Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Проблема проведения свободного времени подростками и молодёжи всегда интересовала исследователей. Учёные рассматривают свободное время подростков в качестве места для воплощения своеобразных полезных общественных процессов. Психологи обращают внимание на их потребности и мотивы, определяющие поведение и действия субъектов в данной сфере.
Досуг и свободное времяпровождение подростков и молодых людей является прежде всего доминирующим пространством, где происходит физическое и духовное развитие молодых людей. Организация досуговой деятельности является неотъемлемой частью любой образовательной организации, организации дополнительного образования, или иной культурной организации.
Независимо от времени года, для молодёжи и юношества всегда организуют досуговые мероприятия. Досуговая деятельность понимается как отдых, направленный на развлечение, оздоровление и развитие индивидуальных качеств подростков и молодёжи.
Развитие, к примеру, музыкально-творческих способностей детей и юношества осуществляется не только через непосредственный контакт педагога и ребенка. Это осуществляется через преображение среды его проживания, через конструирование особой среды, которая позволит удовлетворить любые потребности и запросы молодых людей в свободном общении и досуге.
Несмотря на достаточно большое количество теоретических материалов и системных исследований в данной области, посвященных досуговой деятельности подростков и причин их посещения проблема мотивации досуга подростков остаётся недостаточно изученной.
На практике очевидно, что большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им разумно, нередко приводит детей к социальным проблемам. Формы проведения досуга зависят от возрастных особенностей личности, причём досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Несложно увлечь подростка чем-либо, но всем известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес в дальнейшем.
Цель работы: изучить и обосновать современные формы досуга молодёжи
Объект исследования: досуговая деятельность молодёжи.
Предмет исследования: средства и способы организации досуговой деятельности молодёжи.
Задачи:
1. Провести анализ понятия досуг молодёжи в современном обществе.
2. Изучить средства и способы досуга молодёжи в современном обществе.
3. Рассмотреть организационные условия организации досуга молодёжи в современном обществе.
4. Предложить методические рекомендации по организации досуга молодёжи в современном обществе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение. Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ДОСУГА МОЛОДЁЖИ
1.1. Анализ понятия досуг молодёжи в современном обществе
Проблема досугового времяпрепровождения молодёжи и детей подросткового возраста отличается противоречивостью. Процесс социализации, к примеру, старших школьников протекает достаточно сложно, поскольку, происходят большие изменения в сознании субъекта. В этом возрасте у детей появляется большое разнообразие отношений, таких как дружба, вражда, любовь и др. На подростка большое влияние оказывает окружение и социальная среда [18].
Проблема организации досуговой деятельности подростков и молодёжи заслуживает пристального внимания. От этого практически зависит вся их дальнейшая жизнь. Человек, умеющий правильно проводить свой досуг с пользой и интересом, так или иначе, развивает свою собственную личность.
Сегодня досуг, как молодежи, так и взрослых различен и разнообразен по своей сути. Свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой и др. Человек занимается спортом, посещает выставки, театры, музеи, встречается с интересными личностями. При всех положительных сторонах правильного досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политики, экономики, идеологии, моды.
Но, как показывает практика, именно досуг подростков, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемой пользы и восстановление утраченных сил, а напротив, иногда превращается в криминогенный фактор социума. В малых городах и районах система организации культурно – досуговой деятельности подростков кое где существует до сих пор на базе домов культуры, созданных ещё в советское время.
Свободное время является важнейшим средством структурирования личности подростка. Досуг, как составная часть свободного времени привлекателен для подростков своей свободой выбора. Отличительной чертой досуга подростков и молодых людей являются зрелищные программы. Культурно - досуговые центры часто выполняют свои функции исходя из принципов экономической выгоды, снижая тем самым эффективность необходимой досуговой работы с детьми, в соответствии с их запросами [15].
Тем не менее, организация досуговой деятельности молодёжи несет в себе идею культуры, как важнейшего элемента задачи современного общества. Нельзя не отметить, что в настоящее время остро стоит вопрос организации и реализации технологий, форм и методов оптимального использования свободного времени.
Область досуга молодых людей характеризуется скрытым видом свободы от коллективных и семейно-бытовых обязанностей. В числе преобладающих занятий, на которые они тратят свободное время – это в основном общение с друзьями, просмотр телепередач, посещение дискотек, компьютерных клубов и времяпровождение в сети и др.
Наибольшей популярностью у молодёжи сегодня пользуются компьютерные игры [3]. Чтобы определить бюджет свободного времени молодого человека из его суточного объема времени в 24 часа вычитают время, затраченное им на обязательные нужды. Оставшееся время может рассматриваться как досуг или свободное время.
Этой частью времени они распоряжаются по личному усмотрению. Подростки, к примеру, часто используют общепринятые формы досуга – это различные культурные центры, система образовательных учреждений дополнительного образования, прогулки и гуляния с друзьями. С возрастом эти приоритеты у большинства молодых людей изменяются. Рассмотрим основные характеристики досуга молодёжи:
- личная воля в выборе рода деятельности и степени активности;
-свободная деятельность;
-развитие индивидуальности;
-самовыражение и самоутверждение через свободу выбора действий;
-проявление инициативы;
-удовлетворение потребностей личности подростка;
- ценностные ориентации;
-самоорганизация.
При этом, организаторы молодёжного досуга много говорят про
значительный рост роли досуга как его общественной ценности. Часто случается так, что время для досуга по объему превышает объем времени для учёбы и полезного труда.
Досуг частично преобразовался в значимую сферу воспитания молодых людей. Сегодня сфера свободного времени современных подростков ощутимо изменилась под влиянием некоторых процессов. Чаще всего виды досуговой деятельности можно, классифицировать по следующему ряду групп:
- самообучение;
- творчество;
-развлечения;
-отдых.
Все эти группы и направления важны для молодых людей. Отдых избавляет от усталости и восстанавливает духовные и физические силы. Потому отдых очень важен при организации досуга подростка. Пассивный отдых снимает напряжение созерцанием красоты природы, размышлением и др. [4].
Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность, занятия спортом, туризмом, чтением книг, музыкальным общением и др. К развлечениям можно отнести просмотр телепередач, посещение театров, музеев, балета, филармонии.
Экскурсии, походы в театр, на природу – всё это носит компенсационный характер, обеспечивая подростку смену впечатлений и предоставляя ему новизну ощущений. Развлекательным видом отдыха также являются различные праздники. Занимаясь самообучением при посещении соответствующих мероприятий, подростки приобщаются к культурным ценностям с приобретением новых видов знаний [2].
Творчество практически всегда обеспечивает высочайший уровень сочетания досуга и деятельности. Досуг молодых людей организуется, прежде всего, в семье. Далее свои предложения делают специализированные учреждения, центры творчества, спортивные комплексы, клубы по интересам и др. Наиболее распространённой формой проведения досуга молодёжи и подростков было и остается общение со сверстниками.
1.2. Средства и способы досуга молодёжи в современном обществе
В период юношеского возраста закладываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от развития окружающей их среды. В настоящее время исследования досуговых интересов молодёжи достаточно широко распространены.
Общество заинтересовано в том, чтобы свободное время молодых людей было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры, социальных устремлений [10].
Подобного рода диагностики в виде анкет-измерителей используют педагоги образовательных организаций, чтобы выявить интересы, к примеру, подростков и старших школьников, во внеучебное время. Такие методики находят достаточно широкое применение, поскольку позволяют выявить проблемы занятости молодёжи во внеурочное время.
С помощью диагностики выявляют предпочтения способов свободного времяпрепровождения, а также проблемы организации молодыми людьми своего собственного свободного времени. Детям предлагается ответить на вопросы анкет или психологических тестов, выбирая наиболее им соответствующие варианты ответов.
Достоверная статистика показывает, что многие из опрошенных молодых людей большую часть времени проводят, играя в компьютерные игры, погружаясь в мир виртуальный и уходя от дел реальных. Вторым, преобладающим способом времяпрепровождения подростков являются игры во дворе, где подростки развлекают себя со сверстниками, как придется.
На вопросы о том, какие кружки или секции они посещают, большинство отвечает, что никакие. Они предпочитают смотреть телевизор и проводить время в социальных сетях. Производя подсчеты в процентном соотношении, было выявлено, что наибольший процент молодых людей не умеет организовать свой досуг правильно. Основная причина заключается в том, что у них не получается это сделать самостоятельно [1].
Исследователями было отмечено, что необходима дополнительная система работы со стороны взрослых, которая позволила бы подросткам перейти на более высокий уровень организованности. Практика показала, что иногда со стороны педагогов достаточно провести серию бесед по типу «Для чего нужно организовывать свой досуг», чтобы подростки и молодые люди начали над этим задумываться.
На основе некоторых статистических данных, наибольшей популярностью у молодых людей пользуются клубы и дискотека. Исследователи попытались проанализировать, почему именно дискотека явилась объединяющим детей принципом, когда, казалось бы, их музыкальные и танцевальные интересы чрезвычайно различны.
Они пришли к выводу, что именно дискотека позволяет подросткам реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. В её основу заложено общение молодых людей и посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи весьма разнообразны. На дискотеке всегда собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом требований [16].
Многочисленные диагностики, тем не менее показывают, что компьютерным играм посвящают свое свободное время всегда в районе половины опрошенных молодых людей. Появившиеся не так давно компьютерные игры с отличной графикой привлекают множество молодёжи. В большинстве случаев подростки посещают компьютерные салоны или друзей, имеющих чудо - технику дома.
На посещение досуговых учреждений влияет материальное положение молодых людей. С ростом дохода увеличивается число посещений различных мероприятий. Высокое искусство в сознании большинства молодежи – это более закрытая и малодоступная сфера культуры. В сфере досуга подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов. Это позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их мировоззрение.
Чаще всего, когда говорят о ценностных установках субъекта, подразумевают духовные идеи, заключенные в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Речь идёт о ценностях, которые постигаются в ходе освоения культуры социума. Это можно рассматривать на примере волонтёрского движения подростков.
Молодёжное движение в России имеет давнюю историю. Изначально оно было связано с деятельностью православной церкви. Сегодня традиции движения в России не просто возрождаются. Развитие движения непрерывно растёт, причём, независимо от возраста [20].
В современной образовательной среде наибольшее внимание оказывают воспитанию и развитию подрастающего поколения. На современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем является развитие социальной активности подростков. Возрастная категория эта, выбрана не случайно. Подростковый период – это период становления личности, это период перехода из детства во взрослую жизнь. Чтобы подростку было легче взойти на этап взрослости, ему нужно обладать определенными качествами, такими как самоконтроль, ответственность, умение налаживать контакт и др. Это непременно поможет ему в дальнейшей самореализации.
Проблема исследования социальной активности подростков через участие в волонтёрской деятельности до конца пока не решена. Общение подростков с товарищами является особой школой развития социальных качеств школьника. Потребность в социальной активности - одна из острейших проблем у подростков. Общественное движение может рассматриваться как фактор социальной активности школьников.
Деятельность по воспитанию социальной активности у подростков будет более успешной, если вовлечь их в волонтерскую деятельность, предусматривающей воспитание социальной активности. Общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура и др.). При этом, в социальной активности можно выделить следующие формы:
- политическая активность;
-гражданская активность;
-творческая активность;
-культурная активность;
-трудовая активность;
-деловая активность;
-коммуникационная активность.
Сущность социальной активности подростков заключается в формировании у них свойства самостоятельности и потребности во внутренне необходимой активной деятельности. К наиболее распространенным формам социальной активности подростков относится и волонтерская деятельность, которая основана на добровольчестве. Особенно она актуальна для подростков, так как дает возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.
Таким образом, от создания организационно-педагогических условий по развитию социальной компетентности подростков в условиях детских и молодёжных общественных движений в России будет зависеть направленность личности на определенные ценности или ценностные ориентации. Именно общество предъявляет субъекту определенную систему ценностей и свое поведение личность должна соотносить с иерархической системой ценностей общества.
Интерес к чему либо, нередко заставляет подростка действовать в определённом направлении и тем самым это выступает в качестве мотива деятельности. Психологическим механизмом здесь служит переключение мотивации, которое порождает возникновение интересов, опосредованных потребностями субъекта. Это очень важно не только с точки зрения стратегии и тактики воспитания. Эти механизмы можно с успехом применять и в процессах самовоспитания, если подростку пояснят, в чём суть этих процессов [8].
Например, подросток является ярым футбольным болельщиком. Он сопереживает игрокам любимой команды. В этом случае имеет место эмоциональное переключение и эмоциональное переживание успехов и неудач любимой команды.
Подростку необходимо пояснить, что в данном случае может послужить для него лично позитивным аспектом, а что, наоборот, может привести его к отрицательным последствиям. С таким же успехом подросток может легко переключиться на политические события, на перспективы развития техники, на проблемы экологии и др.
Настоящая склонность сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности. У подростка возникает устойчивое стремление самому лично действовать в этом направлении. Склонность при этом, свидетельствует о таком свойстве личности как способность.
В связи с этим можно говорить о том, что:
- ценностные ориентации подростка обусловлены его возрастом и
жизненным опытом, в том числе, игровым;
-воспитание, образование, культура, уровень сформированности механизмов мотивации оказывают влияние на его развитие как личности;
-ценности оказывают влияние на взаимоотношение подростка с другими людьми и социумом в целом.
Можно уверенно говорить, что у каждого подростка есть своя определённая система ценностей. В этой системе ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Очевидно, что у разных подростков эти системы различны, в связи с чем, здесь необходимы некоторые устойчивые параметры, с помощью которых можно судить о наличии или отсутствии системы ценностей подростка.
В последние годы всё большей популярностью среди активной молодёжи пользуются различные детские и молодёжные движения, к примеру «Юнармия», «Движение первых», различные виды волонтёрского движения и др. Рассмотрим это на примере «Движение первых».
Молодёжное движение - «Движение первых» было создано в 2022 году. Это произошло в соответствии с федеральным законом «О российском движении детей и молодёжи». Цели и задачи данного движения самые разнообразные, в частности:
-реализация государственной политики в интересах подрастающего поколения;
-профессиональная ориентация подростков и молодёжи;
-организация досуга;
-создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации подростков и молодёжи;
-подготовка детей и молодёжи к полноценной жизни в обществе;
-формирование мировоззрения подрастающего поколения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей.
В данном движении могут принимать участие дети, подростки и молодёжь в возрасте от 6 до 18 лет. Движение было создано по инициативе руководства России, с целью воспитания и организации досуга подростков. Это также важно для формирования соответствующего мировоззрения российской молодёжи. В настоящее время отделения открыты в каждом муниципалитете России. Каждая
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, А.А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Текст] / А.А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1-3.
2. Астахова, Н.И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников [Текст] / Н.И. Астахова. – М.: Концепи, N S19, 2016. – С.1-6.
3. Блясова, И.Ю. Социально - педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / И.Ю. Блясова, Т.В. Кыштымова. – М.: Символ науки, No10-1, 2015. – С.171-174.
4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст] / А.Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М.: МПСИ Флинта, 2018. – 232 с.
5. Гальченко, А.Б. О типологии досуговых программ и не только [Текст] / А. Б. Гальченко. – М.: Знание, 2012. – 320 с.
6. Галеева, Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга [Текст] / Л.И. Галеева. – М.: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, No4-2, 2013. – 16 с.
7. Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / И.О. Гапонов. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No 2 / том 13, 2007. – С. 27-30.
8. Герасимов, П.Е. Организация досуговой деятельности как фактор формирования позитивного самоотношения подростков [Текст] / П.Е. Герасимов // Южный федеральный университет. Академия психологии и педагогики. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – N 2 (40). – С. 124-130.
9. Герасимов, П.Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности [Текст] / П.Е. Герасимов // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – N 3 (23). – С. 17-21.
10. Герасимов, П.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности [Текст] / П. Е. Герасимов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы ХIII Международной научно-практической конференции (30 октября 2012 г.) / научный ред. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 244-248.
11. Герасимов, П.Е. Принципы и условия организации досуговой деятельности школьников [Текст] / П. Е. Герасимов // Вестник Саратовского областного института развития образования: научный журнал. 2015. – No 2. – С. 60-65.
12. Головина, Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, N 4, 2010. – 5 с.
13. Головина, Г.В. Функции досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества» [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, N 4, 2011. – С.6-8.
14. Грушецкая, И.Н. Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования [Текст] / И.Н. Грушецкая. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. No 2 / том 14, 2018. – С.112-115.
15. Давлетчин, И.Л. Методика формирования готовности подростка к культуре нравственных отношений в социально-культурной деятельности [Текст] / И.Л. Давлетчин // Культура – искусство – образование: интеграционные процессы в теории и практике. м-лы XXXI науч.-практич. конф. проф.-препод. состава академии. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 286- 291.
16. Давлетчин, И.Л. Воспитание личности учащегося как социально - педагогическая проблема [Текст] / И.Л. Давлетчин, Ж.В. Рыжкова // Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося / Сост. Е.В. Швачко, отв. редактор М.Е. Дуранов. - Челяб. гос. (бюдж.) академия культуры и искусств, Челябинск, 2012. – С. 6-13.
17. Колесникова, Ю.Л. О некоторых аспектах развития музыкально- творческих способностей студентов [Текст] / Ю.Л. Колесникова. – М.: Инновационная наука, No10-2, 2016. – С.165-166.
18. Едышев, Д.В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно - досуговой деятельности [Текст] / Д.В. Едышев. – М.: CETERIS PARIBUS, N 2. - 2015. – С. 30-34.
19. Иванова, Л.Н. Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков [Текст] / Л.Н. Иванова, Т.Н. Дащинская. – М.: Современные исследования социальных проблем, N 1, 2013. – С. 5-7.
20. Кирюшина, О.Н. Системный анализ регионального научного потенциала в области образования и организации досуга [Текст] / О.Н. Кирюшина. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2019. – С. 195-201.
21. Кучеревская, М.О. Общественная значимость организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования [Текст] / М.О. Кучеревская. – М.: Новые технологии. – N 4, 2010. – 336 с.
22. Кузьмина, С.В. Проблема музыкально-творческой самореализации подростков в пространстве дополнительного образования [Текст] / С.В. Кузьмина. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No5 / том 14, 2018. – С. 113-117.
23. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Ю. Литвинцева. – М.: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, N 1, 2012. – С. 90-102.
24. Лысенко, Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / Л.И. Лысенко. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, N 2, 2019. – С. 212-217.
25. Файзрахманова, Г.К. Формирование досуговой активности личности в условиях социокультурной практики: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г.К. Файзрахманова. – М.: Историческая и социально - образовательная мысль, No 1 / том 7. - 2015. – С. 169-172.