Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы. Социально-экономическая ситуация современности оказывает неблагоприятное влияние на общественное сознание нашего народа, особенно на подростков. Общество же видит ситуацию так, что подростки формируются на существующих традициях народа, знают его социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные основы. Известно, что основой личностной культуры выступает ее духовность. Духовность развития - это богатство интеллектуального и эмоционального личностного потенциала, высоко развитая нравственность, настоящее патриотическое чувство, которое ведет к гармонии духовного мира человека с общечеловеческими ценностями. Это - достойные поступки, которые проявляются в потребности самоотдачи, служения людям и добру, в необходимости жить и работать для процветания Родины.
Сегодня патриотизм подвергается сомнению среди подростков. А в обществе растет проблема социальной бездуховности нашей молодежи. Нарастание эгоизма, показательность культа индивидуализма - привычные явления в сфере межличностного общения. Ценности старшего поколения пересматриваются не в их пользу. Духовные ориентиры, добро, истина и красота заметно отодвинуты на жизненную периферию.
Раскрытие и изучение важных исторических событий Великой Отечественной войны дает нам возможность для формирования высоконравственной и духовной личности школьника, развивать истинный патриотизм и бережное отношение к героическому прошлому Родины. Это ощущение отражается на каждом самостоятельно, на личном духовном опыте человека. Любить может быть только сам человек, искренне и без всяких уведомлений. Но воспитание в душе чувства Родины, пробуждение настоящего патриотизма в душе возможно.
Подростковый возраст характеризуется как возрастной период в формировании личности, при котором происходит становление ее идеалов, интересов, верований, усваивание основных духовных ценностей общества, в связи с этим будущее развитие государства зависит от воспитания человека на данном возрастном этапе. В связи с этим необходимо выявить механизмы и средства, а также определить педагогические условия эффективности формирования патриотических ценностей подростков.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у подростков патриотических качеств и недостаточной разработанностью методов и средств данного процесса.
Цель исследования: исследование патриотизма как комплексного качества личности подростков.
Объект исследования: патриотизм как психологический феномен.
Предмет исследования: патриотизм как комплексное качество личности подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у подростков патриотизм связан с комплексом качеств личности: любовь к Отечеству, выражение интересов своего народа, осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу, духовная ценность, морально-нравственные установки, наличие готовности личности к практическим патриотическим действиям.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Описать патриотические качества подростков как психологический феномен.
2. Рассмотреть историю воспитания патриотизма в России.
3. Определить факторы развития патриотических качеств подростков в процессе воспитания в школе
4. Выявить исходный уровень сформированности патриотических качеств подростков.
5. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются
- современные концепции воспитания и социализации личности (Б.Г. Ананьев, З.Н. Богуславская, В.И. Журавлев, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, В.И. Логинова, М.И. Махмутов, А.В. Мудрик, В.Г. Нечаева, В.А. Петровский, М.И. Рожков, Н.М. Скаткин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.);
- научно-обоснованный подход к осмыслению понятия ценности в отечественной психологии, культурологии, истории, педагогики П. С. Гуревича, Н. И. Козлова, Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. Рокича, П. В. Кикель, Э. М. Сороко, В. П. Галкина, В. К. Шохина, В. Л. Абушенко и других исследователей;
- теория патриотического воспитания (А.Г. Агаев, Г.В. Агапова, З.Т. Гасанов, Б.Р. Павлов, Г.Н. Филонов);
- труды П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина и др. по изучению педагогических аспектов патриотического воспитания;
- работы, изучающие патриотическое воспитание и формирование патриотических ценностей (Т. Р. Лыкова, В. И. Лутовинов, Н. В. Ипполитова);
- научные труды о психологических особенностях патриотического воспитания П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования:
- теоретические: метод теоретического анализа литературы, анализ документов;
- эмпирические: опрос и анкетирование;
- математические: метод регистрации и ранжирования.
Методики исследования:
1.Анкета Амировой Т.А. «Определение уровня сформированности патриотических качеств»;
2. Методика «Патриотизм. Как я его понимаю» (Л.М. Фридман). Проективное тестирование.
3. Методика диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по теме исследования, обосновании комплекса диагностики сформированности патриотических качеств подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами результатов исследования патриотических качеств подростков
База исследования: МБОУ «СОШ №5» г. Нижний Новгород.
Структура работы, отражающая логику, содержание, результаты исследования, представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы (50 источников).
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТРИОТИЗМЕ КАК КОМПЛЕКСНОМ КАЧЕСТВЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
1.1. Патриотизм как комплексное качество личности подростков
Патриотизм относится к группе моральных чувств. Моральные чувства выражают отношение человека к другим людям, родине, семье, себе. Чувства направлены на явления, которые имеют постоянное мотивационное значение и определяют общую направленность деятельности [39, с. 273]. Чувство есть «высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии» [22, с. 441]. Чувства направлены на явления, которые имеют постоянное мотивационное значение и отвечают за общее направление деятельности.
К.К. Платонов отмечает, что в структуру чувств входят эмоции и понятия. Например, чтобы у человека возникло чувство любви к родине, ему должно быть близко понятие родины. Без этого, например, ностальгия будет только эмоцией. Понятийный компонент чувств преобразует эмоции, содержащиеся в их составе, в отношения, которые проявляются в поведении [29, с. 167].
В структуре патриотических чувств, как одних из самых важных моральных чувств, можно выделить три компонента. Когнитивный компонент включает представления человека о родине, своем народе, его культуре, о своем гражданском долге, о значении родины для ее граждан. Эмоциональный компонент объединяет комплекс переживаний, отражающих чувство любви человека к родине, ее культуре, языку, природе, истории. Поведенческий компонент представляет проявление этих переживаний в поведении и деятельности человека, их регулирующее влияние на поведение.
Патриотизм сегодня понимается как «олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющие духовно- нравственную основу личности, формирующие её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству» [34].
В различных понятиях патриотизма особенно акцент уделяется отношению личности к Родине. Впрочем, все эти взаимоотношения не могут быть связаны только с нравственными чувствами. У них больше смысла, куда входят соответствующие потребностные и мотивационные сферы, их патриотическое сознание, поведение, которое, будучи фиксированным, в своей совокупности и определяет патриотизм как качество морального характера.
Большое разнообразие подходов к определению сущности понятия «патриотизм» позволяет рассматривать его как принцип, чувство, обязанность, готовность (психологическую), идею и сознание.
Из вышеперечисленных характеристик можно сделать вывод о нескольких основных качествах, которые имеет патриот:
- бескорыстие – способность действовать без личной выгоды, заниматься интересами других;
- самоотверженность – способность нести ответственность за свои интересы;
- отстаивать свободу и независимость Отечества – осознанность долга перед ним;
- честь и достоинство, их сохранение в любых условиях;
- активность гражданской позиции, когда знания и силы направляются на благо народа, государства;
- привязанность к малой Родине как месту, где человек родился, вырос и куда его тянет возвращаться;
- уважительное отношение к родному языку;
- проявление гордости за свою Родину, свой народ, город, школу, семью;
- хранение верности своей Родине.
Выше перечисленные качества – это не окончательный и не единственно верный вариант. По нашему мнению, из данных качеств складывается настоящий патриот своего Отечества.
Сложным и неоднозначным определяется понятие любви к Отечеству. К примеру, в психологическом тексте любовь определяется, как «высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к матери, детям, родине, музыке и т. д.)». При этом отмечается, что «в качестве родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и др., — от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти» [30]. Иными словами, любовь не является чувством, которое либо полностью присутствует, либо полностью отсутствует; возможны различные виды любви с различной интенсивностью.
Патриотическое воспитание школьников должно выступить такой силой, которая способна вырастить поколение настоящих патриотов. Они любят свою Родину не на словах, а на деле. Такое поколение способно приумножить национальное богатство, а жизненный уровень сделать качественнее. С 1 января 2021 года в России реализуется проект федерального значения «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование» [43].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года зафиксировано следующее: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности…» [41].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева А. И. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне/ А.И. Афанасьева, В.И. Меркушин В. И. // Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирования патриотизма и гражданственности. Екатеринбург, 2015. С. 6.
2. Багрецов Д.Н. Патриотизм: современные вызовы и перспективы/ Д.Н. Багрецов, В.Д. Ширшов // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 63-70., c. 63
3. Башлаков А.А. Патриотизм – один из решающих факторов Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов/ А.А.Башлаков // Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: матер. Всероссийской научной конф. (27 мая 2009 г. Москва). – М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2009. - С. 27-34.
4. Братусь Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века/ Б.С. Братусь //Вопросы психоло-гии.–1993.–No 1.–С.6–13.
5. Бузыкина Ю. С. Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи/ Ю.С. Бузыкина // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-harakteristiki-i-predstavlenie-o-patriotizme-u-molodezhi (дата обращения: 20.05.2024).
6. Васильева Ю. В. Особенности воспитания патриотизма у подростков/ Ю.В. Васильева // Вестник ТГУ. 2018. №2 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-patriotizma-u-podrostkov (дата обращения: 10.05.2024).
7. Васильева Ю. В. Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков/ Ю.В. Васильева // Вестник ТГУ. 2018. №1 (171). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-probleme-vospitaniya-patrioticheskih-chuvstv-u-podrostkov (дата обращения: 20.05.2024).
8. Васильева Ю. В. Основные подходы к воспитанию патриотических чувств у подростков/ Ю.В. Васильева // Педагогика. Вопросы теории и практики.2016. № 4 (4). С. 24-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27524525 (дата обращения: 17.12.2017).
9. Воронина И. О. Патриотическое воспитание современных подростков как педагогическая проблема / И. О. Воронина // День науки: Материалы XXXII научной конференции Амурского государственного университета, Благовещенск, 20 апреля 2023 года. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2023. – С. 165-166. – EDN ZRQOEP.
10. Воспитать патриота: методические рекомендации по организации мероприятий по патриотическому просвещению обучающихся: сборник методических рекомендаций / Сост. ... – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. – 22 с.
11. Вырщиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов ; Волгоградский ин-т бизнеса. - Волгоград : ПринТерра, 2008. - 162 с.
12. Дворецкий М.И. Особенности патриотического воспитания в начальной школе в современных условиях/ М.И. Дворецкий//Инновации в медицине, психологии и педагогике. Материалы VII Международной научно – практической 41 конференции (Вьетнам, Муй Нэ,27 апреля -7 мая 2016 г.) Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс; 2016. С.140–143.
13. Дворецкий М.И. Проблемы патриотического воспитания в начальной школе/ М.И. Дворецкий //Современные направления психолого – педагогического сопровождения детства. Материалы научно-практического семинара (Новосибирск, 7-8 апреля 2016 г.) с.138–142.
14. Дворецкий М.И. Патриотическое воспитание студентов в современных условиях/ М.И. Дворецкий //Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. Материалы научно – практической конференции (Новосибирск, 12 – 13 апреля 2017 г.) С.16–18
15. Дегтярева М. А. Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Дегтярева Маргарита Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. акад. последип. образ.]. - Москва, 2007. - 25 с.
16. Елсуфьева Т. И. Система работы педагога по гражданско-патриотическому воспитанию/ Т.И. Елсуфьева // Региональное образование XXI в.: проблемы и перспективы. 2009. № 1. С. 35-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17323416 (дата обращения: 22.05.2024)
17. Ефремова О. И. Психологические аспекты проявления чувства патриотизма у современной студенческой молодежи/ О.И. Ефремова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S4. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75074.htm.
18. Зауторова Э. В. Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности/ Э.В. Зауторова, О.Я. Рейма// Пенитенциарная наука. 2018. №1 (41). С. 130–136.
19. Зимняя И. А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. М. : Логос, 1999., с. 176
20. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. / И.А. Ильин. - М. : Русская книга, 1993. – 528 с., с. 127
21. Классному руководителю о классном часе: Технология подгот. и проведения личност.-ориентир. кл. часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - Москва : ТЦ Сфера, 2002. - 126, [2] с. : табл.; 20 см.; ISBN 5-89144-289-2
22. Краткий психологический словарь / ред.-сост.Л. А.Карпенко; под общ.ред.А. В.Петровского, М. Г.Ярошевского.–Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
23. Кузнецова О. В. Модель формирования ценностного отношения к культуре стран изучаемого иностранного языка у старшеклассников (на примере интегрированного курса «История, культура и искусство англоговорящих стран»/ О.В. Кузнецова // Интеграция образования. 2011. № 2. С. 36-41. URL: http://rus.neicon.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789 /9803/836-41.pdf?sequence=1 (дата обращения: 22.05.2024)
24. Макарова И.И. Методическое пособие «Повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию молодежи в системе воспитательной работы образовательных организаций»/ И.И. Макарова. – Челябинск: ГБУ ДО «ОЦДОД», 2021. – 43 с.
25. Матвеева С. В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Матвеева Светлана Валентиновна ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2006. - 22 с.
26. Мусс Г. Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мусс Галина Николаевна; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. - Оренбург, 2008. - 24 с.
27. Науменков С. М. Социально-психологические детерминанты формирования патриотического сознания молодежи : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Науменков Сергей Михайлович; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - Москва, 2013. - 24 с.
28. Не хочу стыдиться. Почему россияне гордятся военными успехами больше, чем мирными // «Газета.Ru», 01.03.2017 г. - [Электронный ресурс] / URL:https://www.gazeta.ru/comments/2017/03/01_e_10551443.shtml (Дата обращения 13.05.20203
29. Обзор. НЦПТИ № 2 (29), 30.06.2022
30. Общая психология: энцикл. словарь / под ред. А.В. Петровского. М., 2005., с. 138
31. Окунева Ю. Е. Технологии формирования патриотической направленности личности подростка в условиях клубного объединения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2005. - 23 с.
32. Палаткина Г.В. Сущность и структура патриотических ценностей подростков/ Г.В. Палаткина, А.А. Шаронов, А.С. Джангазиева // Вестник РМАТ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-patrioticheskih-tsennostey-podrostkov-1 (дата обращения: 20.05.2024).
33. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий: [организаторам и классным руководителям] / Изд-во "Учитель" ; авт.-сост. И. А. Пашкович. – 2-е изд., стер. – Волгоград: Учитель, 2008. – 168
34. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий/ К.К. Платонов. –М.: Высшая школа, 1984.
35. Попова Е.Н. Педагогический анализ и оценка качества патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Попова Елена Николаевна; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т]. - Волгоград, 2011. - 25 с.
36. Разов П. В. Факторы, влияющие на формирование патриотизма российской молодежи: социологический и эмпирический анализ / П.В. Разов, Ф.Ф. Фарисов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. №4 (849). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-formirovanie-patriotizma-rossiyskoy-molodezhi-sotsiologicheskiy-i-empiricheskiy-analiz (дата обращения: 20.05.2024).
37. Рыманова Е. Н. Воспитание патриотических качеств школьников в детских объединениях Северного региона: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Рыманова Евгения Николаевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
38. Сальникова О. В. Формирование патриотических ценностных ориентаций студенческой молодежи в институциональной среде высшего образования : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 5.4.4. / Сальникова Ольга Владимировна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» ; Диссовет Д 212.186.XX (24.2.357.04)]. - Пенза, 2023. - 26 с.
39. Слободчиков В. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев –М.: Школа-Пресс, 1995
40. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
41. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 29 мая 2015г. утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www.rg.ru (дата обращения: 13.05.2023).
42. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии/ А.В. Сухарев. – М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2008. 576с.
43. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021-2024 г.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:// cpvrb.ru/programmy/federalnyj_proekt_patrioticheskoe_vospitanie_grazhdan_rossijskoj_federacii_ nacionalnogo_proekta_obrazov.
44. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства/ Д.И. Фельдштейн. - М., 1997., c. 127
45. Черкесова Е. В. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка/ Е.В. Черкесова // Педагогическое образование в России. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-grazhdansko-patrioticheskih-kachestv-lichnosti-podrostka (дата обращения: 10.05.2024).
46. Чернышов М. Ю. Путь к нравственности/ М.Ю. Чернышов, Г.Ю. Чернышова, А.М. Журавлева // Искусство и образование (Москва, МГУКИ). 2012. № 2 (76). С. 73-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17804189 (дата обращения: 22.05.2024)
47. Шаронов А. А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шаронов Андрей Андреевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2019. - 24 с.
48. Шестакова О. Е. Формирование у молодежи патриотического сознания, исторической памяти через изучение истории Великой Отечественной войны / О. Е. Шестакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67503/ (дата обращения: 09.05.2023).
49. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2000.
50. Проблемы исторической памяти о Великой Отечественной войне https://minobrnauki.gov.ru/upload/2022/07/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80.%D0%9D%D0%A6%D0%9F%D0%A2%D0%98%202(29).pdf
51. Хранители истории https://zavolgskiestepi.ru/articles/khraniteli-istorii/?ysclid=li9skav198120722528