Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследование имеет высокую актуальность в контексте современных глобальных экономических и политических вызовов. Одной из ключевых исторических точек отсчета стало создание БРИКС в 2006 году, когда Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика объединились с целью установления многополярного мира и укрепления своей роли на мировой арене. Суть проблемы расширения БРИКС на современном этапе заключается в необходимости адаптации этого формата к изменяющимся условиям и вызовам мировой политики и экономики. Важными аспектами в этом контексте являются предложение инновационных и надежных проектов для развивающихся стран, расширение сотрудничества с региональными структурами, такими как АСЕАН и Африканский союз, а также включение новых участников, не учтенных ранее, для создания более представительного и эффективного партнерства. Исследование этой проблемы позволит выявить потенциальные пути развития БРИКС на современном этапе, а также определить стратегии для обеспечения его устойчивости и роли в мировой политике и экономике.
Хронологические рамки – 2006-2023 гг. В этот период произошло значительное развитие и эволюция формата БРИКС, начиная с его создания в 2006 году и заканчивая саммитом 2023 года, на котором было отмечено впечатляющее расширение членства в составе БРИКС.
Целью исследования является выявление проблем расширения БРИКС на современном этапе.
Задачи исследования:
описать историю создания БРИКС;
дать политико-социальную характеристику стран-участниц;
рассмотреть условия и порядок вступления стран в БРИКС;
представить историю расширения БРИКС;
обозначить причины и последствия отказа Аргентины от вступления в объединение;
выделить основные вопросы будущего третьего расширения.
Объектом исследования является становление и расширение БРИКС.
Предметом исследования является механизмы и вызовы расширения БРИКС.
Методология исследования основывается на таких принципах, как историзм, научная объективность и достоверность. Принцип историзма позволил рассмотреть этапы становления БРИКС. Принцип научной достоверности предусматривает опору на научные данные, на возможности использования исключительно научных выводов и положений. Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов и факторов, определяющих направленность расширения БРИКС.
На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный.
Источниковая база исследования. Исследование обеспечено достаточной источниковой базой на русском, английском. Использованные источники можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат международные нормативные акты, включающие в себя: Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС , Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС от 26 июля 2018 года и так далее.
Вторая группа – делопроизводственные документы с сайтов БРИКС и МИД РФ и др.
Третья группа источников является публицистической, в нее входят: высказывания С. Лаврова и экспертов .
Четвертая группа источников – статистические источники, а именно отчеты Росстата .
Историография. Научные исследования охватывают широкий спектр тем и аспектов. Можно разделить авторов на 4 группы:
Первая группа авторов определяет теоретико-методологические основы измерения и сравнения государственной состоятельности различных стран мира (А.С. Ахременко , И.Г. Чубаров ).
Вторая группа авторов охарактеризовала историю становления и развития БРИКС, включая анализ исторических процессов и межгосударственных отношений (Н.С. Дзилихов , М.А. Залоило , И.И. Явнова ).
Третья группа авторов выявляет перспективы расширения БРИКС, включая вопросы создания новой резервной валюты и укрепления сотрудничества с региональными объединениями (А.Д. Володина , В. Кулагин , Я. Лисоволик ).
Четвертая группа авторов представила анализ рисков и вызовов перед БРИКС, включая влияние внешних факторов на деятельность объединения и его членов (А. Гусев , Ф. Данилов , А.А. Чапенко , В. Шабловский ).
Практическая значимость исследования. Изложенные в работе факты и выводы имеют практическое значение для разработки стратегий внешней политики и экономического сотрудничества государств-участников БРИКС на современном этапе.
Теоретическая значимость заключается в комплексном анализе стратегий и механизмов, которые способствуют созданию многополярного мира и обеспечению устойчивого экономического сотрудничества между странами Глобального Юга. В частности, исследование выявляет необходимость формирования инновационных и надежных проектов, способных укрепить взаимодействие между развивающимися экономиками.
Новизна исследования проявляется в систематизации и критическом анализе современных тенденций и вызовов, стоящих перед организацией. Исследование акцентирует внимание на роли стран, не входящих в состав БРИКС, таких как Вьетнам, и их потенциале для укрепления сотрудничества в рамках расширенного формата БРИКС+.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Общий объем курсовой работы составляет 30 страниц.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ БРИКС
§ 1. История создания БРИКС
Группа стран, известная как БРИКС, объединяет Федеративную Республику Бразилия, Российскую Федерацию, Республику Индия, Китайскую Народную Республику и Южно-Африканскую Республику. Инициатором создания этой группы была Россия. В современном мире существует множество интеграционных формирований, однако в свете текущих геополитических изменений особенно значимым является БРИКС .
Под председательством В.В. Путина, президента Российской Федерации, 20 сентября 2006 года состоялась первая министерская встреча в формате БРИКС во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В этой встрече приняли участие министры иностранных дел России, Бразилии, Китая и министр обороны Индии, которые выразили заинтересованность в дальнейшем развитии многостороннего сотрудничества. По инициативе России 16 мая 2008 года в Екатеринбурге состоялась встреча министров иностранных дел БРИКС, на которой было принято совместное заявление, отражающее общие позиции сторон по актуальным вопросам мирового развития. Еще один важный этап был достигнут 9 июля 2008 года, когда президент Российской Федерации Д.А. Медведев провел встречу с президентом Бразилии Луисом Инасиу Лулой да Силвой, премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом и председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао "в рамках" саммита G8 в Токио .
Южная Африка присоединилась к БРИК в 2011 году, через два года после образования этого блока. Данное решение было принято в соответствии с основными принципами внешней политики страны, разработанными первым демократическим правительством Южно-Африканской Республики, которое рассматривало БРИКС как ассоциацию независимых государств-единомышленников, а также политическую и моральную силу, способную изменить мир.
Экономическая сила стран, входящих в БРИКС, и их роль в развитии мировой экономики, а также их значительное население и обилие природных ресурсов, определяют их влияние на мировой арене. Отношения между членами БРИКС основаны на принципах Устава Организации Объединенных Наций, международного права и принципах, утвержденных на саммите 2011 года, таких как открытость, прагматизм, солидарность, внеблоковый подход и нейтральность к третьим сторонам.
Работа БРИКС основана на ежегодных планах действий, начиная с 2010 года. Взаимодействие стран включает в себя регулярные высокоуровневые встречи, в том числе саммиты, встречи лидеров в рамках G20, встречи высокопоставленных представителей, ответственных за национальную безопасность, министров иностранных дел (на полях Генеральной Ассамблеи ООН), министров финансов и руководителей центральных банков на осенних и весенних совещаниях Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также на встречах министров финансов G20, министров сельского хозяйства и развития сельского хозяйства стран БРИКС и других официальных представителей. Взаимодействие между постоянными представительствами стран БРИКС в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, а также их участие в международных организациях в Вене и Женеве, а также в ЮНЕСКО в Париже, играет важную роль в системе многостороннего сотрудничества.
Страны БРИКС сформулировали общую позицию по некоторым региональным вопросам, включая ситуацию в Ливии, Сирии, Афганистане и иранскую ядерную программу. Они также достигли согласия по финансовым и экономическим вопросам, включая меры по обеспечению достаточных ресурсов для Международного Валютного Фонда, создание механизма межбанковского сотрудничества БРИКС и предоставление кредитной линии в национальной валюте .
На шестом саммите БРИКС, который прошел 15–16 июля 2014 года, были достигнуты значительные результаты. Стороны подписали соглашение о создании Нового банка развития и соглашение о создании Пула условных валютных резервов БРИКС , общий объем которых составит 200 миллиардов долларов. Главы государств также приняли решение начать полноформатные переговоры по стратегии экономического партнерства БРИКС, разработать "дорожную карту" для торговли, экономического и инвестиционного сотрудничества.
Кроме того, стороны согласовали дальнейшие шаги в областях сотрудничества, таких как разрешение конфликтов, усиление роли Международного Валютного Фонда, проведение реформ, борьба с незаконным оборотом наркотиков, развитие информационных технологий на основе международного сотрудничества и принципов международного права, а также создание благоприятных условий для свободной торговли .
Йоханнесбургская декларация стран БРИКС 2018 г. затрагивает такие сферы сотрудничества стран, как электронная торговля, функционирование Интернета, сотрудничество по вопросам новой промышленной революции, исследованиям технологии блокчейн, кадровые вопросы в связи с развитием технологий и др. Кроме того, в 2024 году лидеры стран БРИКС приняли итоговую декларацию XV саммита объединения, она получила название «Йоханнесбург-2» . Декларация охватывает самые разные вопросы, которые
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС / Международный договор от 15 июля 2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564476469
2. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС от 26 июля 2018 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://special.kremlin.ru/supplement/5323
3. Йоханнесбургская декларация-II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР, 23 августа 2023 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/
4. Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС Сямэнь, Китай, 4 сентября 2017 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/09/2017-09-05_BRICS_Declaration.pdf
5. История БРИКС // НКИ БРИКС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nkibrics.ru/pages/history-brics
6. Межгосударственное объединение БРИКС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ocds-brics.org/
7. О межгосударственном объединении БРИКС // МИД. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1767167/
8. Аргентина сообщила участникам БРИКС о решении не вступать в это объединение // Интерфакс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/938560
9. Лавров назвал критерии принятия стран в БРИКС // ТАСС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/politika/18578869
10. Эксперт оценил планы властей Аргентины стать партнером НАТО в Латинской Америке // Известия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iz.ru/1684463/2024-04-18/ekspert-otcenil-plany-vlastei-argentiny-stat-partnerom-nato-v-latinskoi-amerike
11. БРИКС // Росстат. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12879
Литература
12. Ахременко А. С., Горельский И. Е., Мельвиль А. Ю. Как и зачем измерять и сравнивать государственную состоятельность разных стран мира? Теоретико-методологические основания //Polis: Journal of Political Studies. – 2019. – №. 2.
13. Бурнов В. Расширение БРИКС: перспективы новых оснований международного права // РАПСИ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/44327
14. Виноградов А.О. БРИКС: на пути к партнерству // Перспективы. Электронный журнал. – 2018. – № 1(13). – С. 21-26.
15. Володина А.Д. Перспективы расширения БРИКС и создание новой резервной валюты в современных условиях // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики. – 2022. – С. 63-66.
16. Гусев А. Аргентинский демарш Милея: риски и последствия // Международная жизнь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/44327
17. Данилов Ф. Новый президент Аргентины официально отказался от вступления страны в БРИКС // Фонтанка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2023/12/29/73081880/
18. Дзилихов Н.С. История становления БРИКС // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2020. – № 1. – С. 14-18.
19. Залоило М.А. Межгосударственное объединение БРИКС: история создания и перспективы развития // Актуальные проблемы частного права в Российской Федерации. – 2021. – С. 110-120.
20. Залоило М.А. Межгосударственное объединение БРИКС: история создания и перспективы развития // Актуальные проблемы частного права в Российской Федерации. – 2021. – С. 110-120.
21. Кулагин В., Романов Р. БРИКС выбирает варианты расширения // Ведомости. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/08/22/991250-briks-vibiraet-varianti-rasshireniya
22. Лисоволик Я. «Саммит расширения»: концептуализация формата БРИКС+ // РСМД. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sammit-rasshireniya-kontseptualizatsiya-formata-briks/
23. Солуянов А.А. История образования БРИКС, финансовая архитектура и место России в группировке // Экономика, социология и право. – 2018. – № 4. – С. 15-18.
24. Чапенко А. А. Поддержка экспорта в Южно-Африканской Республике // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №12-3. – С. 132-135.
25. Чубаров И. Г., Калашников Д. Б. " Один пояс-один путь": глобализация по-китайски //Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – Т. 62. – №. 1. – С. 25-33.
26. Шабловский В. БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении// Российская газета. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2023/08/22/v-iuar-startoval-sammit-briks-glavnoe-chto-nuzhno-znat-ob-obedinenii.html
27. Явнова И.И. БРИКС: история создания // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 53. – С. 71-74.
28. Hooijmaaijers B. China, the BRICS, and the limitations of reshaping global economic governance //The Pacific Review. – 2021. – Т. 34. – №. 1. – С. 29-55.
29. Continuity or Change? The Foreign Policy Stances of Argentina’s Presidential Candidates. – 2024. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ispionline.it/en/publication/continuity-or-change-the-foreign-policy-stances-of-argentinas-presidential-candidates-147981
30. Roy D. Argentina’s Struggle for Stability // Council on Foreign Relations. – 2024. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cfr.org/backgrounder/argentinas-struggle-stability
31. The future of Argentina’s foreign policy: what will change with Milei. – 2024. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://thesecuritydistillery.org/all-articles/navigating-the-waters-chinese-maritime-expansionism-lxmej
32. Toro J. Argentina’s Foreign Policy: The Quest for New Alliances and Economic Reform // RUSI. – 2023. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rusi.org/explore-our-research/publications/commentary/argentinas-foreign-policy-quest-new-alliances-and-economic-reform