Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная психология постоянно ищет новые подходы для изучения сознания - одной из наиболее загадочных и сложных тем для научного исследования. В этом контексте трансперсональная психология представляет собой уникальное направление, которое стремится расширить границы традиционного понимания сознания, включая в анализ такие аспекты, как духовные и мистические переживания, глубокие медитативные состояния и изменённые состояния сознания. Этот подход не только обогащает академическую дискуссию, но и предлагает практические инструменты для личностного роста и терапии.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что трансперсональная психология предлагает уникальный и расширенный взгляд на сознание, включая духовные и мистические аспекты. Это направление помогает глубже понять многообразие человеческого опыта, способствует интеграции традиционных и нетрадиционных методов терапии, и отвечает на растущий интерес общества к духовным и экзистенциальным вопросам.
Объект курсовой работы: Сознание человека.
Предмет курсовой работы: Трансперсональные аспекты и методы изучения сознания в рамках трансперсональной психологии.
Целью данной курсовой работы является анализ трансперсональной психологии как метода изучения сознания, который не только расширяет эмпирические границы психологии, но также предлагает глубокий философский и терапевтический потенциал.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучить историю и развитие трансперсональной психологии;
2. Рассмотреть становление трансперсональной психологии;
3. Раскрыть проблему сознания в трансперсональной психологии;
4. Изучить изменненные состоянии в данном направлении;
5. А также проанализировать перспективы развития личности через трансперсональную психологи
Теоретические гипотезы курсовой работы:
1. Трансперсональная психология расширяет традиционные представления о сознании, включая духовные и мистические переживания;
2. Изменённые состояния сознания, исследуемые в трансперсональной психологии, способствуют глубокому личностному росту и интеграции личности.
Эмпирические гипотезы курсовой работы:
1. Практики трансперсональной психологии (например, медитация, голотропное дыхание) приводят к значительным изменениям в восприятии и понимании сознания;
2. Участники, прошедшие трансперсональные терапевтические сеансы, демонстрируют улучшение психологического благополучия и интеграции личностных аспектов.
Теоретико-методологическая основа курсовой работы включает ключевые положения трансперсональной психологии, разработанные такими учеными, как Стэнислав Гроф, Абрахам Маслоу и Кен Уилбер. Основываются на концепциях изменённых состояний сознания, мистических и духовных переживаний, интегративного подхода к психотерапии. Методологические подходы включают качественные и количественные методы исследования сознания, такие как анализ субъективных отчетов, интервью, психометрические тесты и наблюдения в рамках трансперсональных практик (медитация, дыхательные техники и др.).
Научная новизна курсовой работы заключается в расширении традиционных представлений о сознании за счёт включения изменённых и трансперсональных состоянии, а также во вкладе в теоретическую базу трансперсональной психологии через новые интерпретации проблемы сознания.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в углублении теоретических основ трансперсональной психологии, интеграции и систематизация знаний об изменённых состояниях сознания, а также в предложении новых интерпретаций и концептуальных моделей сознания.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по использованию трансперсональных методов в психотерапии, предоставлении инструментов для личностного роста и самопознания, внедрении результатов исследования в образовательные программы по психологии, а также в поддержке психического здоровья через трансперсональные практики.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 История и развитие трансперсональной психологии
Трансперсональная психология зародилась, объединяя идеи психоанализа и гуманистической психологии. Это направление акцентирует внимание на бессознательных аспектах психики и исследует измененные состояния сознания.
Важным аспектом трансперсональной психологии является изучение трансперсональных переживаний, которые выходят за пределы обычного Эго и не ограничиваются пространственно-временными рамками. Эти переживания могут включать в себя мистические, духовные и экзистенциальные опыты, которые расширяют понимание человеческого сознания и его возможностей .
Начало формирования трансперсональной психологии относится к концу 60-х годов XX века. Это направление берет свои корни из психоаналитического подхода Карла Юнга и гуманистической психологии Абрахама Маслоу. Исследования Юнга о существовании коллективного бессознательного и о том, что люди неосознанно влияют друг на друга, а также теории Маслоу о важности «пиковых переживаний» в процессе развития личности, стали основополагающими для создания нового направления в психологии. Эти идеи вдохновили ученых и практиков на исследование аспектов человеческого сознания, выходящих за пределы традиционных рамок психологии. Трансперсональная психология стремится к интеграции духовных и психологических аспектов человеческого опыта, изучая состояния сознания, которые могут способствовать личностному росту и расширению осознания самого себя и своего места в мире.
Исследователи того времени всё яснее осознавали, что духовные аспекты человеческой личности до сих пор не были должным образом учтены в психологии. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу был неудовлетворен существующим категориальным аппаратом. Он считал, что необходимо изучать и трансперсональное, то есть выходящее за пределы обыденного человеческого сознания, включая «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. В 1967 году в США была создана группа психологов, которая занялась исследованием необычных и особенных состояний сознания, учитывая всю широту человеческих переживаний . Это новое направление получило название «трансперсональная психология», от слова «трансперсональное» – выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства.
Трансперсональная психология стремится к интеграции духовных и психологических аспектов человеческого опыта, изучая состояния сознания, которые способствуют личностному росту и расширению самосознания. Представителями этого направления стали такие известные ученые, как Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Станислав Гроф, Джеймс Фейдиман, Майкл Вич и Сильвия Маргулис. Они внесли значительный вклад в понимание и развитие этой области, исследуя разнообразные аспекты человеческого опыта, которые выходят за пределы обычного восприятия и понимания .
Представители трансперсональной психологии основали «Ассоциацию трансперсональной психологии» и выпустили «Журнал трансперсональной психологии», который стал важной платформой для распространения и обсуждения новых идей в этой области. В 1975 году Роберт Фрейджер создал Институт трансперсональной психологии в Калифорнии, ставший центром обучения и исследований в данной области. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не получала. Это направление считалось паранаучным и не соответствующим традиционным научным стандартам .
В 1996 году был сделан значительный шаг вперед: отделение трансперсональной психологии было открыто в Британском психологическом обществе. Это событие помогло трансперсональной психологии получить ограниченное, но все же важное признание в научном сообществе. Несмотря на скептицизм со стороны некоторых исследователей, трансперсональная психология продолжает развиваться, исследуя глубины человеческого сознания и стремясь интегрировать духовные и психологические аспекты человеческого опыта .
Существует бессознательный компонент в структуре психики человека, который оказывает значительное влияние на его поведение, мысли и всю жизнь в целом. Трансперсональная психология, подобно психоаналитическому направлению, предполагает, что в бессознательный пласт психики включены различные события жизни, вытесненные из сознания по разным причинам. Однако она идет дальше, утверждая, что эта структура психики также включает воспоминания, не связанные с жизнью конкретного человека. Это могут быть воспоминания о различных воплощениях, элементы коллективного бессознательного и другие подобные явления.
Концепция недвойственности (целостности) является ключевым аспектом трансперсональной психологии, которая акцентирует внимание на неразделимость духовных и психологических аспектов человека. В этом направлении первостепенное значение придается духовности, рассматривая её как фундаментальный компонент человеческого опыта. Трансперсональная психология утверждает, что для полноценного понимания и развития личности необходимо учитывать духовные аспекты, которые оказывают глубокое влияние на психическое и эмоциональное состояние человека. Эта концепция предполагает, что духовные и психологические процессы взаимосвязаны и взаимодействуют, создавая единую целостную картину человеческого существования.
Трансперсональная психология изучает сознание, которое в определенных состояниях способно выходить за пределы своего обычного состояния, за границы своего Эго. Такое расширение границ Эго, происходящее в моменты погружения человека в измененные состояния сознания, приводит к освобождению, оздоровлению и обретению целостности .
1.2 Становление трансперсональной психологии
В сущности, гуманистическая и трансперсональная психологии сильно переплелись, имея общих основателей, таких как А. Мэслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи, Д. Будженталь, Р. Лэйнг, В. Франкл и Ф. Перлз. Начиная с середины 60-х годов, они начали рассматривать гуманистическую психологию не как конечную, а как отправную точку для дальнейшего расширения и углубления. Например, Мэслоу, сформулировавший концепцию неутилитарных «ценностей Бытия» и «пиковых переживаний», которые стали основой гуманистической психологии, позднее ввел понятие метапотребностей и сверхличностных ценностей, расширяя границы психического опыта. Эта идея напоминает понимание Ницше о превосходстве человека. В процессе превозмогания ограничений и выхода за пределы, как и утверждают представители трансперсональной психологии, человек обретает новые смыслы и раскрывает свои потенциалы. Трансперсональная ориентация, заявленная и поддержанная основателями в виде Ассоциации и журнала, воплощала философские и духовные поиски, совершенные Мэслоу, Сутичем, Уотсом и Мерфи, в соавторстве с С. Грофом, Ч. Тартом, С. Криппнером и другими. Основатели этого направления не только стремились вверх и вперед, к глубинам духовного пространства, но и глубоко погружались в историю религии, психологии, этнологии и культуры, находя в ней источники вдохновения и уважения к предтечам, таким как У. Джеймс, К. Г. Юнг и Р. Ассаджиоли, чьи работы стали основой для современных исследований в области трансперсональной психологии .
Трансперсональная психология, отличаясь от гуманистической, выделяется акцентом на метапотребностях и метаценностях, стремлением к преодолению границ привычных предметов исследования, таких как самоактуализация, творчество и гуманистическая психотерапия и педагогика. Она расширила область научного изучения, включив в нее психологические аспекты религиозного и мистического опыта, а также поставила перед собой задачу обоснования психологии на основе духовного поиска в различных философских и религиозных традициях мира. Новое предметное поле трансперсональной психологии, не ограниченное западнохристианской культурой, включает в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, а также традиции североамериканских индейцев и древних цивилизаций. В качестве цели трансперсональная психология ставит освоение сути и конкретных форм идей, представлений и практик из всемирного духовного опыта человечества и их научное исследование и интерпретацию.
Формирование трансперсональной ориентации произошло в контексте практик, известных как контркультура и движение «Новый век». Контркультура представляла собой бунт молодежи против устаревших ценностей предыдущих поколений, символизировавших традиционные буржуазные нормы, в то время как новая цивилизация становилась глобальной и поликультурной, с высоким уровнем технологий и глубокой взаимосвязью. Можно сказать, что эта энергия пассионарности, охватившая всю планету, направила людей к новому эволюционному движению, стремящемуся к общемировому пониманию «Человека». Действительно, появление трансперсональной психологии и движения «Новый век», а также других культурных тенденций, свидетельствует о смене глубоких установок и ориентаций в культуре, происходящей на уровне фундаментальных принципов.
До середины 20-го века четко прослеживалась разница между восточными и западными устремлениями человечества. Восточная ориентация склонялась к самосовершенствованию и эзотерическим духовно-философским исканиям, тогда как западная ориентация была нацелена на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. СПб.: Евразия, — 1999. — С. 148
2. Аири М. Значение бессознательного для познания человека // Бессознательное. -Новочеркасск: Сагуна, 2022. —Т. 1. —с. 11-26.
3. Александровский Ю.А., Лобастое О.С., Спивак Л.И. и др. Психогении в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 2021. — 96 с.
4. Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 2022. — 140 с.
5. Беленькая Н.Я. О состоянии инициальной растерянности // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1968. — Вып. 6. — с. 876-880. — 190
6. Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2022. — 236с.
7. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», — 2001.
8. Васюков Н.В // Сознание: Матер, обсуждения проблем сознания на симпозиуме 1-3 июня 1966 г. в Москве. — М., 1967. — с. 266-271.
9. Гегельг. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 2022. — Т. 3: Философия духа. — 472 с. 191
10. Гроф C. Области человеческого бессознательного. М.: ТПИ, 1994. — 278 с.
11. Дасс Р. Тонкое равновесие сострадания // Пути за пределы «эго». - М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 2023. — с. 265-267.
12. Дж. Кемпбелл «Тысячеликий герой» [Электронный ресурс] URL: https://psychosearch.ru/biblioteka/559-j-campbell-the-thousand-faced-hero (дата обращения: 20.05.2024)
13. Дубровский Д.И., Черносвятов Е.В. К анализу структуры субъективной реальности (ценностно-смысловой аспект) // Вопр. философии. — 2019. — № 3. — с. 57-69.
14. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.
15. Исследования резервных возможностей человека [Электронный ресурс] URL: https://psy.wikireading.ru/3146 (дата обращения: 20.05.2024)
16. Капра Ф. Дао физики. Киев: София; М.: Гелиос, — 2002. — 352 с.
17. Контркультура 60-70 годов и проблема синтеза духовных традиций Востока и Запада [Электронный ресурс] URL: https://psy.wikireading.ru/3134 (дата обращения: 20.05.2024)
18. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме/У Вопросы философии, 1997, № п. С.46-54.5 8. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. — M., 1975. — С. 204.
19. М. Элиаде. Аспекты мифа. [Электронный ресурс] URL: https://www.livelib.ru/book/1008974266-aspekty-mifa-mircha-eliade (дата обращения: 20.05.2024)
20. Маклярский Б.М. Устойчивое развитие и экологические потребности// Социологические исследования, 1995, — №4. — С.51-57.
21. Мамардашвили М.К., Пятигорский А. М. Символ и сознание.- СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, — 2011. С. 115.
22. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека // Проблема сознания. М., 1966. — С. 205.
23. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии (сборник) [Электронный ресурс] URL: https://www.livelib.ru/book/164637/readpart-psihologiya-s-chelovecheskim-litsom-gumanisticheskaya-perspektiva-v-postsovetskoj-psihologii-bez-avtora/~6 (дата обращения: 20.05.2024)
24. Пурнис Н. Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. — СПб. : Речь, 2021. — 208 с
25. Роберт Фрейджер [Электронный ресурс]URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Frager (дата обращения: 19.05.2024)
26. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, — 2020. — 480 с
27. Сатпрем. Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Л.: Изд-во ЛГУ, 2019. — 334 с.
28. Современные школы трансперсональной психологии [Электронный ресурс] URL: https://textarchive.ru/c-1590571.html (дата обращения: 20.05.2024)
29. Сознание как категория материалистической диалектики/ Под ред. B.Г.Иванова, В.В.Лапицкого. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 168 с.
30. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., — 1972.
31. Становление трансперсональной психологии [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/the_rise_of_transpersonal_psychology/ (дата обращения 20.05.2024)
32. Становление трансперсональной психологии [Электронный ресурс] URL: https://www.sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_04/662.htm (дата обращения: 20.05.2024)
33. Столяренко Л.Д., Юсупянц Э.А. Основы психологии. – М., — 2023. — С. 110.
34. Тарт Ч. Пробуждение преодоление препятствий к реализации человеческих возможностей. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 2022. — 400 с.
35. Трансперсональная психология: история развития, основные понятия и идеи [Электронный ресурс] URL: https://psychosearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/292-transpersonalnaya-psikhologiya-istoriya-razvitiya-osnovnye-ponyatiya-i-idei (дата обращения: 19.05.2024)
36. Хаксли О. Вечная философия. М.: Релф-бук; Киев: Ваклер, — 1997. — 330 с.
37. Шутц В. Радость. Расширение человеческого сознания. М.: Эксмо, — 2023. — 256 с.
38. Щербаков М.А. 7 путешествий в структуру сознания. М., 1998. — 244 с.
39. Эзотеризм: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, — 2022. — 1040 с
40. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991. — 192 с.
41. Эрриен Э. Путь четырех дорог. Киев: София, — 2021. — 208 с.
42. Этюды о новой психотерапии / Ред. В.В. Козлов. Минск, — 1995.
43. Юнг К. Г. Психика: структура и динамика. М.: "АСТ", Мн.: "Харвест"— 2023. — C.436