Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество стремится к постоянному развитию, что обусловлено необходимостью государством обеспечить качественное и стабильное его функционирование, в первую очередь на основе формирования определенного законодательства.
Основным законом, устанавливающим положения реализации прав гражданам на социальное обеспечение, осуществляемое государством, является Конституция РФ, которая заложила основные направления для необходимого обеспечения интересов граждан, улучшая тем самым качество их жизни.
Социальное обеспечение является той отраслью, которая направлена на реализацию социальных прав гражданам, применяя различные методы, регулируемые государством, используя специальные фонды, способствующие обеспечить и предоставить социальные услуги по разным направлениям.
Социальное обеспечение в первую очередь направлено на улучшение качества жизни тех граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации по различным обстоятельствам. В основном такими методами является социальное страхование, пенсионное обеспечение, а также иные виды материальной поддержки и предоставление пособий и определенных гарантий.
Пенсионное обеспечение является одним из способов поддержки граждан в сфере оказания социальных услуг, возмещая тем самым ограничения в трудоспособности граждан, достигая необходимого материального благосостояния граждан, не имеющих возможность по различным обстоятельствам в полной мере выполнять трудовые функции.
Актуальность данной темы работы является то, что важным обстоятельством для выявления оказания положительных результатов пенсионного страхования граждан, является статистика, которая формирует общие показатели предоставления социальных услугу в виде пенсионного обеспечения.
Целью данной работы является исследование системы пенсионного обеспечения РФ на основе статистических данных, а также путей ее совершенствования на основе проведенных реформ и утвержденных нормативных правовых актов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить общую характеристику органов пенсионного обеспечения
- изучить сущность, роль и источники формирования средств пенсионного фонда РФ
- рассмотреть методологию расчета статистических показателей
- провести расчет и анализ статистических показателей пенсионного обеспечения
- создать основные статистические показатели пенсионного обеспечения
Объектом исследования являются система пенсионного обеспечения населения в РФ
Предмет исследования – анализ статистических показателей пенсионного обеспечения.
Структуру работы определили задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка источников литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Общая характеристика органов пенсионного обеспечения
Органы пенсионного обеспечения входят в единую систему пенсионного функционирования, которое формировалось достаточно длительно и на данный момент действует в виде единого Социального фонда России, имея территориальные управления и клиентские службы.
Органы пенсионного обеспечения созданы для реализации прав гражданам на социальное обеспечение, предоставление пенсионного страхования в целях оказания необходимой поддержки гражданам, оказавшимся в тяжелой ситуации.
Пенсионная система постоянно реформируется, изменяется, улучшая свою деятельность в целях качественного и своевременного предоставления услуг гражданам, а также оказывает информационное обеспечение, что благоприятно сказывается для социальной политики. При этом уровень пенсионного обеспечения, количество граждан, а также размер пособий зависит от экономического развития государства и определяется различными факторами и показателями.
Основными функциями органов пенсионного обеспечения является пенсионное страхование граждан, предоставление компенсаций, а также реализация мер социальной политики, созданной государством в различных направлениях. Однако в целях достижения осуществления таких услуг, пенсионные органы обеспечивают необходимое пенсионное страхование, финансирование которого осуществляется за счет страхователя, который перечисляет страховые взносы в внебюджетный фонд, на основе которых формируется, назначается и выплачивается пенсия.
Перечисление страховых взносов осуществляет в основном работодатель, удерживая определенный процент с заработной платы своих работников, формируя отчет и направляя сведения в СФР.
Обязательное пенсионное страхование в своей структуре, распределяется на формирование страховой и накопительной пенсии, которая поступает от работодателя на работников 1967 года рождения и моложе, на часть обеспечения материнского капитала, накопительной пенсии, добровольных взносов, софинансирования со стороны государства, которое финансируются Социальным фондом РФ на каждого гражданина индивидуальным лицевым счетом застрахованного лица.
Сравнительно с другими видами пенсии, обязательное пенсионное страхование охватывает широкий спектр различных направлений и заинтересованных категорий, в целях качественного пенсионного обеспечения и высокого уровня жизни пенсионера.
Система обязательного пенсионного страхования, формируется и выплачивается действующим пенсионерам, а также направлена на формирование пенсии будущих пенсионеров. Также важно определить, что гарантия застрахованным лицам в случае наступления страхового случая, лежит в основе страховых принципов.
Рассматривая теорию обязательного пенсионного страхования, Российская Федерация являясь социальным государством и в соответствии с основным законом страны Конституции РФ, определяет в ст.39, что каждому гражданину обеспечивается гарантии по социальному обеспечению, причем в любых случаях и при разных условиях, учитывая хоть какую-нибудь социальную неустойчивость граждан, что в совокупности утвержденных нормативно – правовых актов, несет за собой законодательное закрепление пенсионного обеспечения граждан.
Государство, возлагая на Социальный Фонд России определенные обязательства, должен достичь обеспечение баланса реализации и предоставления социальных гарантий по пенсионному страхованию, с учетом имеющихся финансовых ресурсов в государстве и размера перечислений страховых взносов, не уменьшая при этом уровень пенсионных выплат и не снижая качество жизни населения, являющегося слабозащищенными и утратившими трудовые способности, либо по иным обстоятельствам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
При этом, возлагая пенсионное обеспечение на СФР, в соответствии с ФЗ № 166 «О государственном пенсионном обеспечении» должны выполнять определенные задачи:
- достичь необходимое количество поступлений по страховым взносам, а также обеспечить выплату государственных пенсий, на основе имеющегося и запланированного финансирования,
- обеспечивает взыскание определенных выплат с работодателей, в целях возмещения утраты трудоспособности, либо получение профессионального заболевания работников, а также в случае получения инвалидности,
- осуществляет контроль за обязательным и своевременным перечислением страховых взносов работодателями, принимая соответствующие отчеты,
- осуществляет привлечение граждан по добровольному перечислению страховых взносов, способствуя тем самым увеличению размера страховых взносов.,
- осуществляет постоянный учет и контроль за поступлением и расходованием страховых взносов,
- обеспечивает ведение специального учета в отношении определенных категорий граждан,
- инициирует административное взыскание, в отношении работодателей, нарушающих порядок предоставления страховых выплат,
- формирует и создает правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения в виде локальный правовых актов, а также вносит различные предложения по изменению законодательства пенсионной системы.
В целях улучшения реализации пенсионного обеспечения, на основании ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете, органы пенсионной системы осуществляют страхование граждан на основе ведения персонифицированного учета застрахованных лиц и страховых взносов, способствующего обеспечить индивидуальный подход с наличие имеющихся сведений к каждому застрахованному лицу.
При этом СФР взаимодействует только с теми гражданами, которые в соответствии с требованиями законодательства прошли регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования с предоставлением добровольного согласия по уплате страховых взносов. При этом минимальный размер такой выплаты устанавливается исходя из размера МРОТ, рассчитанный на начало года, а также в соответствии с утвержденными тарифами и размера коэффициента.
Страховой стаж предусматривает при определении права на страховую пенсию, суммарную длительность периодов работы и иной деятельности, за которые начислялись и оплачивались страховые взносы в Социальный фонд Российской Федерации, в целях обеспечения обязательного пенсионного страхования.
В страховой стаж входят периоды работы, производимые на территории Российской Федерации трудовую деятельность лицами, которым, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Социальный фонд Российской Федерации, а те периоды работы, которые возникали, за пределами территории Российской Федерации, входят в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, или в случае уплаты страховых взносов в Социальный фонд Российской Федерации.
Рассматривая практику по судебным спорам, именно периоды, которые входят при учете страхового стажа, часто являются причиной споров, которые в основном возникают при учете специального стажа, для начисления досрочной страховой пенсии по старости. Причиной возникновения такой ситуации, является сложность в подсчете специального стажа, что характеризуется учетом в определении условий и характера работы, а также возможных вредных условий труда, при которых в определенный промежуток времени, гражданин выполнял свою трудовую деятельность. В связи с этим, возникают ситуации, когда гражданин обращается в суд, в целях защиты своих прав, пытаясь в законном порядке учесть все периоды необходимые для включения в специальный стаж работы. Суды при этом, в целях восстановления нарушенных прав гражданина на получения досрочной пенсии по старости, более детально изучают все необходимые условия для установления соответствующих требований, обращаясь ко всем законодательным актам, которые имеют отношение к учету специального страхового стажа, и как правило восстанавливают судебным решением нарушенные права гражданина.
Основными направлениями деятельности управления следует определить:
- Ведение учета граждан по обязательному пенсионному страхованию, а также государственное пенсионное обеспечение,
- Организация оформления и осуществления выплат по пенсионному обеспечению граждан по различным основаниями,
- Осуществление назначения обязательных социальных выплат,
- Формирование и ведение учета пенсионных накоплений, в целях осуществления дальнейших выплат,
- Организация участия в международном взаимодействии в сфере социального обеспечения,
- Ведение специальных реестров и информационных систем по учету граждан их прав на социальное обеспечение,
Оказание помощи и предоставление информации по формированию федерального реестра инвалидов,
- Организация информационного обеспечения.
Вся структура управления осуществляет свою деятельность через информационную систему, содержащая все необходимые сведения о гражданах различной категории, социального статуса и имеющих отношение к виду занятости.
Понятие страхового стажа играет большую роль и в процессе выполнения трудовой деятельности работника. С целью улучшения отслеживания страхового стажа в информационных системах СФР лиц, осуществляющих свою трудовую деятельность у работодателя по трудовому договору (эффективному контракту), с 1 января 2020 года началось формирование электронных трудовых книжек. Данная система предусматривает улучшение качества отслеживания и регистрации страхового стажа работников в электронных системах СФР – путем внедрения нового формата регистрации страхового стажа работника, а именно ведение электронных трудовых книжек. Данная процедура проводится в каждой организации с учетом кадровой службы, ответственной за эти виды работ, которая предоставляет ежемесячно отчет по специальным каналам связи в СФР о кадровом перемещении работников и о наличии страхового стажа – отчет СЗВ-ТД и ЕФС-1. Изменения в части ведения электронных трудовых книжек основательно вступили в силу с 1 января 2021 и 2023 года, которые представляют возможность отслеживать страховой стаж работников при взаимодействии с работодателем в электронном виде.
В виду того, что данные изменения предусматривают по желанию работника о праве выбора на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, которая является подтверждением наличия страхового стажа до 1 января 2020 года, в электронном формате трудовая книжка, ввиду изменений ведется вне зависимости от желания работника, данные по страховому стажу фиксируются с 2020 года.
Проведя анализ правового регулирования обязательного пенсионного страхования следует определить, что обеспечение социального направления государства, в части обеспечения обязательным пенсионным страхованием граждан, охватывает большой масштаб утвержденных нормативных документов, отражающих порядок осуществления обязательного пенсионного страхования в различных категориях и обстоятельствах.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ
3. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ
4. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ
6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
7. Федеральный закон от 27.11.2023 N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
8. Федеральный закон от 27.11.2023 N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
9. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция)
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
11. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2021 N 597 "О внесении изменений в пункт (1) Положения о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации"
Учебная литература
13. Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учеб. пособие для сред. проф. образования / А. В. Афтахова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 240 с.
14. Баранова, Анна Добровольное пенсионное страхование / Анна Баранова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 232 c.
15. Бороненкова, С. А. Бухгалтерский учет и экономический анализ в страховых организациях (+ CD-ROM) / С.А. Бороненкова, Т.И. Буянова. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 480 c.
16. Волкова, Ю. В. ЕСН и обязательное пенсионное страхование / Ю.В. Волкова. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 98 c.
17. Воронин, Ю.В. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях: моногр. / Ю.В. Воронин. - М.: Инфра-М, Норма, 2019. - 709 c.
18. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учеб. для сред. проф. образования / Е. Е. Мачульская. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 449 с.
19. Петров, А.Ю. Бухгалтерский учет, анализ и аудит деятельности страховых организаций / А.Ю. Петров. - М.: Финансы и статистика, 2023. - 380 c.
20. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Д. Роик. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 400 с.
21. Сюзева, Н. В. Государственное социальное обеспечение : учеб. пособие для сред. проф. образования / Н. В. Сюзева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.
22. Стадникова, А. И. Основы обязательного пенсионного страхования граждан в Российской Федерации / А. И. Стадникова, И. Г. Ленёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 152-156.
23. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
24. Федоров, Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации / Л.В. Федоров. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 396 c.
25. Шикула И. Р., Иванов Д. В. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации: учебник для СПО. — М: Издательский дом Университета "Синергия", 2024. 188 с.