Фрагмент для ознакомления
2
Концепция информационной войны может быть отнесена к типу «мягкой силы». Информационные войны тесно связаны с психологическими войнами, воздействующие с помощью различных методов на системы ценностей и убеждений населения, а также на эмоции и рассуждения. Объединив эти две концепции, мы можем говорить об информационно-психологических войнах, которые становятся неотъемлемой частью постмодернистской геополитики
Отличительной чертой современной геополитики является ведение информационных войн в дополнение традиционной войны. В широком смысле данные концепты применимы для обозначения противостояния в медийном пространстве, которое становится характерной чертой современной геополитики постмодерна для достижения как политических, так и экономических или военных целей.
На стратегическом уровне противодействие в рамках современной информационной войны осуществляется с целью уничтожения ценностей вражеской стороны, в том числе замены их собственными ценностными ориентациями, уничтожения оппозиционного потенциала противника, подчинения его ресурсов и обеспечения возможности их использования в собственных интересах .
Распространенным инструментом ведения информационной войны в современном мире является воздействие через социальные сети. Используется весь возможный перечень инструментов: от прямой лжи, блокирования рассылки нежелательных для определенной стороны уведомлений, способа подачи данных с истинным содержанием, до специальной интерпретации информации. В большинстве случаев доступные материалы «фильтруются» от информации, которая не отвечает интересам сообщества.
Фейк, в переводе с английского языка, означает фальшивка, и представляет собой недостоверную информацию, которая размещается в различных средствах массовой информации, на телевидении, в интернете, радио, прессе. Фейком может быть новость, аккаунт в социальных сетях, картинка, фото, видео или даже целый сайт. Большинство фейков распространяются обычными людьми, потому что им кажется, что информация является важной. Популярными являются фейки, связанные с угрозами здоровью, свободе, детям. С помощью фейков о необходимости спасения детей или животных можно легко манипулировать на человеческом сострадании и сопереживании. Пользователь, нажимая кнопку репоста, чувствует, что совершил хорошее дело, которое фактически ему ничего не стоило. Фейки глубоко воздействуют на эмоциональную составляющую человека. Поэтому, чем ближе для человека рассматриваемая проблема, тем меньше у него контроля и критического отношения к информации. Самыми же опасными являются террористические фейки. Это может быть информация о ложном минировании, о вымышленных преступлениях, о теракте, о войне, о нападениях и убийствах .
Одной из причин возникновения фейков является возможность человека так самоутвердиться, через игру на слабостях людей. Другая же причина кроется в стремлении определённой части общества специально создавать панические настроения. Большинство фейков сделаны неумело и примитивно, поэтому если внимательно присмотреться к ним, то и не профессионал может распознать в нем поддельную и недостоверную информацию. Но даже при простых формах фейки оказывают сильное эмоциональное влияние и распознать в них ложь оказывается достаточно сложно. Поэтому фейковая информация быстро распространяется по сети. По мнению психологов, особенности психики человека таковы, что он всегда ищет угрозы, как реальные, так и мнимые. Мозгу человека проще пойти на поводу своих эмоций, а не утруждать себя тратой драгоценного времени и усилий на анализ информации и поиск рационального поведения.
По мнению психологов, людей привлекает возможность быть избранными, и они совсем не хотят быть обманутыми. Человек надеется, что он не будет обманут, если предпримет упреждающие действия. Убежденность в том, что человек подстраховал себя от обмана – одно из когнитивных искажений. На этом построено большинство фейков. Ведь на протяжении длительного исторического этапа существования человечества для своего выживания люди пользовались слухами и домыслами, поэтому в современном мире они не исчезли и проникли в социальные сети и мессенджеры. В настоящее время слухи быстро распространяются на многие тысячи интернет-пользователей. А в период паники и социальной напряженности слухи распространяются с ещё большей скоростью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Агеева А. В., "Мягкая сила" в онлайн-пространстве: практический опыт применения технологий интернет-коммуникации // Власть. — 2020. — № 2. — С. 96-100.
2) Братерский А. В., "Мозговые центры" при президентстве Дональда Трампа // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2020. — Т. 50, № 6 (606). — С. 92-108.
3) Дорохин В.Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. No 1. – С. 103-110
4) Ершов Ю. М. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 52. С. 245-250
5) Жителя Краснотурьинска задержали за фейковые новости о коронавирусе в Instagram // Коммерсантъ. – 04.04.2020 г. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4314779, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. (дата обращения: 17.05.2024).
6) Заполев С., Фейк как один из современных инструментов информационных операций, проводимых Украиной и поддерживающими ее странами // Зарубежное военное обозрение. — 2022. — № 7. — С. 3–14
7) Иншакова Н. Г., О фактчекинге сетевых научных публикаций // Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. — 2022. — № 11. — С. 32-37
8) Казаков А. А., Понятийное пространство современных медиаисследований: политологическое измерение // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2020. — № 4. — С. 69-82.
9) Калинина, Н. В. Фактчекинг в работе современного журналиста и СМИ / Н. В. Калинина //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 88. – С. 122-125
10) Капитонова Е. А., Визуальный фейк, созданный посредством нейросети: социально-правовые риски и проблемы квалификации // Закон. — 2024. — № 1. — С. 39-48
11) Киселева А. В. Фейки как средство манипулирования сознанием и способы противодействия им//Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра, к 280-летию со дня рождения российской просветительницы княгини Е. Р. Дашковой: матер. VI междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 15 декабря 2023 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 2. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2023. С. 878-880
12) Кобызева В. О. Значение фактчекинга в условиях конкуренции за внимание аудитории//НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции в 2 частях. Том Часть 1. Пенза, 2022. С. 131-133
13) Колесниченко В. А., Распространение недостоверной общественно значимой информации как проявление злоупотребления правом на информацию: правоприменительная практика // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 12, Ч. 2. — С. 162-164.
14) Маркина Ю. В. Фейки как метод ведения информационных войн//СОВРЕМЕННЫЕ СМИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Сборник научных трудов 8-й Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 48-55
15) Минаева Л.В. Стратегическая коммуникация и информационная война//РОССИЙСКАЯ ШКОЛА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. 2022. № 26. С. 59-65
16) Неренц Д. В., Фейки как угроза медиабезопасности в России XXI в. // Россия и современный мир. — 2023. — № 3. — С. 101-112.
17) Онуфриенко А. А., Методики борьбы с фейк-ньюс : опыт Запада // Свободная мысль. — 2023. — № 2 (1698). — С. 159-175
18) Пак Е.М. Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. No 2. – С. 128-130
19) Попова А. Ю. Фактчекинг как один из базовых приемов журналистики//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ. Сборник трудов молодых исследователей, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Астрахань, 2020. С. 133-135
20) Славина В. А., Сравнительный анализ социальных мифов, пропаганды и фейк-ньюз // Наука и школа. — 2022. — № 4. — С. 21-27
21) Совик Ю. И., "Фейк-ньюс" и свобода слова в условиях кризиса общественного здравоохранения: уроки "инфодемии" // Юридический мир. — 2021. — № 3. — С. 33-39
22) Цветкова Е. В., Фейк-ньюз: взгляд журналиста и юриста // Российская юстиция. — 2020. — № 4. — С. 61-63
23) Шастина А. Р., "Фейк-ньюс" как инструмент получения сверхприбыли: правовой аспект // Право и государство: теория и практика. — 2023. — № 1, Ч. 1. — С. 70-72
24) Fabrizio Casari. Ucrania, fábrica de fake news // Rebelion. 26.04.2022. URL: https://rebelion.org/ (дата обращения: 17/05/2024).
25) Mayor fights for life after pro-Russians shoot him in back // The Times, April 28.2014. URL: http://www.thetimes.co.uk (дата обращения: 17.05.2024).