Фрагмент для ознакомления
2
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, одним из основных направлений, обеспечивающих умственное развитие детей, связанное с формированием знаний, умений и навыков, является формирование процессов памяти.
Память является одной из ведущих психических функций, необходимых ребенку для гармоничного развития и успешной учебной деятельности.
В разное время исследователи изучали особенности развития памяти в разные возрастные периоды жизни, а также эффективность психолого-педагогических условий, способствующих запоминанию и повторению информации.
Степень разработанности проблемы исследования. Память как процесс – категория многогранная, и существуют разные подходы к ее изучению. Вариативность обучения при изучении памяти отражается в различиях в ее определении. Отечественные ученые уделили много внимания изучению взаимосвязи между памятью и мышлением. В «Проблемах психологии памяти» А.А. Смирнов говорит: «память и ее процессы зависят от реальности личности, а также играют роль активной мнемической деятельности». Были и сторонники ассоциативной теории, например, И.М. Сеченов. Он дал научное обоснование принципу ассоциации: «воспроизведение одних приводит к воспроизведению других, возникающих в результате реальных объективных отношений между предметами и явлениями».
Особенности формирования и развития памяти исследователи П. П. Блонский, Л. В. Занков, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко и др.
Несмотря на широкие научные труды в области методической организации процесса развития памяти проблема недостаточного ее развития у детей школьного возраста является актуальной темой.
Плохая память у младших школьников приводит к недостаточному развитию остальных психических процессов, что часто приводит к тревожности, агрессии и другим эмоционально-личностным проблемам у детей.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы работы «Возрастные особенности памяти в онтогенезе».
Цель исследования: рассмотреть возрастные особенности развития памяти в онтогенезе.
Объект исследования: память как психический процесс.
Предмет исследования: возрастные особенности развития памяти.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования определили следующие задачи:
1. Изучить содержание понятия «память», ее особенности, виды и свойства;
2. Рассмотреть особенности развития памяти в онтогенезе;
3. Описать диагностические методики, направленные на выявление уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста;
4. Описать методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.1 Понятие памяти как предмета исследования в трудах отечественных и зарубежных ученых
Познавательная деятельность осуществляется с помощью определенных психических процессов. Основными процессами узнавания окружающего мира являются чувства и восприятие. Эти процессы представляют собой формы сенсорного познания посредством непосредственного взаимодействия органов чувств с объектами окружающей среды. Впечатления и образы, формирующиеся на сенсорно-познавательном этапе, являются основой реализации таких психических процессов, как воображение, мышление и память.
Полученные впечатления и образы позволяет изменять образы воспринимаемых предметов и сцен и создавать на их основе новые ощущения. Мышление дает возможность обобщать результаты познавательной деятельности, познавать сущность вещей и узнавать предметы и явления, находящиеся в пределах чувств и ощущений [3, 54].
Мысли и мечты основаны на материале, хранящемся в памяти человека.
Память – это форма умственной обработки, которая состоит из закрепления, хранения и воспроизведения прошлого опыта, чтобы его можно было активно использовать или вспоминать. Их называют реальными объектами или процессами, которые человек ранее пережил и мысленно вообразил [30, 34].
Представления памяти – это повторение вещей или сцен, которые влияют на чувства.
С момента развития психологии как науки в человеке осуществляются психические познавательные процессы, то есть процессы запоминания и повторения какой-либо информации. Первую попытку объяснить процессы и механизмы памяти предпринял Аристотель, изложивший некоторые принципы, показывающие связь между воспроизведением и запоминанием [1, 77].
Отечественное направление в изучении памяти в основном связано с общей психологической теорией деятельности, в которой память рассматривается как особый вид этой деятельности. В этом направлении такие ученые, как П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов посвятили себя исследованию состава мнемических действий и операций, зависимости производительности памяти от целей и средств запоминания, сравнительной производительности произвольной и непроизвольной памяти [36, 17].
По мнению И.М. Сеченова, если у человека не будет работать память, у него полностью исчезнут впечатления и понимание, и человек останется в состоянии новорожденного ребенка. Таким образом, память можно считать «хранилищем» личного опыта [25, 45].
С этой точкой зрения согласен и Е.Н. Соколов, память – это отражение того, что произошло в прошлом. Эта рефлексия основана на формировании достаточно прочных связей, их актуализации и дальнейшем развитии [27, 45].
Подход Л.С. Выготского к феномену памяти рассматривается с точки зрения его культурно-исторической концепции. Впервые экспериментальный метод был использован в познавательном процессе – памяти [11, 66].
Основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, исследовал проблему происхождения памяти и пришел к выводу, что память – это система деятельности, направленная на припоминание, обработку и сохранение материала. Социальная обусловленность всех процессов памяти была доказана французской школой психологии. Установлена прямая связь между памятью и деятельностью человека [12], [14].
Человеческая память - это когнитивный процесс сохранения и воспроизведения всех других когнитивных процессов (ощущения, восприятие, мышление, внимание, воображение, речь), а также образов и восприятий, которые составляют основу любой деятельности. Хорошо известно, что благодаря памяти и постоянному ее развитию и совершенствованию человек выделяется из животного мира и становится венцом природы, достигает тех высот в деятельности, общении, на которых сейчас стоит все человечество.
В самом общем виде память - это способность приобретать, сохранять и воспроизводить все, что человек когда-то слышал, видел, чувствовал, транслировать свой жизненный опыт.
1.2 Основные характеристики памяти: психофизиологическая основа, процессы и виды
Существует несколько основных подходов к классификации памяти.
Первая типология определяется характером умственной деятельности: образной, вербально-логической, двигательной и эмоциональной. Рассмотрим особенности каждого вида памяти.
Двигательная (или моторная) память - это запоминание, запись и воспроизведение различных движений. Память на движения является основой для формирования таких навыков, как ходьба, письмо, а также различных практических и рабочих навыков. Без памяти на движения мы сможем научиться выполнять соответствующие действия каждый раз [4, 44].
Эмоциональная память - это память о различных чувствах и эмоциях, содержанием которых являются эмоциональные состояния, пережитые человеком в прошлом. Эмоции, которые переживаются и сохраняются в памяти, действуют в форме сигналов, которые побуждают к действию или действуют в ответ на действия, которые вызвали негативный опыт в прошлом [4, 45]
Образная память - это память представлений; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимаемых объектов и явлений реальности. В зависимости от того, какой анализатор больше всего участвует в восприятии запоминаемого материала, образная память делится на зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую [14, 56].
Вербально-логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Особенностью этого типа памяти является то, что мысли не существуют без звука, поэтому они называются вербально-логической памятью [18, 76]. Основная роль отводится второй сигнальной системе в этом типе памяти, поскольку вербально-логическая память - это, в частности, человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны животным. Основываясь на развитии других типов памяти, вербально-логическая память становится лидером, а развитие всех других типов памяти во многом зависит от уровня развития вербально-логической памяти.
По характеру целей деятельности Л.Д. Столяренко выделяет следующие типы памяти [30, 66].
Непроизвольная память - это тип памяти, при которой запоминание и воспроизведение выполняются автоматически, без волевых усилий, без контроля сознания. В то же время нет особой цели запоминать что-либо, то есть нет специальной мнемонической задачи.
Произвольная память характеризуется тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что человек стремится запомнить и прилагает к этому определенные волевые усилия.
В зависимости от длительности хранения информации бывают: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная память. Их характеристики рассмотрим, по работам Р.С. Немова [21].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Общая психология: учебное пособие. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Инфра-М, 2020. – 495 с.
2. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н.Поддьякова. – М., 2019. – 240 с.
3. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. - 213 с.;
4. Богословский В. В., Степанов А.А., Виноградова А. Д. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. Педагогика, 1968. - 249 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – Воронеж, 2019. – 128 с.
7. Бордовская К.В., Ревность А. А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - 96с.
8. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 2007. – С. 48–49.
9. Волков Б.С., Волков Н. В. Психология общения в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995. – С. 13–25.
11. Выготский Л.С., Лурия А. Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: Память // Хрестоматия по психологии. - 2010.
12. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979. – 342 с.
13. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова Н. Л. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет. - М.: Академия Развития, 2019. - 18 с. (серия Детский сад: день за днем).
14. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2010. - С. 371–379;
15. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия // Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2014. - С. 420–436.
16. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia; / 2003. – 231 с.
17. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. - М.: РИПОЛ классик, 2010. – 112 с.
18. Медведская Е. И. Экспериментальная психология: учебно-методический комплекс . – Брест: БрГУ, 2020. – 209 с.
19. Методический сборник для педагогов. Технология развития памяти и мышления у детей. - Самара. 2017. – 310 с.
20. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
21. Немов Р. С. Психология: учебник. – М.: КноРус, 2014. – 718 с.
22. Нуркова В.В. Общая психология. Память.Т.3. //Под ред. Б.С. Братуся. М.,2006.
23. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Баева и др. – 2–е изд., дополненное. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2020. – 496 с.
24. Подлиняев О. Л. Эффективная память. - Иркутск: Иркут. гoc. унт, 2006. - 200 с.
25. Психология: учебник / И. В. Дубровина и др. – 17-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2019. – 494 с.
26. Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова». – Витебск: ВГУ, 2021. – 191 с.
27. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.
28. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
29. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти; под ред. А.А. Смирнова. – М., 1967. – 204 с.
30. Столяренко Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.
31. Стародубцева И.В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М.: АРКТИ. – 2018. – 72 с.
32. Урунтаева Г.А., Афорькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада // под ред. Г.А. Урунтаевой. – М. : Просвещение : Владос, 1995. – 291 с.
33. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 2009. - 277 с.
34. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. – 512 с.
35. Черемошкина Л. В. Как развивать внимание и память ребенка. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 277 с.
36. Чуприкова Н. И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека // Научно-методический журнал «Мир психологии». - 2017. - С. 15–22.
37. Чутко Н. Я. Развитие памяти школьника. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.
38. Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
39. Эббингауз Г. О. Психология памяти. Хрестоматия по общей психологии. - М.: 1979. - 96 с.