Фрагмент для ознакомления
2
Важно различать следующие виды действий в зависимости от их юридической природы:
1. Нормативные акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы. Они содержат общие рекомендации, которые не адресованы конкретному человеку, но предназначены для многократного использования в ситуациях, предусмотренных их гипотезой. Нормативные акты - это важные виды правовых актов, издаваемых субъектами государственной власти в ходе административной и распорядительной деятельности.
Важной особенностью нормативного регулирования является назначение законодательства, которое указывает на его место в механизме правового регулирования. Эта характеристика применима ко всем проявлениям формальной роли закона в связи с верховенством закона, за исключением того, что закон действует как средство обеспечения соблюдения норм.
Административные нормативные акты играют важную роль в механизме правового регулирования, поскольку через них формируется большинство существующих правовых норм. Они регулируют отношения в сфере исполнительной и административной деятельности: промышленности, строительстве, транспорте, социально-культурной сфере, обеспечении национальной безопасности. Без нормативных актов невозможно выполнять функции администрации и административных органов, а также функции государственного органа в целом.
2. Индивидуальные акты - это решения субъектов административной власти, адресованные конкретным лицам и решающие конкретные вопросы. Они являются правоприменительными актами, которые могут создавать, изменять или прекращать правоотношения. Индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими или содержать отказы.
Четкое определение характеристик нормативных и индивидуальных актов позволяет правильно оценить их роль и значение в правовом регулировании. Это является необходимым условием для оптимального подхода к решению вопросов о сочетании нормативных и индивидуальных предписаний в актах государственного управления.
Для более ясного понимания различий между нормативными и индивидуальными актами следует обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 12 которого определяет нормативный правовой акт как акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и действующие независимо от конкретных правоотношений.
3. Общие акты могут содержать кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня или о призыве на военную службу) или общие требования (например, увеличение требовательности, экономия ресурсов, увеличение внимания к многодетным семьям и т.д.).
4. Специальные акты могут содержать нормы права, правоприменительные решения и/или общие требования.
Изучение актов государственного управления и практическая работа с ними предполагают разделение актов в зависимости от органов, издающих их. Характер, значение, юридическая сила, порядок издания, приостановления, отмены и действие актов зависят от органа, который их издал, а также от их применения в пространстве, по отношению к лицам, форме и т.д.
Акты, принятые органами, можно разделить на две группы:
1. Акты исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ). Также Банк России обладает определенными полномочиями правотворческого характера.
2. Акты субъектов власти, не входящих в систему исполнительной власти (постановления судей по делам административных правонарушений, приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющих внутриаппаратное значение).
Акты могут быть письменными, устными или конклюдентными по форме. По функциям они могут быть плановыми, связанными с финансовыми вопросами, методического характера, кадровыми вопросами, учетом, снабжением и другими общими функциями управления. Управленческие решения часто связаны с несколькими функциями и могут быть простыми, сложными или уникальными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд. М.: Норма, 2017. Т.
2. Административное право: особенная часть: учебное пособие / под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. М.: Ось-89, 2017. 237 с.
3. Актуальные проблемы развития федеративных отношений в Российской Федерации. М.: Проспект, 2017г. - 450 с.
4. Алехин, А.П., Кармолицкий, А.А. Административное право России: Учебник. М.: Инфра-М, 2018. - 450 с.
5. Барциц, И.Н. Конституционно-правов е обеспечение реформы государственного управления // Конституционное и муниципальное право. 2017. - № 24
6. Бахрах, Д. Н. Административное право: Учебник. -М.: Норма, 2018.
7. Безруков, А.В. Единство и разделение государственной власти: проблемы сочетания и реализации // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 21. - С. 44 - 49.
8. Власть, закон, бизнес / Отв. редактор Ю.А. Тихомиров. М.: Инфра-М, 2018. - 450 с.
9. Вобленко, С. Ф. Основы местного самоуправления: Учебное пособие, Обнинск, 2017г.
10. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие. / Н.М. Конин., 3e-изд. перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2018. –256 c.
11. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – Москва: Маркетинг, 2010. – 39 с.
12. Кодекс РФ об административных правонарушениях (принят Гос. Думой 20 декабря 2010г.: одобр. Советом Федерации 20 декабря 2010 г.). – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: АБАК, 2013. –512 с.
13. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров/ Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С. В. Тихамиров – 3-изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2013. – 447 с.
14. Попов Л.Л. Административное право России: учебник/ Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров, 2010. – 752 с.
15. Смоленский М.Б. Административное право: учебник /М.Б. Смоленский – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 346 с.
16. Тимошенко И.В. Административное право: конспект лекций /И.В. Тимошенко- 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 317 с.
17. Тихомиров, А.Ю. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. 2017. № 2. - С. 99-105. 23.
18. Четвериков, В.С. Административное право: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Риор, 2018. 207 с.