Фрагмент для ознакомления
2
Витте возглавлял Министерство финансов в кризисный период, когда массовый голод 1891-1892 годов оказал негативное влияние на социально-экономическое развитие России. В то же время необходимо было привести в порядок всю финансовую систему, в первую очередь государственный бюджет. Особенно после сильного неурожая и голода 1891-1892 годов, потребовавших от казны 162 миллиона рублей прямых расходов на организацию помощи населению, последние были сокращены с большим трудом.
И.А. Вышнеградский, предшественник Витте на посту министра финансов, пытался бороться с дефицитом бюджета, проводя политику тотальной экономии, в которой его поддерживал Александр III. Витте, особенно в первые годы своего министерства, также следовал этому курсу. В частности, он продолжил линию на конвертацию и частичный выкуп иностранных и внутренних займов с целью снижения стоимости государственного долга .
С 1888 по 1893 год ссуды были конвертированы и выкуплены на значительную сумму — 884 миллионов рублей золотом, 39 миллионов рублей серебром и 463 миллиона кредитных рублей. Все внешние займы (6%, 5,8% и 3,9%) были конвертированы в 3%, а вновь выпущенные ценные бумаги превысили стоимость конвертируемых ценных бумаг на 12% из-за некоторого снижения стоимости денежного капитала. К концу 1894 года сумма ежегодных платежей по ссуде уменьшилась до 13,4 млн рублей и составила 30 млн рублей. Большая часть внутренних займов была консолидирована и переведена в государственную ренту под 4%.
В дальнейшем Витте также следовал этой линии: в 1889-1899 годах, по данным государственного контроля, были выкуплены и конвертированы займы на номинальную сумму 4 365 миллиона рублей и погашены беспроцентные долги на сумму 374,6 миллиона рублей. Были предоставлены новые займы, в результате чего государственный долг увеличился более чем на 1 миллиард рублей (с 5,7 миллиарда в 1889 году до 5,4 миллиарда рублей в 1899 году). В качестве достижения Министерства финансов государственный контроль установил, что сумма выплат по долгам увеличилась всего на 34 миллиона рублей, а сумма срочного погашения уменьшилась на 17,5 миллиона рублей.
Заняв кресло одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя настоящим политиком. Последний славянофил, убежденный сторонник первоначального пути развития России, в короткий срок превратился в индустриализированную европейскую модель, заявившую о своей готовности в течение двух пятилеток вывести Россию в разряд передовых индустриальных держав. При этом Витте не был посвящен в тайны Вышнеградской денежной реформы, которая готовилась много лет, и практически начал свою деятельность во главе министерства с инфляционной компании - специального выпуска "сибирских" бумажных рублей для покрытия расходов на строительство Великой Сибирской железной дороги .
Хотя Витте добился стабилизации рубля в 1894-1895 годах и сделал в 1897 году то, что не удалось его предшественникам, он ввел в обращение золотые деньги. Российское правительство постоянно сталкивается с проблемой платежного баланса. Огромный импорт, обусловленный промышленным развитием страны, должен был быть покрыт соответствующим расширением экспорта. Платежный баланс страны, развивавшей свою промышленность за счет иностранных займов, иностранных инвестиций и страдавшей от хронического дефицита, мог быть сбалансирован только за счет значительного профицита внешней торговли.
Внешнеторговый баланс России, годовой оборот которого в 60-70-е годы 19 века составлял 80 миллионов рублей, был активным с 1877 года, при этом в 1895-1897 годах затраты на экспорт превышали затраты на импорт в среднем почти на 156 миллионов рублей в год. В 1886-1890 годах доля зерна в общем объеме экспорта составляла 53,7% в денежном выражении. В 1887-1891 годах на Россию приходилось 59% всего импорта европейских стран, импортирующих хлеб. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось с 56,6 млн рублей в 1886 году до 363,7 млн рублей и 419,9 млн рублей в 1888 и 1889 годах.
Расчетный баланс уже в 1887 году был сокращен до профицита в 25 миллиона кредитных рублей. Рост экспорта зерна был обусловлен не только повышением производительности сельского хозяйства и международным спросом, но и развитием железнодорожного строительства в Российской империи. Строительство железнодорожных линий в России и Западной Европе началось почти одновременно. Однако общая экономическая отсталость страны, нехватка свободного капитала и рабочей силы из-за крепостного права не позволяли строить железные дороги. В 1850-х и начале 1870-х годов ситуация радикально изменилась. Ход и итоги Крымской войны наглядно продемонстрировали российскому обществу опасность отсутствия у железных дорог военной мощи .
В период Реформации 1866-1876 годов была быстро создана первая в европейской России разветвленная железнодорожная сеть с центром в Москве. В таких условиях динамика экспорта зерна в России увеличилась. Если в 1861-1865 годах зерно вывозилось в среднем на 80 миллионов фунтов в год, а за 20 лет - на 335 миллион фунтов, то в 1900-1905 годах среднегодовой экспорт составлял уже 635 миллионов фунтов. Реформа 1861 года стала отправной точкой для резкого повышения товарности сельскохозяйственной продукции.
Здесь следует отметить участие иностранного капитала - косвенно через строительство железной дороги и напрямую через кредитование сырья и практическую организацию экспорта российского зерна в Европу. Доходы от экспорта зерна были одним из основных источников накопления и вкладывались в развитие различных отраслей экономики России. Среди предшественников Витте в Министерстве финансов Н.Х. Бунге и И.А. В Вышнеградской области железнодорожное строительство уже снова начало переходить в руки государства, был введен протекционистский тариф, защищающий интересы национальной промышленности, выросли косвенные налоги как источник доходов государственной казны, накопились золотые запасы. Но только при Витте вся эта система приобрела системный характер, была дополнена другими мерами, которые придали целостность всей проводимой программе .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России 1860-1914 гг. Очерки частного предпринимательства. Л.,1991. - С.26.
2. Ананьич Б.В. Россия и международный капитал.1897-1914// Очерки истории финансовых отношений. Л.,1970. - С.11.
3. Вестник финансов, промышленности и торговли.- 1897.- N1.- С.2.49.
4. Вестник финансов, промышленности и торговли. 1899. - N1.- С.5.
5. Витте С.Ю. Воспоминания. Т.2. - М.,1960. - С.383-384.
6. Витте С.Ю. Всеподданнейший доклад С.Ю.Витте "О причислении агентов Министерства финансов к имперским посольствам и миссиям" 22 октября/3 ноября 1898 г.- РГИА. Ф.40. - Оп.1.- Д.50. Л.2.
7. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб.,1912. - С.470-471.
8. Власенко В.Е. Денежная реформа в России 1895-1898. -Киев,1949. С.43.
9. Всеподданнейшая записка И.А. Вышнеградского 16/28 ноября 1891г. РГИА. Ф.583. - Оп.4. - Д.302. - Л.182.
10. Гиндин И.Ф. К вопросу об экономической политике царского правительства в 60-80-х годах XIX в.//Вопросы истории.-1959.-N5. С.67.
11. Гиндин И.Ф. Государственный банкой экономическая политика царского правительства (1861-1892 гг.) М.1960. - С.32-33.
12. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Изд.З.- Т.2. М.,1952. - С.188-189.
13. Материалы по денежной реформе 1895-1897 гг./Под ред. А.И. Буковецкого.- Вып. 1. Пг.- М.,1922. - С.88-89.
14. Мигулин П.П. Русский государственный кредит (1769-1899).-Харьков.-1899.- Т.1.- С.301-303.
15. Монография В.Т. Рязанова «Экономическое развитие России, XIX-XX век».
16. Погребинский А. Государственные финанасы царской России в эпоху империализма. М.,1968. - С.21-23.
17. Полное собрание законов Российской империи. Т.XIV.- Д. N11733. СПб.,1897.
18. Представление С.Ю. Витте в Государственный Совет "Об изменении правил о банкирских заведениях" 21 февраля 1894 г.- РГИА.- Ф.1152. Оп.11. - Д.228. - Л.57-62.
19. Сборник работ Московского отделения Российского Научного Фонда и конференции "Реформы и реформаторы в России: история и современность".
20. Сидоров А.Л. Конверсия внешних займов России в 1888-1890 гг.// Исторический архив. 1959. - N 3. - С. 99-125.