными учреждениями)
Кредитные проценты Процентная ставка Центрального Банка РФ, регулирующая денежно-кредитную систему и влияющая на процентную ставку в
потребительском и предпринимательском кредитовании
Дотации Межбюджетные трансферты, которые предоставляются безвозмездно и безвозвратно без уточнения направлений и условий
их использования получателями
Субвенции Денежное пособие со стороны государства в пользу местных органов власти на определенный срок и для определенных целей
Штрафы Денежные взыскания со стороны государства в отношении юридических и физических лиц за те или иные правонарушения при обращении с финансовыми ресурсами или ввиду нарушения финансовой дисциплины
Инструменты, представленные в таблице 1, следует рассматривать как основные и наиболее часто используемые, но не единственные в составе возможных. Среди специфичных инструментов антикризисной политики также можно выделить следующие:
1. Регуляторные послабления;
2. Инструменты поддержки рынков и ликвидности;
3. Инструменты финансового оздоровления;
4. Регулирование ставки рефинансирования и режима ДКП .
Также для характеристики методических основ реализации антикризисной политики государства следует обозначить основные этапы ее формирования.
Первый этап предполагает определение стратегических аспектов и направлений реализации антикризисной политики государства. На данном этапе ключевым методом антикризисной политики выступает финансовое планирование. Второй этап связан с оперативным и бюджетным планированием антикризисной политики на основе выработанной стратегии.
Для данного этапа характерны такие методы антикризисной политики, как финансовое прогнозирование, регулирование. На третьем этапе производится выработка мероприятий по управлению финансовыми ресурсами и денежными потоками в условиях кризиса за счет использования методов финансового программирования. Последний, четвертый этап имеет регулярный характер и предполагает контроль реализации направлений антикризисной политики, использование соответствующих методов финансового контроля .
В заключение, отметим, что роль антикризисной политики государства заключается в формировании, распределении и оптимизации финансовых ресурсов для достижения наиболее продуктивного функционирования финансовой системы, обеспечивающей потребности и интересы всех ее заинтересованных сторон.
Таким образом, антикризисная политика государства направлена на обеспечение эффективного функционирования финансовой системы государства в условиях кризиса. Методические основы антикризисной политики государства многогранны. Главным образом они основаны на использовании методов финансового планирования, прогнозирования, программирования, осуществления финансового регулирования и финансового контроля за счет применения комплекса инструментов антикризисной политики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 21.01.2022 г. № 25-2 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403495866/
2. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 427-р «О выделении в 2022 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов» / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. –URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-05032022-n-427-r-o-vydelenii/
3. Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411110/.
4. Постановление Правительства РФ от 04.03.2022 № 287 «О внесении изменения в пункт 22 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203050015?index=0&rangeSize=1
5. Постановление Правительства РФ от 18.03. 2022 г. № 395 «Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2022 году». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411991/
6. Федеральный закон от 08.03.2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). – URL: https://base.garant.ru/403620528/ 124
7. Указ Президента РФ от 02.03.2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации». – URL: https://base.garant.ru/403594486/
8. Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 г. № 413 «О внесении изменений в Приложение n 35 к Государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»». – URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1534324/
9. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 г. № 375 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности». – URL: http://government.ru/docs/all/139883/
10. Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 г. № 235 «О внесении изменений в Правила приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403499526
11. Абрашкина С.Н. Антикризисные меры поддержки экономики России в условиях экономического шока // Известия института менеджмента СГЭУ. 2022. № 1 (25). С. 60–63
12. Алекперов А.А. Анатомия глобального экономического кризиса / А.А. Алекперов, Т.А. Кулиев. - Москва : Экономика, 2019. - 308 с.
13. Асалиев А.М., Степанов А.А., Оборин М.С, Гордеева Е.В. Антикризисные меры поддержки экономики России в условиях пандемии: компромиссы власти и бизнеса // Сервис в России и за рубежом. Экономика и бизнес. №2.2020.
14. Белостоцкий А.А. Приоритезация расходов федерального бюджета в условиях мер антикризисной поддержки государства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. №4. 2020. С. 1
15. Бакшеев С.В. Новые финансовые инструменты как драйверы антикризисной экономической политики России // Via scientiarum - Дорога знаний. 2021. № 2. С. 19-25.
16. Журнал про налоги и налогообложение [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://nalogpro.ru (дата обращения 13.05. 2024)
17. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://nalogkodeks.ru/ (дата обращения 13.05. 2024)
18. Ильина Е.А. Государственная антикризисная политика России // Государственное регулирование общественных отношений в регионе. Чебоксары, 2022. С. 194-199.
19. Карташов А.В. Функции Банка России на современном этапе развития финансового рынка // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 228-231.
20. Маммаева Р.М., Шелестова Д.А. Современные тенденции антикризисной финансовой политики в России // Форум молодых ученых. 2021. № 12 (64). С. 149-154.
21. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 214 с.
22. Останин В.А. Методологические проблемы оценки эффективности антикризисной экономической политики // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 1 (98). С. 77-89.