Фрагмент для ознакомления
2
Основным двигателем отечественного и зарубежного экономического роста является конкуренция и ее особенности, влияющие непосредственно на сам рынок, который может действовать как на глобальном, так и на региональном уровне. Благодаря именно этому явлению происходит подъем экономики государства, а также постоянное увеличение качества услуг и продуктов.
Также добросовестная конкуренция помогает развивать и формировать новые бизнес-формы и производить совершенно новые продукты с функциями упрощения и инновации.
В условиях рыночных отношений выделяют разного рода типы рыночных структур, при этом особо яркими, которые занимают диаметральным образом полярные позиции выступают рынки совершенной конкуренции и монополии.
В РФ процесс по созданию эффективного государственного контроля по недопущению конкуренции недобросовестного характера фактически в свое время был начат с нуля, потому что существующая еще совсем недавно в экономическом управлении централизованная система по собственной сути исключала наличие конкуренции свободной при ведении предпринимательской деятельности.
От экономики советского периода отечественной экономикой был унаследован высокий уровень производственной концентрации в большом количестве отраслей хозяйства страны.
В РФ вместе с тем достаточно большим объемом рыночной власти обладают ее естественные монополии, которые существуют в базовых экономических сферах – сферах электроэнергетики и транспорта.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях совершенной конкуренции на различных рынках, а также на рынке монополии ценообразование имеет крайне важную роль. При ошибочной политике на рынке совершенной конкуренции допускается большая вероятность понести сильные убытки, это может быть связано как с низкой ценой для потребителя, которая не будет покрывать затраты, так и отсутствие покупательной способности у потребителя на товар с неоправданно завышенной ценой. При этом многие цены назначают без учета требований рынка и недостаточно структурируют их по отдельным видам товаров и сегментам рынка, в чем и заключается особенности совершенной конкуренции.
Порою без принятия мер твердых и последовательных против проявлений монополизма невозможно бывает надеяться на успешность экономических реформ и успешное развитие рыночной экономики.
Цель работы – раскрыть особенности совершенной конкуренции и монополии.
Задачи работы:
- рассмотреть основы конкуренции на рынке;
- раскрыть монополию как рыночную структуру;
- привести пример монополий в России;
- определить понятие рынка совершенной конкуренции;
- рассмотреть допущения на рынке совершенной конкуренции;
- представить примеры и ценность рынка совершенной конкуренции.
Объект исследования – конкуренция.
Предмет исследования – рынки совершенной конкуренции и монополии.
Методы исследования: методы индукции и дедукции, табличный и графический методы, методы сводки и группировки.
Глава 1 Монополия как рыночная структура
1.1 Основы конкуренции на рынке
В современных условиях экономической действительности конкуренция выступает в качестве важнейшего фактора процветания рыночных отношений. Как на уровне региона, так и государства конкурентные отношения эффективным образом влияют на развитие рыночных механизмов, а вместе с тем образуют условия для роста экономики. Как раз с конкуренцией самым тесным образом связано развитие уровня конкурентоспособность современной организации в отрасли. В условиях современных рыночных отношений особого рода акцент нужно ставить на конкурентные преимущества организации, потому что как раз именно данный товар будет более предпочтительным для заказчика или покупателя по причине оптимальности сочетания потребительских характеристик.
Конкуренция (если смотреть на перевод с латинского, то concurrere дословно значит «сталкиваться; соперничать») представляет собой соревнование за ресурс, имеющий ограниченный характер, вражду с целью получения определенной выгоды [10, с.264]. Конкуренция выступает в качестве исходной категории, которая характеризует суть рыночных отношений.
Для анализа понятия конкуренции рассмотрим мнения некоторых российских ученых.
Д.э.н., профессор, член-корр. Российской академии образования Ю.Б. Рубин дает такое определение конкуренции: это «взаимные действия людей. Которые основаны на конфликте интересов и необходимости их самостоятельного отстаивания» [21, с.351].
Данного рода действия направлены на то, чтобы достичь определенного рода превосходства над соперниками в доступе к некоторым нужным им благам и ресурсам, а вместе с тем на обеспечение относительно лучших условий их функционирования и развития.
Никонец О.Е. в своих трудах так говорит о конкуренции: это «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке субъектами с целью обеспечения лучших возможностей сбыта собственной продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, как и монополия, образуют диалектическое единство, на постоянной основе противостоят друг другу на рынке» [14, с.198].
Таким образом, на основе мнений некоторых ученых можно дать авторское определение: конкуренция является определенным видом соперничества субъектов экономики за право пользования определенного рода ресурсами, занятия определенной рыночной ниши с целью усиления своих рыночных позиций и улучшения результатов функционирования и развития.
Рыночный спектр услуг и товаров является довольно широким. Это ведет к тому, что субъект экономики на рынке очень часто сталкивается с соперничеством иного рода рыночных представителей. Как правило, организации, являющиеся соперниками, выпускают и реализуют подобные услуги\товары.
Проявление соперничества видно в виде повышения реализации товаров в больших количествах и несколько лучшего качественного уровня, чем у конкурентов.
К примеру, определение более низкого уровня цен, чем у конкурента, может выступать как следствие лучшей организации процесса производства, интенсивности и успешности рекламной компании, поиска продавцов и покупателей более активного характера и т.д.
Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночных отношений.
Конкуренцию ведут продавцы и покупатели между собой для того, чтобы добиться каждый собственной цели за счет их конкурентов. Та цена, которая установилась в ходе ведения данной конкурентной борьбы, выполняет функцию по регулированию спроса и предложения.
В ходе соперничества на рынке происходит заключение сделок и изменение доли участия на рынке.
Конкуренцию разделяют по типам – на совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция представляет собой такой тип ситуации на рынке, когда присутствует довольно большое число мелких компаний, ими выпускается однородный продукт, у них нет возможности оказывать влияние на рынок.
Фрагмент для ознакомления
3
1 О естественных монополиях : федер. закон Российской Федерации от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ // Российская газета. – 1995. – 24 августа.
2 О защите конкуренции : федер. закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. №135-Ф3 // Российская газета. – 2006. – 27 июля.
3 Аналитическая карта магистральных сетей связи в России. Vision. URL: https://www.comnews.ru/sites/default/files2019/vision-files/mapmagistr2020-2.pdf (дата обращения: 22.05.2024).
4 Аудит-ит. URL: https://www.audit-it.ru (дата обращения: 22.05.2024).
5 Блохина М.Д. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции // Бизнес и общество. – 2023. - №3. – С.16-19.
6 Будаш И.В. Особенности идеальной модели рынка совершенной (чистой) конкуренции // Национальные экономические системы в контексте трансформации глобального экономического пространства: сборник научных трудов. – Симферополь: Ариал, 2023. – С.161-163.
7 Годовые отчеты ПАО «Ростелеком», 2013-2023 гг. URL: https://www.company.rt.ru/ir/disclosure/annual_reports/ (дата обращения: 22.05.2024).
8 Джумаева Г., Гелдимырадов Г., Оразов Д. Преимущества экономики совершенной конкуренции // Ceteris Paribus. – 2023. - №3. – С.135-138.
9 История экономических учений: учебник и практикум для вузов / под ред. С. А. Толкачева. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 509 с.
10 Копылова А.А. Рыночная конкуренция. Методы конкурентной борьбы // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1. – С.264-266.
11 Матвеенко Д.С. Особенности совершенной конкуренции // Образование. Наука. Производство: сборник докладов XIV Международного молодежного форума. – Белгород: БелГТУ, 2022. – С.425-428.
12 Маховикова Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для магистров. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 322с.
13 Мысаченко В.И., Власов М.С. Предприятия в условиях рынка несовершенной конкуренции // Вестник Национального института бизнеса. – 2023. - №1. – С.101-107.
14 Никонец О.Е., Новиков А.В. BIGTECH – главный конкурент традиционных банков // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях: материалы II междун. науч.-практ. конференции. – Брянск: БГУ им. ак. И.Г. Петровского, 2020. – С.197-202.
15 Обзор российского рынка мобильной связи и мобильного Интернета. URL: https://marketing.rbc.ru/research/48736/ (дата обращения: 22.05.2024).
16 Очак П.К., Мамий С.А. Конкуренция и монополия // Colloquium-Journal. – 2021. - №10-2. – С.29-31.
17 Пасько М.Н. Анализ механизма рынка несовершенной конкуренции на примере естественной монополии ПАО «Ростелеком» // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. - №10. – С.258-268.
18 Прокофьев А.А. Современные естественные монополии в российской экономике // Студенческий. – 2023. - №19-1. – С.41-43.
19 Реестр субъектов естественных монополий / Федеральная Антимонопольная Служба. URL: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html (дата обращения: 22.05.2024).
20 Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 345 с.
21 Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник. – М.: Университет Синергия, 2020. - 518с.
22 Тишина Ю. «Ростелеком» подключился к социальным объектам / Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4033221 (дата обращения: 22.05.2024).
23 ТМТ Консалтинг. Российский рынок телекоммуникаций. URL: https://ict.moscow/research/rossiiskii-rynok-telekommunikatsii-predvaritelnye-itogi-2022-goda/ (дата обращения: 22.05.2024).
24 Цирихова А.Р. Рынок совершенной конкуренции: преимущества и недостатки // Учет и контроль. – 2022. - №10. – С.33-36.