Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время роль нематериальных активов в имуществе предприятий неуклонно возрастает. Это связано с волной поглощения одних компаний другими, скоростью и масштабом технологических изменений, распространением информационных технологий, сложностью и интеграцией российских финансовых рынков.
Нематериальные активы включают в себя стоимость предприятием нематериальных объектов, которые используются в течение долгосрочного периода экономической деятельности и приносят доход.Она включает в себя право пользования землей, природными ресурсами, патентами, лицензиями, ноу-хау, программными продуктами, эксклюзивность и привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные расходы (включая сборы за государственную регистрацию, посреднические места и т.д.).), товарные знаки и обозначения торговых марок. Цена компании определяется при покупке всего существующего предприятия. Обычно такие компании продаются и приобретаются по рыночным ценам, исходя из прибыльности, деловой репутации, престижа продукции или услуг и других факторов. Превышение покупной цены над балансовой стоимостью всех активов предприятия является ценой деловой репутации компании и учитывается как нематериальный объект. Нематериальные активы равномерно (ежемесячно) переносят свою стоимость на себестоимость продукции в соответствии с критериями, определенными на предприятии, исходя из установленного срока использования.
Вопрос о методологии и организации учета данного вида имущества активно обсуждается во всем мире. 1. Можно с уверенностью сказать, что нематериальные активы на данный момент являются одним из наиболее проблемных вопросов методологии бухгалтерского учета в России. Проблема коммерческого использования результатов деятельности по нематериальным активам в современной практике представляет собой сложную и многогранную проблему, включающую юридические, технические, экономические, производственные, социальные и психологические проблемы.
Вопросы коммерческой оценки нематериальных активов, такие как классификация нематериальных активов, принципы бухгалтерского учета, методы оценки и переоценки, анализ экономической эффективности нематериальных активов, правовая защита, процедура экспертизы и т.д., долгое время откладывались. Это необходимо.
Все это делает проблему нематериальных активов наиболее актуальной на данном этапе движения всей российской экономики, особенно в сфере исследований и разработок и высокотехнологичного производства, ориентированного на цивилизованные рыночные отношения.
Цель курсовой работы состоит в изучении понятия, экономической сущности и классификации нематериальных ресурсов торговой организации.
В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы нематериальных активов предприятия;
- провести анализ деятельности нематериальных активов на примере торгового предприятия ООО «ЮНИДЕФ»;
- отразить методы по улучшению движения и использования нематериальных активов.
Объект исследования — ООО «ЮНИДЕФ».
Предмет исследования — нематериальные активы ООО «ЮНИДЕФ».
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Нематериальные активы организации и их использование
В соответствии с пунктом 3 ПБУ 14/2000, нематериальные активы включают имущество, которое одновременно удовлетворяет следующим условиям:
- Не имеет материальной структуры;
- Может быть идентифицировано по другим свойствам;
- предназначен для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, или для управленческих нужд организации;;
- Используется в течение длительного времени (если более 12 месяцев или при нормальном цикле эксплуатации - более 12 месяцев);
- Последующая перепродажа этого имущества не ожидается;
- Может приносить организации экономическую выгоду;
- Имеется соответствующий документ, подтверждающий наличие самого актива и исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности;
В соответствии с изложенными условиями к нематериальным активам относятся следующие объекты интеллектуальной собственности [3]:
- Исключительные права патентообладателей на изобретения, промышленные образцы и полезные модели;
- Авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;
- Имущественные права автора или иного правообладателя в отношении топологии интегральной схемы;;
- Исключительные права владельца на товарные знаки, знаки обслуживания и наименование места происхождения товара;;
- Исключительные права на результаты отбора патентообладателей
К нематериальным активам также относятся деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридических лиц, признаваемые в соответствии с учредительными документами в составе вклада в уставный капитал участника).
Нематериальные активы не включают в себя интеллектуальные и деловые качества, квалификацию и трудоспособность сотрудников организации.
Практическое применение нематериальных активов в хозяйственном обороте предприятия - это, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующему этапу.
Первым этапом является грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на основе которой должна быть сформирована предварительная оценка рыночной стоимости. Но на данный момент компании этого не достигают или делают это непрофессионально. Поэтому возникает необходимость в профессиональной разработке базовых методологических и методических рекомендаций.
Вторым этапом является включение стоимости нематериальных активов в состав имущества предприятия в соответствии со счетом бухгалтерского учета 04 "Нематериальные активы". В соответствии с законодательством Российской Федерации эти средства подлежат амортизации.Согласно нормам, рассчитанным предприятием (фирмой), исходя из первоначальной стоимости и срока ее службы, она ежемесячно начисляется на стоимость продукции (работ, услуг), но не превышает срока службы самого предприятия.Затем они продаются и зачисляются на расчетный счет компании. В дальнейшем они не должны облагаться налогом, поскольку используются исключительно для развития данного производства, для выплаты компенсации автору разработки.
Третий этап коммерциализации нематериальных активов — это [1]:
- В активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;
- в умении находить своего покупателя, овладевать искусством предпринимательства, то есть искать заказчиков (потребителей) для своих идей и разработок;;
- в умении их рекламировать;
- Возможность писать в журналах или выступать по телевидению.
1.2 Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов
Нематериальные активы должны быть согласованы со стратегиями успешного создания стоимости.
Хозяйствующий субъект предприятия с правом собственности грамотно анализирует рыночную ситуацию с продуктом (услугой), отслеживает тенденции его развития или спрос на продукт (услугу), консолидирует рыночную "нишу" и развивает предпринимательство.、
Тактика игнорирования подобных действий неизбежно приводит к полной потере конкурентоспособности продукции будущих предприятий на внешнем и внутреннем рынках.
Практическое применение нематериальных активов в хозяйственном обороте предприятия, превращение их в специфический механизм коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности стало возможностью для современных предприятий (enterprises) [11]:
- Увеличить долю нематериальных активов в стоимости новых продуктов и услуг, повысить уровень их знаний, что сыграет определенную роль в повышении конкурентоспособности продуктов и услуг.;
- Экономически эффективное и рациональное использование неиспользуемых "обременительных" нематериальных активов, все еще доступных многим компаниям, предприятиям, научно-исследовательским институтам, конструкторским бюро, лабораториям и т.д.
Можно привести наиболее типичные случаи, в которых возникала явная необходимость в оценке не только нематериальных активов предприятия, но и всего имущества предприятия в целом:
Покупка и продажа акций компаний на рынке ценных бумаг. Покупка акционерного общества - это покупка всех акций, выпущенных этой компанией. Чтобы получить контроль над компанией, вы не можете купить все акции, но вы не можете купить только контрольный пакет. Однако, независимо от того, приобретается ли контрольная или неконтролирующая (миноритарная) доля, инвесторы должны знать стоимость предприятия и долю этой стоимости, приходящуюся на контроль.
Покупка и продажа долей (вкладов) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью. В отличие от предыдущего случая, доля оценивается не количеством паев, а денежными единицами.
Передача всего предприятия в аренду. Оценка важна для назначения арендной платы и последующих покупок арендаторами (если это предусмотрено договором аренды).Реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т.д.) и ликвидация предприятия осуществляются как по решению собственника предприятия, так и по решению арбитражного суда в случае банкротства предприятия.
Продажа всего предприятия на аукционе или тендере, осуществляемая в ходе процедуры банкротства или в ходе приватизации государственных предприятий [2].
Реализация инвестиционных проектов для развития предприятия, если необходимо знать первоначальную стоимость имущества, чтобы обосновать ее. В частности, такие проблемы возникают у инвесторов при реорганизации предприятия-банкрота
Получение кредита под залог всего имущества предприятия (ипотека).
Проводится оценка товарного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг).:
-Если она будет перекуплена или приобретена другой компанией;
- Если вы предложите франшизу новому партнеру, рынок сбыта расширится и объем продаж увеличится;
-для определения ущерба, нанесенного деловой репутации компании из-за незаконной деятельности других компаний;
- при использовании их в качестве вклада в уставный капитал создаваемой компании или партнерства;;
- При определении стоимости нематериальных активов используется "гудвилл" для общей оценки предприятия;
Таким образом, эффективность и достоверность оценки нематериальных активов во многом зависит от того, насколько правильно определена сфера оценки: купля-продажа, получение кредитов, страхование, налогообложение и т.д.
1.3 Методы оценки нематериальных активов
Оценка стоимости нематериальных активов зависит от того, каким образом они приобретены. Нематериальные активы могут быть приобретены за плату у других организаций, получены бесплатно или созданы самим предприятием в качестве вклада в уставный капитал. Следовательно, оценка может быть произведена по соглашению сторон, исходя из стоимости приобретения, рыночной стоимости, себестоимости изготовления.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет взноса в утвержденный (складочный) капитал организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации [5].
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, суммирует все фактические затраты на приобретение (без учета НДС и других возмещаемых налогов) и применяется для целей планирования.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), соответствует рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Первоначальная стоимость нематериального актива, созданного самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических затрат на его создание и изготовление (затраченные материальные ресурсы, заработная плата, патентные пошлины, связанные с приобретением услуг сторонних организаций, патентов, свидетельств и т.д.). (без учета НДС и прочего возвращаемые налоги)
Первоначальной стоимостью нематериальных активов, полученных по договору, предусматривающему исполнение обязательств (платежи) в неденежной форме, является стоимость переданных или передаваемых организацией товаров. Стоимость этих товаров в сопоставимых обстоятельствах организация обычно устанавливает исходя из цены, определяющей себестоимость аналогичных товаров.
Стоимость нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету, не изменится, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации [12].
Оценка нематериальных активов определяется в иностранной валюте на момент приобретения и осуществляется в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на