Фрагмент для ознакомления
2
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования.
В дошкольном периоде игра является основным видом деятельности, в котором интенсивно развиваются все стороны личности ребенка. Поэтому использование игр в обучении детей дошкольного возраста – неоспоримая истина.
Тот факт, что дети легко обучаются «в игровой форме», отмечали и доказывали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Воспитательный эффект игры все исследователи объясняют выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игра может использоваться «... как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (И. Л. Божович). Зачем отказываться от такой «палочки-выручалочки» как игрового приема в процессе обучения детей?
Игровые приемы – это способы совместной (воспитателем и детьми) разработки концепции игрового сюжета путем постановки игровых задач и выполнения соответствующей игровой деятельности, направленной на обучение и развитие детей [19].
Характерной особенностью игровых приемов является то, что они строятся с учетом освоения детьми ролевых приемов. Именно преимущества сюжетных игр в дошкольном возрасте стали основанием для использования их для решения двух основных задач познавательного развития детей:
во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное занятие для ребенка;
во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и способствовать формированию игры.
Основной деятельностью детей в детском саду является игра и использование приемов учебной игры в процессе непосредственной учебной деятельности. К игровым приемам познавательного развития относятся: игровая мотивация, дидактические, развивающие, сюжетные игры, экспериментирование, конструирование.
Самая популярная – обучающая игра. Оно выполняет в процессе обучения две функции (А. П. Усова, В. Н. Аванесова). Первая функция – улучшение и закрепление знаний. При этом ребенок не только воспроизводит знания в том виде, в котором они были усвоены, но трансформирует их, трансформирует и учится оперировать ими в зависимости от ситуации в игре. Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Светофор» эти знания организуются в соответствии с усвоением правил дорожного движения. Сущность второй функции развивающей игры заключается в приобретении детьми новых знаний и умений разнообразного содержания. Например, в игре «Север, Юг, Восток, Запад» (автор И. С. Фрейдкин) дошкольники учатся ориентироваться по компасу и пользоваться моделями (схемами маршрутов) [13].
Какова специфика игровых приемов в познавательном развитии детей? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой стороны, по своему характеру они должны быть максимально похожи на настоящую игру и иметь ее существенные особенности. Это тем более важно, что, в отличие от «настоящей» свободной игры, игру предлагает воспитатель. Поэтому одним из признаков игровой техники должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах представляет собой уникальную формулировку, определяющую цель предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Давайте поможем белочке добыть припасы на зиму» или: «Подумайте, на чем можно полететь в космос»; «Давайте построим домик для кота». На первый взгляд кажется, что создать такую технику несложно, но на самом деле она требует определенных знаний и навыков.
Воспитатель должен знать важные особенности игровых методов и приемов обучения, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни и детский опыт в играх. При этом он должен четко понимать цели использования игровых приемов на каждом занятии.
В младшей разновозрастной группе воспитатели ставят задачу вызвать у детей непроизвольный интерес к деятельности. Игровые приемы используются для пробуждения и поддержания интереса детей к деятельности, направленной на овладение основными знаниями и умениями и развивающую активность. Часто все занятие проходит в форме игры. Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Эти занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребенку. Выполнение предложенных заданий радует и удивляет детей, придавая образовательному содержанию необычный и игровой характер. На таких занятиях дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся освоить правила и добиться результата: решить задачу, что-то открыть, чему-то научиться [4].
На сюжетных занятиях используются различные формы передачи познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, объяснение способов их решения в случае необходимости, увлекательное их решение.
Для повышения активности детей младшего возраста на занятии важны такие игровые приемы, как внезапное появление предметов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью и необычностью вызывают ярко выраженное чувство удивления, которое является ключом ко всем знаниям (вдруг воспитатель «превращается» в лису со скалкой и рассказывает от ее имени о своих «приключениях»; вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух. «Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).
В младшей группе воспитатели на протяжении всего урока широко используют игровые приемы. Это дает воспитателю возможность переключить внимание детей с одного задания на другое.
В старшем дошкольном возрасте воспитатели используют игровые приемы, чтобы вызвать интерес дошкольников к предлагаемым заданиям. Уже на новом содержании программы, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает в игровой форме предлагать детям трудные для них задачи; представлены мотивы, побуждающие дошкольников выполнять качественную работу.
К приемам выполнения воспитателем различных игровых действий относятся: выбор картинок, их складывание, перемещение, имитация движений. Игровые действия могут состоять из серии отдельных действий или элементов. Они должны сопровождаться речью. Этот прием используется, если непосредственным партнером ребенка в игре является воспитатель. Загадывание загадок позволяет в интересной и увлекательной форме чему-то научить детей, что-то им рассказать. Загадка создает эффект неизвестности, неизведанного. Она помогает устанавливать связи между предметами и явлениями [11].
Введение конкуренции в занятиях старшей группы готовит детей к правильной оценке своих способностей и достижений, делает игру увлекательной, веселой и интересной для ребенка. Отсутствие конкуренции на уроке превращает игру в упражнение.
Использование приема создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. В основе этой методики лежит игровая мотивация (помощь кому-либо в решении его проблем).
При использовании игровой методики количество игровых заданий может увеличиваться. Так разрабатывается концепция игры. Однако следует иметь в виду, что за формулировкой игровой задачи следуют и игровые действия. Итак, чтобы полететь в космос, нужно стать космонавтом, «построить» ракету, одновременно «чинить» неровные корпуса ракет, «мыть» грязные оконные стекла, намечать свой маршрут, изображать звезды и планеты и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батова, И. С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Весна. Демонстрационные карты. ФГОС ДО / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2018. - 198 c.
2. Вахонина, О. В., Козлова, О. А. Развитие изобразительных умений у детей 2-3 лет./ под общей ред. О. Д. Лукьяненко - Армавир, 2021. – 67 с.
3. Винникова, Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность / Г.И. Винникова. - М.: Сфера, 2018. - 128 c.
4. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью : учебное пособие / М. В. Водинская, М. С. Шапиро. — 4-е изд. (эл.). — Москва : Теревинф, 2019. — 49 с.
5. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Academia, 2018. - 272 c.
6. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, Росмэн, 2021. - 192 c.
7. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 179 с.
8. Золотухина, А. В. Игровые методы в обучении детей технике рисования / А. В. Золотухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 243-245.
9. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Гриф УМО МО РФ / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект, 2017. - 259 c.
10. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.
11. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. - 120 c.
12. Красова, Т. Д., Чуйкова, Ж. В. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 76 с.
13. Лыкова, И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с.
14. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 411 с.
15. Николкина, Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе / Т.А. Николкина. - М.: Учитель, 2019. - 467 c.
16. Павлова, О. В. Изобразительная деятельность. Художественный труд. Вторая младшая группа. Конспекты занятий / О.В. Павлова. - М.: Учитель, 2018. - 605 c.
17. Рябко, Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика / Н.Б. Рябко. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 223 c.
18. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2020. - 500 c.
19. Шемелова, О. Ю. Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности / О. Ю. Шемелова, А. А. Золотухина, З. И. Чичикалова, Е. А. Прыскина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 33-36.
20. Яковлева С.С. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в изобразительном творчестве // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 142-145.