Фрагмент для ознакомления
2
Отличительной чертой американской концепции заключается в том, что компетенции в сфере деятельности, касающейся налогов и сборов правительства и штатов фактически автономны, Таким образом, в Соединенных Штатах Америки наиболее широко применяется следующий способ организации финансовой устойчивости на федеральном уровне: обязательный налоговый сбор на мобильные объекты обложения, под которыми подразумевается заработная плата граждан, доходы от осуществления какой-либо предпринимательской деятельности и подобное. Кроме того, важным финансовым поступлением для бюджета являются налоги на имущество, которые составляют приблизительно 27,8% бюджетов региона. Получая треть от правительств штатов и долю федерального бюджета (около 7%), создается экономически значимая поддержка, которая базирует свои дальнейшие действия на основе перспективных реорганизаций в различных сферах жизни государства. Сюда относятся социальные реформы в пользу поддержки и финансового обеспечения граждан, качественные преобразования сферы здравоохранения, субсидирование и расширение образовательных проектов и подобное.
Базовые расходные и доходные статьи различны, в зависимости от уровня. Федеральный уровень включает в себя решение по вопросам, касающихся обороны, фундаментальной поддержки населения, проблемы международного уровня. развитие базовых составляющих научной деятельности тому подобное. На уровнях штатов и деятельности, касающейся функционирования и развития органов местного самоуправления, расходные статья, в большей части, направлены на обеспечение должного уровня жизни своих граждан. А именно, в первую очередь, на деятельность образовательных организаций, библиотек, развивающих центров, социальные пособия для различных слоев населения, полиция и всевозможные органы по обеспечению безопасности граждан, также сюда относится коммунальное хозяйство и подобное [13, с. 17].
Таким образом, сформированная, с течением времени американская модель бюджетного федерализма, разумеется, не безупречна, вследствие чего подвергается не однозначной оценке. Но в целом, добивается установленных целей.
Если же брать во внимание германскую модель бюджетного федерализма, стоит отметить близость исторического опыта с Россией, этот фактор позиционирует германскую модель, как наиболее подходящую для такой цели, как поиск решений по вопросам, касающимся проведения реформ и качественных преобразований бюджетного федерализма в России.
Идеология германской модели основывается на следующем принципе: федеративное государство, либо же государство, видящее своей целью иметь федеративное устройство, должно стремиться к уравниванию и единообразию условий жизни.
Базисом развития, в соответствии с общепринятыми нормами, действующей концепции межбюджетных отношений, считается точно определенное разделение полномочий и компетенций между административно-территориальными единицами различных уровней. Принятие решений по большей части вопросов осуществляется федерацией и ее субъектами коллегиально.
Существенную долю прибыльной составляющей бюджета в Германии образуют налоговые отчисления. В законодательных актах государства строго зафиксировано планирование и дальнейшее распределение налоговых платежей. Налоговые отчисления могут, как поступать в полном объеме единственному субъекту, так и разделяться в различных соотношениях между многими субъектами. Но, при этом, на каждом уровне власти присутствует собственный источник прибыли, который позволяет поддерживать финансовую независимость. В данном случае, доходы от налогов распределяются следующим образом: федеральный центр владеет сборами с топлива, сигарет, кофе и некоторым количеством сборов с таможенных пошлин. Земли получают налоги на какую-либо собственность, наследство, транспорт, а общины - на землю и значительную часть промышленного налога.
За федеральным центром, в Федеративной Республике Германии, зафиксирована значительная доля различных налоговых поступлений и сборов, вследствие чего и обеспечивается крупный потенциал в области организации вертикального и горизонтального выравнивания. Подобное выравнивание осуществляется с помощью предоставления какой-либо экономически значимой поддержки субъектов. Выражаясь простым языком: властные структуры федерации всеми возможными способами направляют свои действия на обеспечение гарантий равных возможностей при получении различных услуг финансирования населения, в не зависимости от территориальной принадлежности [20, с. 62].
Говоря о вертикальном выравнивании, в рамках бюджетного федерализма, в Германии характерной чертой считается то, как прибыль с налогов и поступлений в бюджет распределяется в равной степени между федерацией и ее субъектами. Кроме того, и общины, в свою очередь, совершают финансовые отчисления в федеральный бюджет.
С целью минимизации территориальных диспропорций в Германии реализуется политика рационального распределения налогов и сборов. Подобный подход сокращает напряжение в сфере социально-политической жизни государства. Подобная корректировка и схема распределения доходов бюджета характеризует горизонтальное выравнивание.
Таким образом, основываясь на вышеуказанных выводах, становится возможным определить основные аспекты в двух представленных структурах организации бюджетов и экономической деятельности относительно них.
А именно, Американская модель подразумевает под собой, что определенная часть бюджета, в которую направлена прибыль страны, основывается на собственных «закрепленных» налогах. Вследствие чего, федеральные налоги в большей степени, действуя по определенному принципу, инвестируются в федеральный бюджет, в то время как налоги штатов зачисляются в бюджеты штатов, и, соответственно, местные налоги - в местные бюджеты.