Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные условия развития экономики страны в качестве важных инструментов выступают ставят ее социально-экономического развитие, ее показатели ключевого характера, индикаторы макроэкономического развития. Как один из инструментов самого оптимального характера регулирования процесса развития экономики страны может быть названа бюджетная политика и регулирование бюджета, в качестве объекта этого выступает бюджетная система государства. Сбалансированный бюджет – ключ к процветанию страны в целом и каждого человека в частности. Самый небольшой дисбаланс может вызвать ряд негативных последствий: перебоям в финансовом обеспечении бюджетных учреждений, проблемам с погашением сумм внешних долговых обязательств, просрочке платежей в национальную экономику, падению курса национальной валюты, срыву муниципальных и государственных заказов и многим другим. Превышение доходной части бюджета над расходами, или профицит, может казаться позитивным явлением, однако на самом деле придерживаясь такого рода концепции, эффективность использования бюджетных средств уменьшается, в результате чего уровень нагрузки на экономику повышается, тем самым оказывая давление на бизнес, замедляя его развитие или вызывая банкротство.
Если суммы расходов превышают суммы доходов в бюджете, это называется дефицитом. В основе своей это происходит тогда, когда развитие экономики страны значительным образом отстает от нужд и потребностей общества. Как следствие - государство начинает переживать экономический спад. В связи с этим рассмотрение государственного бюджета и проблемы его сбалансированности как средства регулирования экономики является актуальным.
Цель курсовой работы – раскрыть перспективы улучшения сбалансированности бюджетной системы РФ.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие государственного бюджета и его структуру;
- рассмотреть сущность и типы бюджетной политики;
- раскрыть понятие бюджетного дефицита и способы его финансирования;
- охарактеризовать понятие профицита государственного бюджета и причины его возникновения;
- определить проблему сбалансированности государственного бюджета;
- оценить механизм регулирования государственного бюджета;
- охарактеризовать сбалансированность бюджетной системы РФ.
Объект исследования – государственный бюджет РФ. Предмет исследования – формирование дефицита и профицита бюджета.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификации, сопоставления, системного подхода, сравнения; статистические методы: сводки и группировки, табличный и графический и пр.
Информационная база исследования: материалы Росстата, Министерства финансов РФ, данные сети Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении представлены актуальность, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе работы представлены теоретические аспекты формирования дефицита и профицита бюджета. Во второй главе проведена оценка сбалансированности государственного бюджета РФ.
В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие государственного бюджета и его структура
В условиях современных экономических отношений в качестве основного звена финансовой системы государства выступает его бюджет. Бюджет является необходимым для целей сосредоточения денежных средств и их использования для финансового обеспечения самых важных государственных функций. В связи с этим можно отметить, что бюджет представляет собой инструмент социально-экономической политики, нужен для перераспределения части ВВП государства с учетом общественных интересов.
Иного рода определение понятия бюджета есть в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимают как «форму образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Бюджетной системой РФ считают базирующуюся на экономических отношениях и устройстве государства совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и государственных внебюджетных фондов. Она включает государственный кредит и государственный фонд страхования .
Также бюджетную систему РФ рассматривают как основанную на отношениях экономического характера и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .
Под бюджетным устройством понимаются принципы организации и построения бюджетной системы государства, а вместе с тем и взаимосвязь между отдельно взятыми ее составляющими.
Бюджетная система Российской Федерации, согласно Бюджетному Кодексу РФ, включает три уровня:
- федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
- местные бюджеты .
В качестве основных бюджетов бюджетной системы РФ выступают :
- государственный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты районов внутригородских.
В Бюджетном Кодексе РФ изложены 13 самых важных принципов бюджетной системы РФ, которые соблюдают органы государственной власти и органы местного самоуправления : единства; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами; самостоятельности; равенства бюджетных прав субъектов всех уровней бюджетной системы; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ; сбалансированности бюджетов РФ ; результативности и эффективности использования бюджетных средств; совокупного покрытия бюджетных расходов; прозрачности бюджета; достоверности бюджета; адресности бюджета, целевого характера бюджетного финансирования; подведомственности расходов бюджета.
В качестве основных функций бюджета государства как важнейшего средства регулирования экономики выступают такие:
- функция по перераспределению национального дохода и ВВП государства, которая оказывает воздействие на процессы регулирования и стимулирования государством экономики, а также обеспечение социальной политики финансового характера;
- функция по контролю над процессами образования и использования фонда денежных средств, который носит централизованный характер. Посредством бюджета государства идет перераспределение почти половины его ВВП.
Бюджет способствует образованию рационального характера структуры общественного производства, улучшению его пропорций, более эффективному использованию средств бюджета. Функции бюджета государства осуществляют в период процесса по формированию доходов и расходов на базе использования бюджетного механизма, который считают реальным воплощением бюджетной политики государства, а вместе с тем отражает четкую направленность бюджетных отношений на разрешение социально-экономических задач.
Таким образом, можно отметить, что бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов, бюджетов административно территориальных образований, учреждений и фондов государства, которые являются самостоятельными в бюджетном отношении, которое базируется на отношениях экономического характера, нормах права и устройстве государства.
В состав бюджетных полномочий РФ включают:
- осуществление установления общих принципов компании и деятельности бюджетной системы России, основ бюджетного процесса и межбюджетных взаимоотношений ;
- осуществление определения основ формирования и исследования проектов бюджетов бюджетной системы России, осуществления утверждения и выполнения бюджетов бюджетной системы страны, формирования, внешнего контроля, исследования и утверждения отчетов об их выполнении и проведения контрольных мероприятий их выполнения;
- осуществление установления порядков формирования и исследования проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления утверждения и выполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России, проведение контрольных мероприятий их исполнения, формирования и внешней проверки, исследования и утверждения отчетов исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- осуществление формирования и исследования проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3823.
2. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» от 04. 2007 №343 (ред. от 23.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №24. – Ст.2913.
3. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Монография / под ред. М.А. Абрамовой. - М.: КноРус, 2021. - 202с.
4. Абдулганиев С., Денисенко И.Государственный бюджет РФ и проблемы его сбалансированности // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов. - Симферополь: Ариал, 2022. - С.6-9.
5. Аннамухаммедов С., Джепбарова А., Атаев М. Роль финансового контроля в повышении эффективности государственного бюджета // Вестник науки. – 2023. – Т.5. - №4. – С.12-14.
6. Афанасьев М.П. Современные адаптационные стратегии государственных бюджетов // Финансы. – 2024. - №2. – С.8-13.
7. Блинов В.В., Мечетина Ю.М. Влияние территориально-демографических факторов на отношение граждан к бюджетной политике РФ // Инновации и инвестиции. – 2023. - №9. – С.268-274.
8. Богатырева Д.Н. Особенности формирования и пути роста доходов федерального бюджета // A POSTERIORI. - 2022. - №3. - С.10-14.
9. Гараева Р., Байрамалыев Б./Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии / Вестник науки. – 2022. – Т.3. - №12. – С.46-49.
10. Гольгина Т.Б. Взвешенная бюджетная политика помогает решать проблемы // Журнал Бюджет. – 2023. - №1. – С.28-30.
11. Джабраилов В.А. Современные особенности ведения бюджетной политики Российской Федерации // Отходы и ресурсы. – 2023. – Т.10. - №1. – С.31-34.
12. Зарипов Р.Р. Правовые основы сбалансированности федерального бюджета // Заметки ученого. - 2022. - №3-1. - С.337-340.
13. Исламгалеев Д.Р. Причины дефицита бюджета России // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». - 2022. - №8. - С.521-524.
14. Лысенко В.А., В.С. Истомин Влияние дефицита бюджета РФ на национальную экономику и населения // Современные проблемы развития экономики России и Китая: материалы IV междун. науч.-практ. конференции. – Благовещенск: АГУ, 2023. – С.211-216.
15. Мурадов В.А. К вопросу о проблемах, связанных с профицитом государственного бюджета // Аллея науки. – 2022. – Т.1. - №5. – С.520-523.
16. Мухудов И., Пирджанов Ш. Содержание и исполнение государственного бюджета // Вестник науки. – 2023. – Т.4. - №4. – С.38-40.
17. Перлиева С.М., Сейидов М.А. Развитие государственного бюджета как системы повышения контроля // Вестник науки. – 2023. – Т.2. - №3. – С.55-58.
18. Рожкова М.В. государственный бюджет: определение и структура // Студенческий. – 2023. - №42-7. – С.41-42.
19. Рябинин А.В. Доходы и расходы государственного бюджета // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
20. Саргсян К.К., Семина Л.А. Государственный бюджет и его роль в экономике // Интернаука. – 2022. - №16-6. – С.55-57.
21. Спеко М.С., Смирнов Ф.Е., Жигарев А.С. Актуальные проблемы бюджетной политики, методы их разрешения //Вектор экономики. – 2023. - №10. – С.28-30.
22. Трысячный В.И. Реализация базовых принципов развития бюджетной системы // Управленческий учет. – 2022. - №10-1. – С.197-203.
23. Филатова Д.П. Проблемы формирования федерального бюджета // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: материалы симпозиума Междун. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Кемерово: КГУ, 2023. – С.104-108.
24. Царикаев М.Р. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы Российской Федерации // Учет и контроль. – 2023. - №7. – С.30-33.
25. Щегелюк Э.А. Дефицит и профицит бюджетной системы Российской Федерации // Экономика устойчивого развития региона: инновации, финансовые аспекты, технологические драйверы развития в сфере туризма и гостеприимства: материалы Х междун. науч.-практ. конференции. – Симферополь: Ариал, 2023. – С.166-169.
26. Юхимчук А.В. Бюджетная политика государства и направления ее совершенствования // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования: материалы III Национальной науч.-практ. конференции. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. – С.102-103.
27. Официальный сайт Минфина России - https://minfin.gov.ru.
28. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации - https://www.budget.gov.ru.