Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях постоянно изменяющейся социально-экономической обстановки Российской Федерации вопросы формирования и использования финансовых ресурсов государства приобретают особую актуальность. Одним из ключевых элементов системы государственных финансов является Социальный фонд Российской Федерации, который начал свою работу с 1 января 2023 года путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Будучи значимым инструментом социальной политики государства, он играет важную роль в обеспечении социальных гарантий и поддержке различных категорий населения. Актуальность темы возрастает в свете изменения демографической ситуации, экономической нестабильности и необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств. Исследование структуры и принципов функционирования Социального фонда позволяет выявить пути оптимизации его работы и улучшения финансового состояния страны в целом.
Степень изученности темы достаточно высока: в предыдущие годы ученые обращали большое внимание не деятельность Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, а с января прошлого года активно изучают новый институт. В ходе нашей работы мы обращали особое внимание не труды таких авторов, как О. С. Амелина, Е. А. Белоцерковцева, Н. С. Демидова, Е. М. Пучкова, Е. Л.Чеклаукова и других.
Объектом исследования данной курсовой работы является Социальный фонд Российской Федерации, который представляет собой совокупность финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций социального обеспечения и страхования. Предметом исследования выступают источники формирования финансовых ресурсов Социального фонда Российской Федерации, а также направления их использования
Целью работы является комплексный анализ структуры Социального фонда Российской Федерации, выявление источников его формирования и основных направлений использования средств. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические основы и этапы становления Социального фонда Российской Федерации.
2. Исследовать источники финансирования Социального фонда и их динамику.
3. Проанализировать основные направления и принципы использования средств фонда.
4. Определить ключевые проблемы в функционировании Социального фонда и предложить возможные пути их решения.
Методы исследования включают в себя анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Социального фонда Российской Федерации, а также статистический анализ данных, предоставляемых государственными органами. В ходе работы используется системный подход, предполагающий комплексное рассмотрение всех аспектов функционирования фонда.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав и шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Представленное исследование позволит углубить понимание функционирования Социального фонда Российской Федерации, его роли в социальной политике государства и возможных путей повышения его эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность Социального фонда РФ. Нормативно-правовая база функционирования Социального фонда РФ
В целях оптимизации структуры ПФР и ФСС, централизации установления социальных выплат, а также сокращения существующих издержек на базе указанных фондов с 1 января 2023 года начал действовать "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (сокращенное название - Социальный фонд России, СФР).
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации — один из государственных внебюджетных фондов. Создан федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Социальный фонд России – это государственная организация, созданная для социальной поддержки граждан в трудной жизненной ситуации. Фонд оказывает помощь и поддержку в различных областях, таких как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, трудоустройство и другие. Его задача - обеспечить социальную защиту населения и улучшить качество жизни граждан.
Установление статуса Социального фонда России и его территориальных органов закреплено Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Этот закон определяет основные аспекты деятельности фонда, включая его правовое положение, создание, реорганизацию и ликвидацию, функции, органы управления и их компетенцию, а также вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом фонда и социальные гарантии его работникам. Кроме этого, существуют другие нормативные акты, регулирующие работу Социального фонда России, включая изменения в Налоговом кодексе и Бюджетном кодексе Российской Федерации. Полномочия ПФР и ФСС определены соответствующими законодательными актами и применяются в соответствии с Федеральным законом № 236-ФЗ .
Проект федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» является частью стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, которая была утверждена Правительством РФ Постановлением от 25.12.2012 № 2524-р. Указанная стратегия включает в себя разработку мер по усовершенствованию законодательства, регулирующего деятельность и правовой статус Пенсионного фонда. Данный законопроект также соответствует Концепции трансформации социальной сферы, утвержденной Правительством РФ Постановлением от 20.02.2021 № 431-р, которая предусматривает оптимизацию деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением ФФОМС) .
Впервые устанавливаются общие принципы регулирования в сфере обязательного государственного страхования, которые включают в себя гарантии прав граждан на пенсии, страховые выплаты и социальные пособия. Также устанавливается автономность систем обязательного пенсионного и социального страхования, обеспечивается финансовая устойчивость бюджета Фонда, участие социальных партнеров в его управлении, доступность и качество предоставляемых услуг. Это отражает стремление к цифровизации и повышению качества обслуживания граждан и организаций.
Подводя итог параграфу, отметим, что Социальный фонд Российской Федерации играет ключевую роль в системе социального обеспечения страны, являясь основным инструментом для реализации государственной социальной политики. Основной задачей Социального фонда РФ является обеспечение стабильного и справедливого распределения ресурсов для социальных нужд, что включает в себя пенсионное обеспечение, социальное страхование, поддержку малоимущих и другие виды социальной помощи. Эффективное управление средствами Фонда, прозрачность и подотчетность его деятельности перед обществом и государством являются залогом устойчивого развития и социальной стабильности.
Таким образом, Социальный фонд РФ представляет собой сложную, но жизненно важную часть государственного механизма, направленную на улучшение качества жизни граждан и укрепление социальной справедливости в стране. Надежная нормативно-правовая база и эффективное управление ресурсами позволяют Фонду успешно выполнять свои функции и адаптироваться к изменениям в социально-экономической среде.
1.2 Назначение Социального фонда Российской Федерации
Создание Социального фонда России является значительным шагом в совершенствовании системы социальных выплат и улучшении обслуживания граждан. Благодаря своим возможностям, фонд способствует упрощению процедур, увеличению доступности и повышению качества предоставляемых услуг, сокращению бюрократии, а также поддержке семей с детьми и обеспечению пенсионеров. Основанное на единых правилах функционирование фонда помогает оптимизировать отношения с застрахованными лицами и повысить прозрачность социального страхования в стране .
СФР создан для осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.
Социальный фонд России имеет значительное влияние на социальную устойчивость общества, поскольку он осуществляет финансовую поддержку различным социальным программам и проектам. В частности, Социальный фонд участвует в финансировании программ борьбы с бедностью, поддержки малообеспеченных граждан, пенсионеров, инвалидов и других уязвимых категорий населения.
Благодаря усилиям Социального фонда России улучшается качество жизни граждан, снижается уровень социального неравенства, повышается доступность медицинской помощи и образования. Это способствует укреплению социальной устойчивости общества, уменьшению социальных напряжений и конфликтов, а также улучшению общественного благополучия. Таким образом, Социальный фонд России играет важную роль в поддержании и укреплении социальной устойчивости общества, способствуя созданию равных возможностей для всех граждан и содействуя социальной справедливости.
Назначение Социального фонда Российской Федерации заключается в обеспечении государственной поддержки социально уязвимых групп населения, а именно пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан, детей и многих других. Фонд финансирует программы и проекты по социальной поддержке, охране здоровья, образованию, культуре и спорту, а также содействует созданию равных возможностей для всех граждан. В целом, деятельность Социального фонда направлена на улучшение качества жизни населения и социальную стабильность в стране.
Начиная с 2023 года, Социальный фонд России будет выполнять ряд функций, включая страхование по обязательному пенсионному и социальному страхованию, пенсионное обеспечение, предоставление дополнительного материального и социального обеспечения определенным категориям граждан, оказание мер социальной защиты и предоставление инвалидам технических средств реабилитации. Также Социальный фонд будет предоставлять отдельным группам граждан путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд к месту лечения и обратно, а также финансовую поддержку для оплаты четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами .
Таким образом, объединенный фонд совмещает полномочия, которыми ранее были наделены Пенсионный Фонд и Фонд Социального Страхования (по отдельности).
Подводя итоги параграфу, отметим, что Социальный фонд России играет важную роль в обеспечении социальной защиты населения. Его основной задачей является формирование и распределение средств на социальные программы и мероприятия, направленные на поддержку и помощь нуждающимся гражданам. Социальный фонд России финансирует различные социальные программы, такие как выплаты пенсий, пособий по безработице, материальная поддержка малоимущим гражданам, меры социальной поддержки детей и другие социальные мероприятия. Кроме того, Социальный фонд России также проводит мероприятия по социальной реабилитации и социальной адаптации граждан, нуждающихся в особой поддержке. Таким образом, Социальный фонд России играет важную роль в обеспечении социальной защиты населения и способствует улучшению жизни граждан в России.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/ (дата обращения: 23.05.2024).
2. Федеральный закон от 05.12.2022 № 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". URL: https://sfr.gov.ru/order/budzhet_sfr/~8331 (дата обращения: 23.05.2024).
Научная литература
3. Агафонова А.А., Мухаметшина К.Р. Реформирование социальных фондов российской федерации // Экономика и социум. 2022. №1. С. 109-114.
4. Амелина О. С. Последствия объединения ПФР и ФСС, преимущества создания социального фонда России (СФР) // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции / Под редакцией В.М. Кузьминой. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. – С. 139-143.
5. Бакиева Г.Р. Социальное обеспечение и его виды // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 346-352.
6. Белоцерковцева Е. А. Объединение Пенсионного фонда России и фонда социального страхования: причины и последствия // Наука, студенчество, образование: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 февраля 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 70-73.
7. Борзунов И.В., Калицкая В.В. Проблемы и перспективы реформации фонда пенсионного и социального страхования // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-3. – С. 391-395.
8. Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России: учебник для академического бакалавриата / Т.Ю. Голубева, М.А. Афанасьев; Образовательное частное учреждение высшего образования «Еврейский университет». М.: Директ-Медиа, 2019. 295 с.
9. Гусейханова С.С. Анализ и оценка деятельности Фонда социального страхования РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №12.
10. Дахин А.В. Основы социального государства: учеб. пособие/ А.В. Дахин, С.А. Воробьев. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. 365 с.
11. Демидова Н. С. Современные реалии и основные изменения социального страхования России / Н. С. Демидова, Т. В. Санталов // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием), Таганрог, 21–22 апреля 2023 года. Том I. – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2023. – С. 370-372.
12. Ербатков А.А., Бадлуев Д.А. слияние пенсионного фонда России и фонда социального страхования // Экономика и социум. 2022. №1. С. 103-109.
13. Латфуллина Г. Э. Социальный фонд России: особенности и функции / Г. Э. Латфуллина // XXVII Всероссийский аспирантско-магистерский научный семинар, посвященный дню энергетика и 55-летию КГЭУ: Материалы докладов, Казань, 05–06 декабря 2023 года. – Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2023. – С. 297-300.
14. Право социального обеспечения: учебно-методическое пособие для студ. юрид. фак. / В.П. Василькович, Н.Н. Маслакова; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. Брест: БрГУ, 2017. 146 с.
15. Пучкова Е. М. Объединение пенсионного и социального фондов Российской Федерации // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". – 2023. – № 2. – С. 104-107.
16. Социальный фонд Российской Федерации // Государственные внебюджетные фонды: учебное пособие. – Омск: Омский государственный технический университет, 2023. – С. 40-59.
17. Третьякова Н.А., Левченко М.И., Пономарев О.В. Социальный фонд российской федерации: регулирование, предпосылки и перспективы // Право и государство: теория и практика. 2023. №5 (221). С. 56-63.
18. Тузина И.Д. О некоторых аспектах негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Science Time. 2019. № 12. С. 667-671.
19. Урусова А. Н. М. Основные направления развития социального фонда России // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 104-7. – С. 63-65.
20. Фадеева В.А. Е.В СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД РОССИИ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №1. С. 85-89.
21. Фатхлисламова Г.Ф. Сравнительный анализ развития накопительной компоненты пенсионной системы и негосударственного пенсионного страхования России // Экономическое развитие России. 2019. № 7. C. 65-75.
22. Филипповская О.В. Эволюция страховых взносов государственных внебюджетных фондов России// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. № 3 (13). С. 112-116.
23. Цыбенжапов, Б. Б. Слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 285-286.
24. Чеклаукова Е. Л. Социальный фонд России / Е. Л. Чеклаукова // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2023. – № 10. – С. 360-361.
25. Яруллин Р.Р., Юлмухаметова Л.С. Проблемы и перспективы Фонда страхования РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №5. С. 20-24.
Интернет-ресурсы
26. Объединение ПФР и ФСС: что изменится для работодателей и для граждан // URL: https://glavkniga.ru/situations/k518601?ysclid=lqeh5wm0w3374999338 (дата обращения: 16.06.2024).
27. Социальный фонд России // Официальный сайт. URL: https://sfr.gov.ru/(дата обращения: 16.06.2024).
28. Бюджет Соцфонда за январь-март исполнен с профицитом в 118 млрд рубле https://www.audit-it.ru/news/finance/1103878.html?ysclid=lxhyd616g1127836008/(дата обращения: 16.06.2024).
29. Проект бюджета Социального фонда РФ на 2024-2026 гг. принят в первом чтении //Финмаркет. URL: https://www.finmarket.ru/news/6059621?ysclid=lxhydrkoym860170558/(дата обращения: 16.06.2024).
30. Оперативный доклад об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации январь – июнь 2023 года // СФР. URL: https://sfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/GodOtchet_2023.pdf/(дата обращения: 16.06.2024).