Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Настоящее исследование проясняет сложную взаимосвязь между стратегиями преодоления стресса и жизнестойкостью современных педагогов; исследование, вызванное нарастающими проблемами в образовательном секторе. Исследование не просто академическое, оно жизненно важно для понимания того, как педагоги справляются со стрессом и невзгодами, тем самым сохраняя свое психологическое здоровье и профессиональную эффективность. Данная научная проблема связана с изучением сложных механизмов, с помощью которых стратегии преодоления стресса способствуют повышению устойчивости, и эта область еще не до конца изучена в рамках психологии образования.
Учитывая быстрые изменения в образовательной среде (глобализация, технологический прогресс, разнообразные потребности учащихся), актуальность данного исследования невозможно переоценить; педагоги все чаще подвергаются многогранному давлению, которое требует эффективных механизмов преодоления, чтобы сохранить жизнестойкость. Проблемное поле данного исследования основано на динамическом взаимодействии между психологическими конструктами (копинг-стратегии, жизнестойкость) и их практическими последствиями в образовательной сфере. В частности, в центре внимания находится то, как эти конструкты проявляются и взаимодействуют в профессиональной жизни учителей, влияя не только на их личное благополучие, но и на педагогическую эффективность.
Объектом данного исследования являются копинг-стратегии, наблюдаемые среди современных учителей, а предметом –связь между копинг -стратегиями и жизнестойкостью, проявляющаяся в рамках педагогической профессии. Задавшись целью раскрыть суть этих психологических конструктов, исследование стремится пролить свет на то, как жизнестойкость, являющаяся надежной реакцией на профессиональный стресс, формируется и укрепляется с помощью различных механизмов преодоления, которые учителя используют в условиях профессиональной деятельности.
Для систематического анализа и углубления понимания этих конструктов в исследовании ставится несколько задач: во-первых, классифицировать стратегии преодоления, используемые учителями, определив их формы и частоту; во-вторых, измерить уровень жизнестойкости в репрезентативной группе учителей, выявив значимые факторы влияния; в-третьих, изучить корреляцию между стратегиями преодоления и показателями жизнестойкости; и, наконец, предложить практические стратегии, направленные на укрепление жизнестойкости путем целенаправленного развития механизмов преодоления. С помощью этого тщательного исследования, использующего целый ряд методологических подходов, включая статистический анализ, сравнительные исследования и продольное отслеживание, исследование стремится предложить новые идеи, которые могут существенно повлиять на программы подготовки учителей и парадигмы профессионального развития, в конечном итоге способствуя созданию более жизнестойкого образовательного персонала.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе к изучению взаимосвязи между стратегиями преодоления трудностей и жизнестойкостью педагогов – области, в которой были собраны разрозненные сведения, но редко синтезированы через многофокусный спектр; таким образом, исследование предлагает новый взгляд, соотнося многообразные механизмы преодоления трудностей с уровнем жизнестойкости в различных образовательных учреждениях и демографических группах учителей. Выдвигая гипотезу о том, что адаптивные стратегии преодоления трудностей значительно повышают уровень жизнестойкости, мы предполагаем, что учителя, умеющие использовать широкий спектр адаптивных механизмов преодоления трудностей, демонстрируют заметно более высокие показатели жизнестойкости, особенно в сравнении со своими коллегами, полагающимися на более узкий или менее адаптивный репертуар преодоления трудностей.
Гипотеза также позволяет предположить различное влияние конкретных стратегий преодоления на жизнестойкость в зависимости от стажа работы и образовательного контекста, предполагая, что эффективность определенных стратегий может быть связана с контекстом или подвержена влиянию факторов опыта. С помощью этого исследования мы стремимся выявить нюансы корреляций, обеспечивая детальное понимание того, как различные стратегии преодоления способствуют повышению жизнестойкости, тем самым предлагая основу, на которой учебные заведения могли бы построить более надежные системы поддержки для своих преподавателей.
Методологическая основа данного исследования тщательно построена на разнообразных фундаментальных работах и современных исследованиях, посвященных стратегиям совладания и жизнестойкости, в частности, в сфере образования. Изначально теоретической основой исследования служат перспективы интегративной психологии В. В. Козлова, которые дают глубокое понимание механизмов психологической устойчивости как адаптивной реакции на кризисы.
Методы исследования были строго научными, поэтому для раскрытия нюансов взаимосвязи между стратегиями преодоления и жизнестойкостью педагогов в данном исследовании используются как теоретические, так и эмпирические методологии. Центральное место в теоретическом подходе занимает синтез существующей литературы, в ходе которого результаты предыдущих исследований объединяются для построения надежной концептуальной основы; так, на основании обширного обзора, проведенного В. В. Козловым (2014), можно утверждать, что интегративные психологические теории обеспечивают прочную основу для понимания многогранной природы механизмов совладания.
Теоретическая значимость данного исследования – по сути, самая важная – заключается в его способности устранить пробелы в существующих психологических и образовательных рамках; в частности, раскрывая сложные механизмы, с помощью которых стратегии совладания повышают жизнестойкость педагогов, оно значительно усовершенствует теоретический дискурс. Такое начинание обогащает психологические теории стресса и адаптации (в частности, предложенные В. В. Козловым, 2014), объединяя их с эмпирическими данными из сферы образования; более того, этот синтез предлагает глубокое понимание адаптационных возможностей, необходимых в современных образовательных условиях – условиях, которые все чаще характеризуются быстрыми изменениями и разнообразными вызовами.
Практические последствия не менее существенны: выявляя эффективные стратегии преодоления трудностей и соотнося их с повышенной устойчивостью, это исследование предоставляет практические данные для разработчиков образовательной политики и администраторов учебных заведений. Например, если будет установлено, что определенные стратегии преодоления стресса значительно повышают жизнестойкость, то можно предположить, что будут разработаны программы по обучению учителей этим стратегиям, что потенциально может снизить уровень выгорания и улучшить общие образовательные результаты.
Глава 1. Теоретические основы копинг-стратегий и жизнестойкости
1.1. Концепция копинг-стратегий в зарубежных и отечественных исследованиях
Копинг стратегии – методы, используемые людьми для преодоления стресса и неприятностей как в профессиональной, так и в личной жизни – представляют собой сложный набор адаптивных и дезадаптивных приемов, которые существенно влияют на психологическую устойчивость. Эти стратегии, часто определяемые как сознательные усилия, направленные либо на изменение источника стресса, либо на управление эмоциональной реакцией на стресс, в основном делятся на два типа: копинг, сфокусированный на проблеме, и копинг, сфокусированный на эмоциях. Проблемно-фокусированный копинг направлен на изменение самого стрессового фактора, в то время как эмоционально-фокусированный копинг стремится регулировать эмоциональные нарушения, вызванные стрессовым фактором.
В рамках классификации стратегий совладания возникает различие между адаптивными стратегиями, такими как решение проблем и поиск социальной поддержки, которые способствуют психологическому росту и положительным результатам, и дезадаптивными стратегиями, включая избегание и отрицание, которые часто связаны с негативными психологическими последствиями. Это разделение зависит не только от характера стратегии, но и от сложившихся обстоятельств и присущих человеку личностных качеств, что позволяет предположить, что эффективность механизма совладания зависит от динамичного взаимодействия личностных качеств и ситуативных переменных.
В области образования формирование копинг-стратегий у учителей в значительной степени определяется требованиями и структурой образовательной среды. Учителя сталкиваются с целым спектром проблем, которые требуют как реактивных, так и проактивных механизмов преодоления; эти механизмы охватывают личную и профессиональную сферы и имеют решающее значение для поддержания психологической стабильности и повышения жизнестойкости. Эмпирические исследования показывают, что различия в стратегиях преодоления трудностей среди учителей могут быть обусловлены такими факторами, как уровень их опыта, системы поддержки, имеющиеся на их рабочих местах, и присущий им уровень жизнестойкости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арендачук, И. В. Копинг-стратегии студентов как факторы преодоления рисков образовательной среды вуза // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 5-5 (10). С. 87-90.
2. Благов, И. А., Есенкова, Н. Ю., Мангушев, Ф. Ю. Особенности копинг-стратегий и поведенческой саморегуляции у лиц с соматоформными расстройствами // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования: сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. В 2 т. Т. 2. 2017. С. 104-110.
3. Бовть, О. Б., Мишин, А. А. Эмпирическое изучение связи стратегий совладания и психологических защит с разными типами виктимного поведения будущих педагогов // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 30-34.
4. Вассерман, Л. И., Абабков, В. А., Трифонова, Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
5. Вассерман, Л. И., Иовлев, Б. В., Исаева, Е. Р., Трифонова, Е. А., Щелкова, О. Ю. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2008. 35 с.
6. Киселева, А. А., Кузьмин, М. Ю. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2017. Т. 2. № 5-1 (117). С. 129-135.
7. Климов, А. А. Жизнестойкость и её взаимосвязь с личностными ценностями студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 2 (10). С. 14-23.
8. Козлов, В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска или освящение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 528 с.
9. Козлов, В. В. Психология кризиса: монография. М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. 250 с.
10. Конопак, И. А., Кузьмин, М. Ю., Миронова, Е. И. Связь жизнестойкости и принятия решений в ситуации неопределённости различного рода у студентов экономических и неэкономических специальностей // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 199-206.
11. Кузьмин, М. Ю., Игумнов, И. А., Сутурина, Л. В. Проблемы совладающего поведения у женщин с синдромом поликистозных яичников // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 11-1. С. 60-75.
12. Левкова, Т. В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-3 (45). С. 157-163 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23149904 (дата обращения: 23.09.2018).
13. Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
14. Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
15. Логинова, М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского ун-та МВД России. 2009. № 6. С. 19-22.
16. Макарова, А. А. Взаимосвязь копинг-стратегий и нарушений поведения подростков // Материалы докладов 46 республиканской научно-технической конференции преподавателей и студентов. 2013. С. 59-60.
17. Макарова, Е. Ю., Цветкова, Н. А. Психологические особенности реакций на стресс, обусловленный режимом самоизоляции в период пандемии COVID-19 // E-Scio. 2020. № 10 (49). С. 145-157.
18. Петрова, Е. А., Назаренко, В. В. Выраженность ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза с ОВЗ и инвалидностью в период пандемии // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 2. С. 48-61. doi: 10.17759/cpp.2021290203
19. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
20. Удалова, Т. Ю., Мордык, А. В., Иванова, О. Г., Пузырева, Л. В., Никифорова, Ю. С., Шикенева, Е. С. Сравнительная характеристика мотивации к избеганию неудач и стратегий поведения в стрессовых ситуациях студентов медицинского и педагогического вузов // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. Т. 16. № 3. С. 11-17.
21. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
22. Фоминова, А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе. М.: Сентябрь, 2014. 160 с.
23. Фризен, М. А. Жизнестойкость как внутренний ресурс профессиональной деятельности педагога // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 2. С. 72-85.
24. Чертовикова, А. С. Психотравмирующие факторы в условиях изоляции // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (1). С. 485-489.
25. Шамшикова, О. А., Клепикова, Н. М., Гришин, А. М. Эмпирические характеристики копинг-стратегий студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 268-272.
26. Almondes, K. Md., Bizarro, L., Miyazaki, M. C. O. S. et al. Comparative Analysis of Psychology Responding to COVID-19 Pandemic in Brics Nations // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 567-585. doi: 10.3389/fpsyg.2021.567585
27. López-Valenciano, A., Suárez-Iglesias, D. et al. Impact of COVID-19 Pandemic on University Students' Physical Activity Levels: An Early Systematic Review // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. P. 624-567. doi: 10.3389/fpsyg.2020.624567
28. Martínez-Líbano, J., Yeomans, M.-M., Oyanedel, J.-C. Psychometric Properties of the Emotional Exhaustion Scale (ECE) in Chilean Higher Education Students // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022. Vol. 12. P. 50-60. doi: 10.3390/ejihpe12010005
29. Nash, C. Limitations on Doodling as a Measure of Burnout // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2021. Vol. 11. P. 1688-1705. doi: 10.3390/ejihpe11040118
30. Quansah, F., Hagan, J. E., Sambah, F. et al. Perceived Safety of Learning Environment and Associated Anxiety Factors during COVID-19 in Ghana: Evidence from Physical Education Practical Oriented Program // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022. Vol. 12 (1). P. 28-41. doi: 10.3390/ejihpe12010003/