Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И МОТИВАЦИИ МОЛОДЁЖИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ТАНЦАМИ
1.1 Подходы к определению и изучению субъективного благополучия
Социально - культурные трансформации последних столетий оказали огромное влияние на процесс формирования общественного сознания, что повлекло за собой изменение соотношения ценностных ориентиров и установок отдельно взятых индивидов и повлияло на понимание такой категории, как «благополучие личности», что, в свою очередь, напрямую связано с проблемой эмоционального здоровья человека.
Вообще, истоки проблематики субъективного благополучия своими корнями уходят в различные научные направления: философию, социологию, педагогику, психологию. Подходы к определению понятия благополучия характеризуется совокупностью социально-культурных, социально – психологических, экономических, политических и иных факторов, влияющих на жизнь человека.
Особый вклад в изучение данной исследовательской проблемы внёс М. Селигман, изучавший теорию счастья. Автор считал, что термин счастья является устаревшим и на его место должен прийти новое комплексное понятие благополучия. Автор говорит о том, что разница между счастьем и благополучием заключается в том, что для благополучия ключевым является наличие определённых критериев, которые это состояние человека и определяют. Счастье же может существовать в моменте и быть кратковременным.
Современное время характеризуется особо острой потребностью в изучении субъективного благополучия, как одного их ключевые направлений эмоционального благополучия человека, так как тревожные депрессивные расстройства и панической атаки уже стали неотъемлемой частью жизни современного информационного человека. Именно поэтому исследовательский взор в области психолого-педагогического и социально – психологического направления всецело направлен на изучение теоретико – методологических и методических основ субъективного благополучия.
В соответствии с различными психолого-социальными концепциями благополучие личности связано со сложными переживаниями индивидом собственной жизни на основе сравнения актуальных или потенциальных ее аспектов с эталонами, нормами, отражёнными в сознании человека на уровне некоего варианта самооценки, обусловленного социокультурной спецификой усвоения им существующих в социуме и культуре представлений (Н. Бредберн, Э. Динер, А. С. Вотерман, А. А. Кроник, К. Рифф, П. П. Фесенко, А. В. Воронина, Т. Д. Шевеленкова, Р. М. Райан, Э. Л. Диси, Р. А. Ахмеров и др.).
Выдающийся психолог – исследователь Л.С. Выготский полагал, что благополучие человека определяется системой социальных связей человека, которые регулирует и контролирует сам человек. А благополучное поведение человека рассматривается исключительно как продукт. Опираясь на научные изыскания учёного, нами подобраны определения субъективного благополучия человека.
«Субъективное благополучие» — термин, включающий такие элементы, как «принятие себя» (позитивная оценка себя, своей жизни, «личностный рост», «цель в жизни», «позитивные отношения с другими», «контроль над окружающей средой» (способность эффективно управлять своей жизнью и окружающей средой) и «автономия» (К. Рифф). В данном случае прослеживается чёткая закономерность многогранности указанного понятия.
К. Рифф разработал модель психологического благополучия, которая отражает сущность субъективного благополучия:
Рисунок 1. Модель субъективного благополучия по К. Риффу
Тики Дэвис определяет благополучие определяется как совокупность эмоционального, физического, социального, профессионального и иных факторов. Р. Райан и Е. Дейзи рассматривают субъективное благополучие с позиции двух подходов:
1) гедонистический – включает аффективные переживания человека с позиции «удовлетворён – не удовлетворён»;
2) эвдемонический ставит субъективное благополучие в позицию личностного роста человека, то есть становление индивидуальности.
Alan S. Waterman считает, что психологическое благополучие включает в себя и гедонию, и эвдемонию, с той разницей, что гедонию мы испытываем при участии в деятельности без учета ее результата и его качества, в то время как эвдемонистическое наслаждение мы испытываем при достижении прогресса в развитии личностно значимых для нас возможностей.
Э. Динер определил следующие составляющие субъективного благополучия:
Рисунок 2. Составляющие субъективного благополучия по Э. Динеру
Таким образом, мы можем говорить о широкой палитре подходов к определению и изучению субъективного благополучия. Однако, на наш взгляд, оптимальным определением здесь является именно то, которое дал в своих научных изысканиях Тики Дэвис. определяет благополучие как совокупность эмоционального, физического, социального, профессионального и иных факторов. Только положительное сочетание указанных факторов дают человеку возможность испытывать чувство счастья. Являясь одномоментным, счастье, в своей совокупности, образует общее благополучное состояние человека, то есть благополучие.
1.2 Психологические аспекты мотивации двигательной активности
Если рассматривать мотивы двигательной активности с точки зрения деятельностного подхода, то выделяют:
мотивы, связанные с получением удовлетворения от процесса деятельности (динамичность, эмоциональность, разнообразие и новизна, наличие любимых физических упражнений, дружба, товарищество, коллективизм);
мотивы, ориентированные на результаты деятельности (приобретение новых умений и навыков, овладение сложными и трудными двигательными действиями, преодоление физических нагрузок, выполнение нормативов, улучшение результатов, получение разрядов, активный отдых);
мотивы, связанные с перспективами: укрепить здоровье, стать физически совершенным человеком, раз- вить физические качества, быть спортсменом, мастером спорта, чемпионом и т.д. подготовиться к службе в армии, воспитать волю, характер, решительность.
Все указанные мотивы, соединяясь в единую форму мотивации, образуют мотивационную системы двигательной активности, которая включает два аспекта: биологический и психологический. Биологический заключается в проявлении естественных потребностей, мотивирующих человека к двигательный активности. Однако, для данного исследования, особую ценность приобретает мотивы двигательной активности конкретно с точки зрения психологии.
Для более детального определения значимости психологических аспектов мотивации двигательной активности, рассмотрим данные мотивы в соответствии с разными возрастными периодами в жизни человека.
Таблица 1. Психологические мотивы в соответствии с разными возрастными периодами в жизни человека.
Возрастной период Психологические мотивы двигательной активности
Дошкольники и младший школьный возраст Двигательная активность носит неорганизованный и неконтролируемый характер. Например, активные физические упражнения и спортивные привлекают к участию детей из-за конкретной потребности в двигательно - физической активности.
Средний и старший школьный возраст Преобладают психологические мотивы заботы о собственном здоровье, где ребёнок уже самостоятельно может выбирать для занятий те виды двигательной активности, которые ему нравятся или к которому есть способности.
Молодой и зрелый возраст Преобладают психологические мотивы достижения удовлетворительного телосложения, где каждый человек стремится к физическому идеалу.
Пожилой возраст Двигательная активность становится основанием для поддержания удовлетворительного состояния здоровья.
Двигательную активность составляет физическая и психологическая единица, именуемая движением. Движение человека представляет собой чувственно-предметное действие, наполненное когнитивными, чувственными и эмоциональными компонентами и является генетически исходной единицей психологической реальности. Оно в различных формах реализует поведение человека.
Процесс построения движения представляет собой постижение личностного смысла двигательного действия как субъекта деятельности, осознанное «переживание усилий своего тела», «себя самого», «своей личности» посредством многократного уточнения образа движения в постоянно меняющихся условиях среды.
Таким образом, психологические аспекты мотивации двигательной активности формируют физическую и психическую модель поведения человека в различные возрастные периоды жизни. В каждом периоде свои психологические мотивы для проявления двигательной активности.
Физическая культура (физической воспитание) существует наравне с психологией и здесь он «работают» в связке, где мотивы являются основным фундаментальным механизмом для осуществления движения в любом биологическом возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Астафьев, В. С. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека / В. С. Астафьев, Л. М. Верещагина // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 13. – С. 6-9.
2. Бенко, Е. В. Соотношение понятий субъективного благополучия и личностной зрелости / Е. В. Бенко // Научный поиск : Материалы восьмой научной конференции аспирантов и докторантов., Челябинск, 03–05 февраля 2016 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – С. 26-31.
3. Буланова, Э. В. Двигательная активность студентов в рамках культуры повседневности / Э. В. Буланова, А. В. Данилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. – Т. 19, № 1. – С. 279-285.
4. Гончаров, В. И. Психология физической культуры : учебное пособие / В.И.Гончаров. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2022 – 128 с.
5. Зотова, О. Ю. Теоретические контуры феномена субъективного благополучия: смежные понятия / О. Ю. Зотова, Л. В. Тарасова, О. С. Солодухина // Публичное/частное в современной цивилизации : Материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием), Екатеринбург, 16–17 апреля 2020 года / Редколлегия: Л.А. Закс [и др.]. – Екатеринбург: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Гуманитарный университет", 2020. – С. 366-370.
6. Леонтьев, Д. А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 6. – С. 86-95.
7. Носова, А. В. Роль мотивации в реализации двигательной активности студенческой молодёжи и пути её повышения / А. В. Носова, С. М. Носов // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 22–23 апреля 2021 года. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им.Г.В.Плеханова», 2021. – С. 1076-1080.
8. Овчинников, Ю. Д. Психологические и социально-культурные аспекты занятий двигательной активностью с пожилыми людьми / Ю. Д. Овчинников, О. Г. Лызарь, А. В. Тутаева // Образование личности. – 2021. – № 1-2. – С. 123-128.
9. Подузов, А. А. Понятия субъективного качества жизни и психологического благополучия человека: очерк современных представлений / А. А. Подузов, В. С. Языкова // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 3(162). – С. 90-105.
10. Полозова, И. А. Субъективное благополучие: понятие и модели / И. А. Полозова // Международный научный студенческий журнал. – 2021. – № 13. – С. 182-186.
11. Похильчук, Т. Г. Процессуальные теории мотивации как инструмент формирования мотивов к двигательной активности у молодежи / Т. Г. Похильчук // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 27–28 октября 2022 года / под общей редакцией С.В. Беспаловой. Том 6 Часть 3. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 249-251.
12. Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с.
13. Родин, Ю. И. На полпути к психологии двигательной активности человека / Ю. И. Родин // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летиюфакультета физической культуры, Тула, 23–24 ноября 2017 года / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. – Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2017. – С. 391-402.
14. Столяров, В. И. Субъективные факторы мотивации и барьеров физкультурно-спортивной активности населения (социологический анализ) / В. И. Столяров, М. М. Орешкин, С. Ю. Баринов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2(180). – С. 381-389.
15. Туревский, И. М. Формирование психомоторных способностей : учебное пособие для вузов / И. М. Туревский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 353 с.
16. Федоровский, А. Е. Благополучие, удовлетворённость и субъективное счастье российской молодёжи: жизнестойкость / А. Е. Федоровский, С. А. Богомаз // Психология психических состояний : Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов, Казань, 24–25 февраля 2022 года / Сост. А.В. Климанова, под общей редакцией М.Г. Юсупова, А.В. Чернова. Том Выпуск 16. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022. – С. 466-471.
17. Шмелева, Е. А. Проблема активного долголетия и двигательная активность лиц старшего поколения / Е. А. Шмелева, М. А. Правдов // Корпоративный спорт: передовой опыт, лучшие практики и стратегии будущего : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 04 октября 2023 года. – Иваново: Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, 2023. – С. 54-56.