Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Запуск бизнеса — процедура, связанная с большими рисками. Однако предприниматели имеют возможность снизить их, открываясь под известным брендом.
Франшиза – практически самая распространенная форма бизнеса во многих странах. Предприниматели, а в особенности начинающие бизнесмены видят выгоду и преимущества в работе под известными марками и брендами поэтому предпочитают купить и развивать уже что-то готовое, чем создавать все с нуля самостоятельно. Франшиза позволяет быстро и легко войти в бизнес под уже известным и предпочтительным «именем».
По некоторым источника, франшиза появилась в Америке в середине XIX века, в то время создатель швейных машинок А. Зингер придумал, что для его торговой марки будет выгодно привлечение других компаний. Из других источников, следует, что А. Зингера на 10 лет опередила немецкая пивоварня «Шпатен». Особенно популярной франшиза стала в сетях общественного питания. Все, всемирно известные очки KFC, Burger King и подобные рестораны с фастфудом – работают по франшизе. Для одних предпринимателей, франшиза – это возможности для быстрого расширения, для других предпринимателей, франшиз дает возможность работы под известными брендами и «именами», дает возможность постоянного спроса.
В нашу страну франшиза пришла в конце 90-х годов XX века, совместно с периодом активного развития коммерции. В настоящие дни, очень многие крупные Российские компании в той или иной степени используют франшизу в своей деятельности. Существуют сети не только иностранных, но так же и Российских компаний. Франчайзинг подходит для любого типа бизнеса — от маленькой кофейни до большого торгового центра.
Актуальность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей — это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний расширить и упрочить свои позиции на рынке, а для государства приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства.
Целью исследования данной курсовой работы является исследование понятий, видов, сущности, механизмов работы франчайзинга.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач данного исследования:
изучить сущность и значение франчайзинга;
изучить классификацию франчайзинга и характеристику его видов;
изучить нормативно-правовое регулирование франчайзинга;
рассмотреть современные тенденции развития франчайзинга в России;
провести сравнительную характеристику франшиз в торговой сфере;
рассмотреть систему франчайзинга на примере сети магазинов «Жизнь март», рассмотреть возможности развития.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1. Сущность и значение франчайзинга
Термин «франчайзинг» происходит от английского: «franchise», что в переводе означает: льгота или привилегия. В России этот термин тождественен – коммерческая концессия. Простыми словами, коммерческая концессия – ото отношения между субъектам рынка, когда за определенную плату одна сторона, передает другой стороне права на определенный вид деятельности, от своего имени, под своими товарными знаками, используя свое сырье или новые технологии. [2]
В общем смысле, франчайзинг – это «аренда» товарного знака или отлаженного бизнеса.
Франшиза – это систематизированный договор о деятельности, в котором описаны правила, условия и требования ведения уже готового бизнеса, который соответствует требованиям франшизодателя. Главная, стабильная, известная всем компания, передает права ведения предпринимательской деятельности от своего лица более мелким фирмам на определенных условиях и на возмездной основе. Совместно с правами передаются технологии, средства индивидуализации (логотипы, вывески названия и т. д.), схемы коммерческой деятельности и ведения бизнеса и др. Это способствует более быстрому развитию и укреплению франчайзи на рынке.
При заключении договора, может быть так же предусмотрено, что франчайзер обязуется всячески содействовать в становлении нового бизнеса (к примеру оказывать консультации, обучать персонал, помогать с выпором места дислокации и открытия и т. д.).
На практике выделяют следующие моменты франчайзинга:
Франчайзер (франшизодатель) - владелец бренда. Передает права на использование, если обусловлено договором, то всячески поддерживает франшизополучателя: поставки сырья, подбор поставщиков, обучение персонала, подбор помещений и т. д.
Франчайзи (франшизополучатель) – покупает франшизу, обязан соблюдать условия договора и правила франчайзера. Самостоятельно несет затраты на подготовку и запуск бизнеса, выплачивает взносы за использование ресурсов, схем ведения бизнеса, использование бренда и т. д.
Паушальный взнос – стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе (обычно не более 11% от стартовых затрат). Состоит из: регламента организации деятельности, правил построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы, управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, формы учёта, отчётности, инструкции и т. д.
Роялти – ежемесячный платёж за использование товарных знаков, патентов или иных авторских прав, принадлежащих франчайзеру (может доходить до 6% от оборота(выручки), или может быть фиксирована, все зависит от условий оговоренных в договоре). [3]
Франчайзинг — один из популярных видов рыночных взаимоотношений. Владельцу бизнеса не нужно ничего придумывать рассчитывать, составлять бизнес-план, ведь все уже сделано за него. Ему только необходимо приобрести франшизу и следовать прописанным условиям работы. В таблице 1 приведены преимущества и недостатки франчайзинга.
Таблица 1
Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества Недостатки
1 2
Готовый бизнес-план. Покупая франшизу можно использовать руководство, пояснения и помощь в построении бизнеса. Невозможность смены поставщиков. Скорее всего, в условиях франшизы, будет пункт о невозможности использование услуг сторонних поставщиков, даже если бизнесмен найдет более выгодные условия.
Имя бренда, известное на рынке. Покупка франшизы дает возможность использования известных брендов и марок, спрос на которые стабилен и закрепился в массах. Установленный прайс. Если вы используете чужую марку и сеть, то и цены устанавливаются на уровне всей сети, регулировать их не будет возможности.
Дизайн. Совместно с франшизой покупается: бренд бук, в нем детально прописывается стиль бренда, для успешных продаж. Дополнительные платежи. Помимо паушального взноса за имя и товары бренда, в договоре может быть установлено внесение ежемесячных (ежегодных) платежей - роялти. Иногда могут быть предусмотрены иные взносы, например за рекламу.
Готовая реклама. Бизнесмену не нужно тратить средства на рекламу продукции, своего магазина, размещение роликов, стендов, объявлений и листовок. Франчайзер занимается рекламой своей сети самостоятельно
Продолжение таблицы 1
1 2
Помощь в подборе и обучении сотрудников. Обучение и подбор персонала так же часто берет на себя франчайзер.
Договоренность с поставщиками. При покупке франшизы, бизнесмен получит список надежных и проверенных поставщиков, с которыми налажено сотрудничество всей сети.
Стандарты организации бизнес-процессов. Чтобы организовать бизнес, нужно следовать готовому плану и инструкциям, оттачивать профессионализм.
К сожалению, франчайзинг несмотря на всю продуманность имеет серьезные риски. Также такая модель бизнеса существенно ограничивает свободу действий. Тем не менее, именно строгие рамки иногда и спасают предпринимателей от провала. [4]
1.2. Классификация франчайзинга и характеристика его видов
Единой классификации франшиз на сегодняшний день нет. Выделим основные категории и их особенности.
Франшиза, как и бизнес в целом, может быть производственная, товарная, сервисная. Соответственно, это партнерство в сфере производства товара, продаж или предоставления услуг.