Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При изучении классического танца особое внимание уделяется систематическому изучению фундаментальных движений, среди которых rond de jambe en l'air выделяется своей технической сложностью и ключевой ролью в развитии мастерства танцовщика; более того, значение этого движения выходит за рамки простого исполнения и является неотъемлемым компонентом балетной педагогики (структурированного обучения и развития балетной техники). Цель данного исследования – раскрыть многогранную сущность rond de jambe en l'air, сосредоточившись на его методологических основах и практическом применении на первом году обучения учениц 5-го класса. Поэтому в центре научной проблемы – детальное изучение этого балетного приема как в историческом аспекте, прослеживая его истоки и эволюционную траекторию в репертуаре классического танца, так и в педагогическом, рассматривая его место в современной практике преподавания.
Актуальность данного исследования обусловлена растущим академическим интересом к оптимизации стратегий подготовки начинающих танцоров; этот интерес совпадает с более широкими образовательными целями в рамках исполнительских дисциплин, которые стремятся не только сохранить традиционные методики, но и усовершенствовать их с помощью инновационных подходов к обучению. Проблема исследования распространяется на сферу танцевальной педагогики, где задача состоит в том, чтобы адаптировать исторические техники к современным условиям обучения и тем самым обеспечить эффективный вклад этих основополагающих движений в общее развитие танцора. Исследуя rond de jambe en l'air в рамках структурированного учебного процесса, анализируя как его исполнение новичками, так и преподавание опытными педагогами, мы стремимся раскрыть нюансы динамики изучения этого важнейшего балетного элемента.
Объект исследования – rond de jambe en l'air – рассматривается не только как балетный маневр, но и как педагогический инструмент, играющий ключевую роль в основополагающем режиме подготовки классических танцовщиков; параллельно изучаются методики, определяющие преподавание этого движения, и анализируется, как эти подходы меняются в применении и эффективности на разных уровнях танцевального образования. Цель исследования, очерчивающая траекторию от теоретических основ к практическому применению, состоит в том, чтобы раскрыть нюансы преподавания и изучения rond de jambe en l'air в структурированных рамках балетного класса, специально предназначенного для новичков первого года обучения.
Стратегически сформулированные задачи направлены на то, чтобы проследить эволюцию этой балетной техники от ее исторического генезиса до современной практики, оценить разницу в исполнении между неофитами и их опытными коллегами, а также оценить педагогические стратегии, лежащие в основе обучения этой технике. Сложное взаимодействие исторического контекста и современного применения, рассматриваемое как через диахронические, так и через синхронические линзы, предполагает всесторонний анализ, объединяющий ретроспективные исследования с перспективными педагогическими инновациями.
Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что оно посвящено изучению rond de jambe en l'air, в частности, на этапе зарождения педагогического образования в области классического танца, тем самым восполняя пробел в существующем научном дискурсе, где ограниченные эмпирические исследования были сосредоточены на начальных этапах освоения таких сложных балетных маневров; Одновременно с этим в данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что структурированные мультимодальные методики обучения, включающие вербальные подсказки, визуальные демонстрации и кинестетическую обратную связь, значительно повышают мастерство начинающих танцоров в освоении rond de jambe en l'air.
Эта гипотеза бросает вызов преобладающим педагогическим парадигмам, утверждая, что интеграция различных стратегий обучения не только ускоряет процесс обучения, но и способствует более глубокому, интуитивному пониманию биомеханических принципов балета молодыми танцорами. Исследование использует методологический плюрализм, применяя как качественный, так и количественный анализ для проверки этой гипотезы, тем самым обеспечивая надежную основу для оценки эффективности различных методик обучения.
Методологической основой данного исследования является всесторонний обзор фундаментальных и современных источников, раскрывающих через педагогическую призму сложность классических балетных техник, в частности rond de jambe en l'air. Основополагающий текст В. Базаровой и В. Мей «Азбука классического танца» (1983) представляет собой историческую основу балетных движений, а «Основы балета» А.Я. Вагановой «Основы классического танца» (2000) предлагает углубленное изучение технической точности, необходимой в балете, что важно для понимания биомеханики таких балетных движений, как rond de jambe en l'air. Педагогическая направленность также поддерживается книгой К. Блазиса «Искусство танца» (1937), в которой рассматривается эстетика и исполнение балетных техник, а также проводится сравнительный анализ методов преподавания в различные танцевальные эпохи.
«Уроки классического танца» (2004) А.М. Мессерера и «Фрагменты воспоминаний» (2005) С.М. Мессерера способствуют пониманию эволюции балетного преподавания и личных педагогических стилей влиятельных хореографов, что крайне важно для контекстуализации современных стратегий обучения. Эти первичные тексты дополняются научными статьями Т.В. Черкашиной (2017), исследующей психологические аспекты преподавания танца, и М. Талеби и др. (2023), изучающих взаимодействие синхронизации музыки и танцевальных движений – ключевого фактора в освоении балетных техник.
Наконец, эмпирические исследования, такие как работы Х. Молеро и коллег (2019), предоставляют данные об эффективности различных музыкальных сопровождений в процессе обучения танцам, что очень важно для понимания мультисенсорных аспектов обучения rond de jambe en l'air. Теоретические основы сопоставляются с практическими сведениями из онлайн-ресурсов, таких как мастер-классы Асафа Мессерера и документальные фильмы, которые наглядно демонстрируют нюансы балетных движений и методик преподавания.
Синтезируя эти разнообразные источники, исследование стремится создать многомерный взгляд на балетную педагогику, подчеркивая как преемственность, так и эволюцию методов преподавания. Этот синтез не только лежит в основе методологического подхода исследования, но и обогащает теоретическую базу, обеспечивая исследованию rond de jambe en l'air как историческую глубину, так и современную актуальность, в конечном счете направленную на совершенствование педагогических стратегий, применяемых в балетном образовании.
Надежность исследования обеспечивается двойным применением теоретических и эмпирических методов; эти методы вскрывают тонкости балетной педагогики с особым акцентом на rond de jambe en l'air, обеспечивая тем самым нюансированное понимание его педагогического воздействия. Если бы не теоретическая база, созданная на основе всестороннего анализа основополагающих текстов, таких как работы А.Я. Вагановой и А.М. Мессерера, эмпирическим наблюдениям не хватало бы исторического и технического контекста, необходимого для интерпретации данных, собранных в ходе исследования. Если бы методологический анализ В.С. Костровицкой и А.А. Писарева не был включен в план исследования, глубина понимания последовательных и структурных нюансов балетных движений могла бы остаться поверхностной.
Эмпирический компонент, включающий качественный и количественный подходы, основан на гипотезе о том, что различные методики преподавания существенно влияют на освоение техники балета начинающими танцорами. Если исследование подтвердит эту гипотезу, оно подтвердит педагогическую эффективность мультимодального обучения, тем самым потенциально революционизируя стратегии преподавания, используемые в классическом балетном образовании. Использование видеоанализа, примером которого могут служить мастер-классы Асафа Мессерера, позволяет точно измерить исполнение движений и педагогическую эффективность; в сочетании со структурированными интервью с балетными педагогами и опросами учеников это дает обширный набор данных для анализа.
При условии успешной интеграции этих методик исследование может предложить прогностическое понимание эффективности конкретных стратегий обучения, предполагая, что использование определенных методов может привести к более быстрому освоению и более глубокому пониманию учениками балетных движений. Данный анализ направлен не только на подтверждение теоретических положений, но и на изучение потенциальных инноваций в балетной педагогике. Т.о., методологическая основа исследования, характеризующаяся синтезом ретроспективного обзора литературы и перспективного эмпирического исследования, призвана осветить сложности преподавания и изучения rond de jambe en l'air в контексте классического балета.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в тщательном изучении rond de jambe en l'air – балетной техники, имеющей ключевое значение в силу своей биомеханической сложности и педагогической значимости. Это исследование не только углубляет научное понимание, но и устраняет пробел в исследованиях классического танца, особенно в области раннего балетного образования. Практическая значимость, тем временем, становится очевидной: если эмпирические данные подтвердят гипотезу, это может привести к изменению парадигмы в методиках обучения балету – в частности, к интеграции мультимодальных стратегий обучения (визуальных, слуховых, кинестетических), которые удовлетворяют различные предпочтения учащихся в обучении.
Также теоретические знания, почерпнутые из основополагающих текстов, таких как работы Вагановой и Мессерера, представляют собой всеобъемлющий фон, на котором рассматриваются современные педагогические технологии (т.о., происходит соединение исторической перспективы с современной практикой). С практической точки зрения, эти знания могут повысить эффективность преподавания в реальных балетных классах: н-р., если преподаватели будут использовать эмпирически подтвержденные стратегии, они могут наблюдать повышение технического мастерства и ускорение приобретения навыков среди учеников. Эта двойная актуальность – теоретическая и практическая – не просто академическая, она имеет ощутимые последствия для будущего балетной педагогики, т.о., служа краеугольным камнем для потенциальных образовательных реформ в рамках дисциплины классического танца.
Итак, данное исследование, благодаря своему двойному подходу, сочетающему тщательное теоретическое изучение с целенаправленным эмпирическим исследованием, вносит значительный вклад как в академическую область, так и в практический мир балетного образования, стремясь обогатить педагогический дискурс и улучшить результаты обучения начинающих танцоров.
Глава 1. Особенности и методика построения экзерсиса у станка в 1 классе у девушек
1.1. Содержание понятия rond de jambe en l'air
Rond de jambe en l'air, краеугольная техника классического балета, проявляется не только как физическая артикуляция, но и как культурный артефакт, генезис и эволюция которого глубоко вписаны в анналы истории танца; истоки, скрупулезно прослеженные в таких фундаментальных работах, как «Азбука классического танца» Н. Базаровой и В. Мея [1983], предполагают линию совершенствования от рудиментарных балетных форм до сложных проявлений, наблюдаемых в современном классическом танце. Эта эволюция, подробно описанная А.Я. Вагановой в «Основах классического танца» [2000], подчеркивает переход техники от функционального упражнения к важнейшему элементу в эстетическом и техническом арсенале балетной педагогики, необходимому для развития силы ног, гибкости и контроля танцовщика.
Дальнейший анализ показывает, что rond de jambe en l'air не только улучшает физические данные, но и воплощает балетную традицию плавного, грациозного движения, на которую обратили внимание В.С. Костровицкая и А.А. Писарев в «Школе классического танца» [1976]. Это движение, исполняемое на барре, предполагает, что танцовщик обводит полукруг заостренной ногой, тщательно сохраняя бедра квадратными, а корпус – центрированным, что свидетельствует о точности и дисциплине, являющихся основой балета. Как подробно описано В.А. Звездочкиным в книге «Классический танец: Учебник для учеников» [2003], правильное исполнение этой техники имеет ключевое значение в первые годы обучения танцовщика, особенно для юных учеников на этапе становления.
Важнейшая роль rond de jambe en l'air в балетной программе рассматривается с педагогической точки зрения А.М. Мессерером в «Уроках классического танца» [2004], где утверждается, что освоение этого движения свидетельствует о потенциале ученика для перехода к более сложным балетным па. Методическое обеспечение этой техники, развивавшееся на протяжении десятилетий, отражает более широкие изменения в стратегиях преподавания в балетном сообществе, что проиллюстрировано С.М. Мессерером в работе «Фрагменты воспоминаний» [2005], где рассказывается об исторических изменениях в балетной педагогике и их влиянии на преподавание танца в наши дни.
Поэтому rond de jambe en l'air служит микрокосмом непрекращающегося стремления классического балета к техническому совершенству и художественной выразительности – двойственности, которая продолжает бросать вызов и вдохновлять как танцовщиков, так и педагогов в стремлении к балетному совершенству.
Исполнение rond de jambe en l'air, если наблюдать за начинающими и опытными танцорами, показывает разительные контрасты в точности, плавности и биомеханической эффективности; начинающие часто испытывают трудности с фундаментальной координацией движения, пытаясь сохранить стабильный таз и контролируемое выворотное положение (вращательное положение ноги, исходящее из бедра) при выполнении полукругового движения ноги. Опытные танцоры, напротив, демонстрируют не только техническое мастерство, но и повышенное эстетическое качество своих движений, отличающихся плавным сочетанием текучести и контроля, что создает впечатление непринужденного исполнения.
Эта дифференциация, критически важная для понимания прогрессии балетной подготовки, коренится в приобретении базовых навыков, которые развивает rond de jambe en l'air: баланс, сила и проприоцептивное осознание (способность тела чувствовать движение в суставах и положение суставов). Движение служит важнейшим инструментом обучения, его многократная практика оттачивает эти основополагающие навыки, которые необходимы для более сложных балетных начинаний. Точность, необходимая для правильного исполнения rond de jambe en l'air – поддержание выравнивания тела во время движения ноги в воздухе – требует высокой степени мышечного контроля и осознания тела, навыков, которые постепенно развиваются благодаря дисциплинированной практике.
Роль этого балетного движения в развитии навыков танцора можно оценить по заметным улучшениям баланса и силы ног; эти улучшения со временем способствуют повышению общей технической компетентности танцора и качества исполнения. Следовательно, rond de jambe en l'air не только отличает новичка от адепта, но и способствует развитию основных качеств, необходимых для эволюции от ученика балета к артисту балета. Эта прогрессия подчеркивает значение движения на начальных этапах танцевального образования и подчеркивает его непреходящую актуальность в программе обучения классическому балету.
1.2. Методика построения экзерсиса: содержание и структура
Методология упражнений, в частности rond de jambe en l'air в рамках классического балета на баррэ, начинается со структурированной последовательности, разработанной для развития базовых навыков девочек первого класса; эта последовательность не только придерживается традиционной балетной педагогики, но и включает инновационные подходы, учитывающие особенности развития юных учениц [Ваганова, 2000, с. 45]. Занятия обычно начинаются с более простых упражнений для разогрева мышц, постепенно переходя к более сложным движениям, требующим большей силы и координации; rond de jambe en l'air, расположенный в середине урока, служит ключевым компонентом, требующим от учеников точности и равновесия и облегчающим переход к более сложным балетным техникам [Костровицкая и Писарев, 1976, с. 88].
Каждое занятие на перекладине тщательно продумано, оно начинается с плие и тендус, чтобы подготовить ноги и сердечник к требованиям rond de jambe en l'air, которые включают круговые движения ног в воздухе, что очень важно для развития гибкости и контроля над бедрами [Bazarova & Mey, 1983, p. 59]. После rond de jambe en l'air начинаются такие упражнения, как frappés и relevés, каждое из которых подбирается для закрепления отработанных навыков и введения дополнительных сложностей для повышения выносливости и точности; такая прогрессивная структура обеспечивает целостное развитие балетных навыков, где каждое упражнение опирается на предыдущее, укрепляя мышечную память и техническое мастерство [Звездочкин, 2003, с. 112].
Структура урока подкрепляется дидактическими материалами и методиками, отражающими новейшие педагогические стратегии, такие как использование наглядных пособий и индивидуальной обратной связи, которые необходимы для усвоения движений и понимания их художественных и технических аспектов [Messerer, 2004, p. 301]. Включение rond de jambe en l'air в эту структурированную структуру не является произвольным, а представляет собой сознательный педагогический выбор, призванный глубоко внедрить это фундаментальное балетное движение в репертуар учащихся, тем самым заложив прочный фундамент для их дальнейшего продвижения в искусстве классического танца.
При изучении балетных упражнений, в частности rond de jambe en l'air, используются различные методики преподавания, каждая из которых направлена на углубление понимания учениками сложных балетных структур; основными из них являются визуальные и вербальные инструкции, эффективность которых основана на когнитивных и моторных теориях обучения. Преподаватели широко используют наглядные демонстрации, которые, как показала практика, способствуют пониманию учащимися пространственных и динамических качеств движений – техника, продемонстрированная с точностью, часто воспроизводится учащимися более точно [Костровицкая и Писарев, 1976, с. 104]. В дополнение к визуальным методам даются словесные инструкции, точные и лаконичные, направленные на то, чтобы обратить внимание на конкретные аспекты техники, такие как выравнивание бедер или разгибание ноги, тем самым совершенствуя исполнение через когнитивное вовлечение [Ваганова, 2000, с. 78].
Применяются также методические исправления, где индивидуальная обратная связь становится инструментом для корректировки позы, угла и энергии каждого танцора, обеспечивая тем самым не только понимание, но и воплощение правильной балетной формы. Для оптимизации обучения эти инструкции часто повторяются и перемежаются с возможностями для учеников попрактиковаться, что позволяет интегрировать визуальные и вербальные подсказки с кинестетическим опытом [Bazarova & Mey, 1983, p. 72]. Этот интегративный подход, использующий сильные стороны как визуального, так и вербального обучения, значительно улучшает усвоение сложной балетной техники, позволяя глубже усваивать движения и способствуя более тонкому исполнению.
В процессе занятий также проводится сравнительный анализ, в ходе которого ученики наблюдают за сверстниками и обсуждают вариации исполнения; эта стратегия обучения с помощью сверстников не только способствует созданию атмосферы совместного обучения, но и углубляет понимание через критическое наблюдение и обсуждение, что очень важно для развития критических и саморефлексивных способностей юного танцовщика. Поэтому методы преподавания, применяемые при изучении rond de jambe en l'air, разнообразны и динамичны и призваны решить многогранную задачу обучения балету, вовлекая учеников визуально, вербально и кинестетически.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Класс-концерт». Определение. [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/wall-37351213_159 (дата обращения 05.03.2018)
2. Асаф Мессерер. Документальный фильм (1989) // URL: https://youtu.be/6pKNdswgnuo (дата обращения 11.05.2015)
3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Ленинград: Искусство, 2-е издание, 1983. – 95 с.
4. Блазис К. Искусство танца. Классики хореографии. – Ленинград: Искусство, 1937. – 99 с.
5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. /Серия: Учебники для вузов. Специальная литература. Издание 6-е. – Санкт-Петербург: Лань, 2000. – 192 с.
6. Звёздочкин В.А. Классический танец: Учебное пособие для учеников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 400 с.
7. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. – Ленинград: Искусство, 1976. – 140 с.
8. Мастер-класс Асафа Мессерера для Майи Плисецкой // URL: https://youtu.be/-q_TOs9p4BI (дата обращения 11.05.2015)
9. Мессерер А.М. Уроки классического танца. – Санкт-Петербург: Лань, 2004. – 376 с.
10. Мессерер С.М. Фрагменты воспоминаний. – Москва: Спорт, 2005. – 410 с.
11. Прохоров А.М. [и др.] Большая советская энциклопедия. – Москва: Советская энциклопедия, 1978. – 455 с.
12. Фокин М.М. Против течения. – Ленинград: Искусство, 1981. – 395 с.
13. Черкашина Т.В. Учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся в обучении классическому танцу. // Вестник АРБ им. Вагановой, 2017, № 6. – 135 с.
14. Alvarez, C., 2022. Re-write and Re-create the French “Ballet du temps” (1654): Knowledge, Historical Sources, and Creative Strategies. Studia Universitatis Babeş-Bolyai Musica. https://doi.org/10.24193/subbmusica.2022.2.02.
15. Bekirov, U., 2023. Dance Images in «Rondo-Khaitarma» Violin and Piano Work by Nazim Amedov. NATIONAL ACADEMY OF MANAGERIAL STAFF OF CULTURE AND ARTS HERALD. https://doi.org/10.32461/2226-3209.1.2023.277687.
16. Class Concert – Bolshoi 2007 // URL: https://youtu.be/-xxHbkeZ6-M (дата обращения 07.01.2022)
17. Haussler, A., & Earhart, G., 2022. The Effectiveness of Classical Ballet as a Therapeutic Intervention: A Narrative Review. Alternative therapies in health and medicine.
18. Jain, N., Bansal, V., Virmani, D., Gupta, V., Salas-Morera, L., & García-Hernández, L., 2021. An Enhanced Deep Convolutional Neural Network for Classifying Indian Classical Dance Forms. Applied Sciences. https://doi.org/10.3390/APP11146253.
19. Karlytska, S., & Kopievsky, O., 2020. Classical exercise in folk dance ensemble: methodological principles and structure. Collection of scientific works “Notes on Art Criticism”. https://doi.org/10.32461/2226-2180.38.2020.222091.
20. Kuyumcu, M., 2023. A GUIDE FOR THE PIANIST IN CLASSICAL BALLET ACCOMPANIMENT. SOCIAL SCIENCE DEVELOPMENT JOURNAL. https://doi.org/10.31567/ssd.851.
21. McGowan, M., 2019. Love and dance as transformative powers. Textual Practice, 33, pp. 1311-1320. https://doi.org/10.1080/0950236X.2019.1648099.
22. Molero, H., Romero-Ramos, O., & Fernández-García, J., 2019. Impact of Musical Resource on Time Distribution in Classical Dance Classes: A Comparison of Dance Styles. Polish Journal of Sport and Tourism, 26, pp. 16-21. https://doi.org/10.2478/pjst-2019-0021.
23. Portnova, T., 2022. Peculiarities of E. Dega's creative method in the interpretation of the theme “Paris opera ballet”. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. https://doi.org/10.17223/22220836/45/15.
24. Purba, J., 2018. KONTRIBUSI MUSIK KLASIK SEBAGAI IRINGAN TARIAN BALLET DI ROYAL BALLET CENTRE MEDAN. Grenek Music Journal. https://doi.org/10.24114/grenek.v7i2.10655.
25. Schmelz, P., 2019. Rondo. Alfred Schnittke's Concerto Grosso no. 1. https://doi.org/10.1093/oso/9780190653712.003.0005.
26. Souza, J., Roy, A., & Goldman, A., 2020. Classical Rondos and Sonatas as Stylistic Categories. Music Perception, 37, pp. 373-391. https://doi.org/10.1525/mp.2020.37.5.373.
27. Talebi, M., Campo, A., Aarts, N., & Leman, M., 2023. Influence of musical context on sensorimotor synchronization in classical ballet solo dance. PloS one, 18(4), pp. e0284387. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0284387.
28. Ting, L., 2022. Aesthetic principles of interpretation of early arias in the vocalist’s concert repertoire: air de cour. Aspects of Historical Musicology. https://doi.org/10.34064/khnum2-27.05.
29. Zhuravleva, A., 2021. Contact improvisation in the context of social dance of the XX century: features of the open dance form «jam». National Academy of Managerial Staff of Culture and Arts Herald. https://doi.org/10.32461/2226-3209.4.2021.250268.