Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью являются приоритетными направлениями государственной политики в области образования и воспитания. Сегодня проблемы здоровья подрастающего поколения стали более сложными, охватывающими духовно-нравственные, социальные, психологические и биологические аспекты.
Актуальность исследования. Организация общих рекреационных и оздоровительных мероприятий играет важную роль в поддержании здоровья, предотвращении травм, предупреждении развития заболеваний и отклонений в организме. Физическое воспитание учащихся занимает особое место среди таких мероприятий, так как оно способствует укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию. Участие в рекреационных и оздоровительных мероприятиях позволяет школьникам не только расширить свои знания и навыки в области здоровья и физкультуры, но и проявить свою двигательную активность, инициативу, самостоятельность и творчество, что положительно сказывается на их физическом и личностном развитии.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью укрепления и сохранения здоровья учащихся средствами физической культуры во время обучения их в школе с одной стороны, а с дугой – отсутствием целостной здоровьеформирующей технологии физического воспитания, формирования «двигательной культуры» младших школьников на уроках физической культуры и других учебных предметах, на переменах и во внеурочной деятельности.
Объект исследования: физкультурно – рекреативная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: условия организации и проведения рекреационных мероприятий двигательной направленности в начальной школе.
Цель исследования: определить педагогические условия, приемы организации и проведения рекреационных мероприятий двигательной направленности с младшими школьниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого – педагогическую литературу для определения особенностей младшего школьного возраста;
2) проанализировать педагогические условия и приемы организации физического воспитания младших школьников;
3) изучить педагогическую и методическую литературу для выявления сущности понятия «рекреационных мероприятий двигательной направленности»;
4) определить роль рекреационных мероприятий в физическом воспитании младших школьников.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа с учителями начальных классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психологические характеристики младших школьников
«Младший школьный возраст» в настоящее время составляет период развития ребенка от 6–7 до 9–10 лет, что соответствует периоду обучения в начальной школе. Развитие ума и речи, физический рост, восприимчивая реакция на новые идеи и концепции, а также позитивное отношение к посещению школы - все эти элементы способствуют систематическому обучению.
В дошкольном возрасте происходит смена облика и стиля жизни от дошкольного к начальному, что характеризуется новыми ожиданиями, новым видом ведущей деятельности – учебной. В школьные годы особую активность приобретает как познавательный интерес, так и процесс формирования личности младшего школьника. Изменяется способ восприятия собственного места в социальных взаимоотношениях. Интересы, ценности и образ жизни ребенка меняются по мере его взросления.
С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Согласно Чурило Н.В. [16], социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте может быть охарактеризована следующими параметрами:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (в отношении маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы, по сравнению с дошкольным возрастом.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Ведущей деятельностью, как уже было указано, в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Это – главный аспект, характеризующий особенности младшего школьного возраста. Её характеристики: результативность, обязательность, произвольность. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
В.В. Давыдов утверждал, что организация и содержание учебной деятельности выявляют особый тип сознания и мышления ученика. Предполагается, что эмпирические концепции являются основным направлением обучения, а в результате обучение приводит к формированию эмпирического мышления. Если обучение направлено на овладение системой научных понятий, то ребенок приобретает теоретический взгляд на действительность, необходимые рамки теоретического мышления и основные принципы теоретического сознания. [4]
Центральной линией развития выступает интеллектуализация и, соответственно, формирование опосредованности и произвольности всех психических процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства и становится смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным. Центральными новообразованиями являются словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.
В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Самосознание детей развивается интенсивно. Становление самооценки у младших школьников зависит от успехов в учебе и отношений с учителем. Важную роль играет семейное воспитание и ценности, принятые в семье. У отличников и некоторых успешно учащихся детей часто наблюдается завышенная самооценка, в то время как неуспевающие и слабые ученики теряют уверенность в себе из-за неудач и низких оценок. У них может возникать компенсаторная мотивация, они начинают проявлять себя в других сферах, таких как спорт или музыка.
Отношения между младшими школьниками, по мнению психологов, чаще всего являются случайными и зависят от внешних обстоятельств, что делает их тесной частью дружбы среди сверстников. В это время самосознание детей еще не полностью сформировано, поэтому нельзя оценить их "Я - концепцию" со стороны сверстников.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни младшего школьника, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в классном коллективе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными людьми. [12]
В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка за счет активного развития ее характеристик. Если в начале обучения первоклассника личностные черты еще не окончательно сформированы, то к окончанию третьего и началу четвертого класса личность проявляется через ценности и отношения со сверстниками и взрослыми. В этот период система ценностей, основанная на социальных связях и важности отношений, стимулирует развитие личности ребенка.
Ключевым влиянием на формирование личности является отношение к школе и учебе. В зависимости от характера этих отношений может сложиться нормативный или девиантный тип личности. Школьная дезадаптация и неуспеваемость в учебе вносят наибольший вклад в развитие девиантного типа личности. Уже к концу первого класса можно выделить группу учеников с ярко выраженными невротическими и психосоматическими проявлениями, что увеличивает риск социальной девиации из-за негативного отношения к школе и образованию.
Белисова А.А. в психологической характеристике детей младшего школьного возраста указывает, что «переживаемые отрицательные эмоции, связанные с плохой успеваемостью и наказанием со стороны родителей за школьные успехи, а так же угроза снижения самооценки стимулируют ускорение формирования системы психологической защиты». [3]
Исследования американской школы психоанализа, в частности работы Ф. Крамера, показывают, что возможно активировать более зрелые и менее детерминированные эго - защитные механизмы, такие как проекция [14]. Проекция позволяет разделить оценочные компоненты любого события, произошедшего с ребенком, на отрицательный и положительный. Негативный компонент автоматически переносится на какого-либо участника событий, тогда как положительная сторона события сохраняется в памяти ребенка и влияет на его самосознание. Эти характеристики проекции могут препятствовать развитию необходимых качеств личности у младшего школьника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/ (дата обращения: 12.06.2024 ).
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 12.06.2024 ).
3. Белисова А.А. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста / А.А. Белисова, О.А. Белисова, С.В. Васерман, Е.А. Кронштатова, Л.Н. Мишенева, Н.И. Николаева // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. - № 10. – С. 160 – 164
4. Громыко Ю.В. Давыдов — основатель деятельностной практики образования / Ю.В. Громыко // Психологическая наука и образование. - 2020. - Том 25. - № 5. - С. 5 – 18. - DOI: 10.17759/pse.2020250501
5. Жданова Л.А. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к дошкольной образовательной организации / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, Т.В. Русова, И.Е. Бобошко, С.И. Мандров, Л.К. Молькова, Г.Н. Нуждина: - Иваново: ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России, 2022. – 77 с.
6. Реан А.А. Вклад Я. Л. Коломинского в развитие педагогической социальной психологии и педагогики / А.А. Реан, Р.Г. Кузьмин // Педагогика. – 2020. – № 10. – С. 104–113. – ISSN 0869-561Х.
7. Эхаева Р.М. Особенности взаимоотношений первоклассников в школьном коллективе / Р.М. Эхаева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и просвещение, 2017. – С. 16 – 18.
Электронные ресурсы
8. Ахметшина Д.Р., Евграфов И.Е. Организация рекреационных и оздоровительных мероприятий среди учеников начальных классов [Электронный ресурс] / Д.Р. Ахметшина, И.Е. Евграфов // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017040031 (дата обращения: 08.06.2024 ).
9. Булгакова И.П. Модель организации двигательной активности учащихся начальной школы в рамках учебного дня [Электронный ресурс] / И.П. Булгакова // Академия педагогических проектов Российской Федерации. - URL: https://педпроект.рф/булгакова-и-п-модель-активности/ (дата обращения: 12.06.2024 ).
10. Граматикополо Е.О. Физическая рекреация как вид рекреационной деятельности [Электронный ресурс] / Е.О. Граматикополо // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039987 (дата обращения: 12.06.2024 ).
11. Кузьмина А.В. Родителям на заметку: как воспитывать ребенка-интроверта? [Электронный ресурс] / А.В. Кузьмина. // MedAboutme Медицина обо мне: официальный сайт - URL: https://medaboutme.ru/articles/roditelyam_na_zametku_kak_vospityvat_rebenka_introverta/ (дата обращения 09.06.2024).
12. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / МетодВики для Вожатых: официальный сайт. - URL : https://summercamp.ru/Особенности_работы_с_детьми_младшего_школьного_возраста (дата обращения 10.06.2024).
13. Рыбкина Н.В. Рекреационно-оздоровительные технологии в организации досуга молодёжи [Электронный ресурс] / Н.В. Рыбкина, М.М. Пичкова. – URL : https://uchebana5.ru/cont/3420962.html (дата обращения 10.06.2024).
14. Улыбина Е. В. Защитные механизмы личности [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/zashchitnye-mekhanizmy-lichnosti-bd5daf/?v=4378425 (дата обращения: 10.06.2024).
15. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 05.06.2024)
16. Чурило Н.В. Лекция «Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрасте» [Электронный ресурс] / Н.В. Чурило. – 2021. - URL : https://bspu.by/blog/churilo/article/lection/lekciya-obshaya-harakteristika-psihicheskogo-razvitiya-v-mladshem-shkol-nom-vozraste (дата обращения 09.06.2024).
17. Шустова И.Ю. Общение со сверстниками: решение проблемы негативного статуса школьника [Электронный ресурс] / И.Ю. Шустова // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2021. - №63. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bschenie-so-sverstnikami-reshenie-problemy-negativnogo-statusa-shkolnika (дата обращения: 11.06.2024).