Фрагмент для ознакомления
2
Здоровье во все времена рассматривалось как высшая ценность, основа полноценной жизни, благополучия личности. Соответственно, состояние здоровья детей является важнейшим показателем благополучия всего государства. Дети являются будущим страны, соответственно, их здоровье – это приоритетная задача государственной важности. Здоровье является динамическим состоянием, процессом, направленных на сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [6].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является образом жизни человека, направленным на осуществление профилактики болезней и укрепление здоровья. С этим понятием связано понятие основ безопасности жизнедеятельности, а именно, речь идет о безопасном и комфортном взаимодействии со средой обитания.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной социальной среде, которая представляет собой важный фактор регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, М.Д. Маханевой, В.П. Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркнута роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. О социальном направлении в решении проблемы здорового образа жизни также говорится в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова [3, 4, 7, 9].
В современных исследованиях по валеологическому образованию школьников рассматривается вопрос обучения детей базовым навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (работы М.Л. Лазарева, М.Д. Маханевой, О.В. Морозовой, О.С. Шнейдера). Теоретические основы валеологического сопровождения воспитательного процесса освещала О.Ю. Толстова, где результат достигается на основе гигиенического воспитания и обучения детей.
Итак, воспитание ценностного отношения к здоровью – это та задача, которая обязательно должна решаться во взаимодействии ДОУ, воспитателей и родителей.
Уже в раннем возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии станет потребностью, привычкой, элементарным навыком. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Основными задачами оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста являются:
— создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
— охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— обеспечение физического и психического благополучия.
Все это и составляет основу здорового образа жизни [1,2,6].
Задачи работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников выглядят следующим образом:
- формирование представления о том, что здоровье – это хорошо, тогда как болезнь – это негативное явление, дети должны получить представление об основных признаках здоровья;
- забота о воспитании навыков здорового поведения: нужно научить детей любви к движению, сформировать привычку правильно питаться – есть овощи, фрукты; также следует обратить внимание на личную гигиену – научить детей мыть руки после загрязнений, перед едой; правильно вести себя в эмоциональном плане, сохранять доброжелательность в любой ситуации; кроме того, следует говорить детям о необходимости прогулок на свежем воздухе и соблюдении режима дня.
- оказание помощи детям в овладении устойчивыми навыками поведения;
- развитие умения у детей говорить о своем здоровье;
- выработка навыков правильной осанки;
- обогащение знаний детей относительно физкультуры;
- развитие художественного интереса [2,4,7,8].
Соответственно, главные задачи по укреплению здоровья детей в старшей дошкольной группе заключаются в том, чтобы сформировать представления о здоровье как базовой ценности жизни, сформировать сам здоровый образ жизни. От воспитателя также требуется научить ребенка делать правильный выбор в разных ситуациях – то есть, выбирать только полезное для его здоровья, отказываться от того, что может навредить. С ранних лет ребенок должен правильно относиться к своему здоровью, испытывать чувство ответственности за свое физическое и психологическое здоровье. Данные задачи решаются посредством формирования целостной системы по обеспечению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Чтобы сформировать привычку к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика, осознал значимость правильного питания, осуществления всех гигиенических процедур, то есть, процесс заботы о своем здоровье должен носить осознанный характер. Кроме того, уже в начальной школе нужно закладывать основы безопасности жизнедеятельности, приучать детей к тому, что они также несут ответственность за свою жизнь и благополучие [9].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания//Психология здоровья/под ред. Г.С. Никифирова – СПб., 2000.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
3. Денисенко, Е. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Денисенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1619/ (дата обращения: 22.05.2024).
4. Гребцова, С. А. Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет о здоровом образе жизни в рамках проекта «Быть здоровыми хотим!» / С. А. Гребцова, И. М. Канунникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2296/ (дата обращения: 22.05.2024).
5. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития. //Дошкольное воспитание.-1997.- №10.-С. 111-117.
6. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития.// Дошкольное воспитание.-1997.- №12.-С. 65-72.
7. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития.// Дошкольное воспитание.-1998.- №1.-С. 76-84.
8. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития.// Дошкольное воспитание.-198.- №4.-С. 104-111.
9. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития. // Дошкольное воспитание.-1998.- №5.-С. 86-93.
10. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития. //Дошкольное воспитание.-1998.- Х2І0.-С. 73-80.
11. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития. // Дошкольное воспитание.-1998,- №11.-С. 64-70.
12. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития. // Дошкольное воспитание.-1999,- №1.-С. 56-69.
13. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития. // Дошкольное воспитание.-1999.- №3.-С. 66-79.
14. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития. // Дошкольное воспитание.-1999.- №12.-С. 92-101.
15. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна - 1997.
16. Кулакова Н. Художественное слово в эстетическом воспитании детей. // Дошкольное воспитание. №2,1984, с. 15-18.
17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. http://pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-61.shtml#book_page_top
18. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева.-2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. -192 с.
19. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 140-146.
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд.4. – М.: Пед. Общество России, 2004. – 442 с.
21. Осяк С. А., Яковлева Е. Н., Лукин Ю. Л., Газизова Т. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.
22. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб., 2001.
23. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
24. Рыкова, М. А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей / М. А. Рыкова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 22.05.2024).
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии// http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
26. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php
27. Соловьев В. О книге для чтения малышам. // Дошкольное воспитание.-1997.-№8.-С.82-84.
28. Соловьева Е. Роль художественного слова в воспитании дошкольника. // Дошкольное воспитание.-1984.- №7.- С. 10-11.
29. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 823-825. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26835/ (дата обращения: 22.05.2024).
30. Социально-педагогические проблемы формирования личности. Меж-вуз. сб. науч. тр./ Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Свердловск: Ур-ГУ, 1982.-136 с.
31. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание,- 1999.-№10.- С. 39-41.
32. Сухомлинский В. А. О воспитании.- М.: Изд-во политич. литературы, 1973
33. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Избранные произведения: В 5 т.т.- Киев: Радяньска школа.- Т.3,1980.- 719 с.
34. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания// Советская педагогика.-1946. - №6.
35. Шаповалова, О. М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / О. М. Шаповалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/155/ (дата обращения: 22.05.2024).