Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Мотивационное управление на примере бренда «А2» обладает актуальностью в части касающейся изучения рабочего места и методов анализа работ, с целью поиска качественных средств мотивации и это актуально, так как среда бизнес-активности постоянно и достаточно кардинально меняется – система тайм-менеджмента должна быть максимально гибкой. А как иначе управлять внутренними коммуникациями, когда, то ограничения пандемии (2020 – 2021 гг.) не давали возможности полноценно работать, то в 2022 г. радикальные санкции от Евросоюза изменили всю логистику поставок из-за границы, в 2023 г. прогнозируют некоторые специалисты по экономике переход на мобилизационную экономику. В такой агрессивной внешней среде система повышения эффективности использования рабочего времени за счёт мотивации должна быть максимально гибкая, ей стоит уходить от процессного управления к проектному, развивать мотивационный инструментарий.
Цель работы: представить мотивационное управление на примере бренда «А2».
Задачи исследования:
- в рамках исследования теоретических аспектов мотивационного управления, выделим базу мотивационного управления - аттестацию рабочих мест;
- представим современное видение организации рабочего процесса: офис как стиль жизни;
- в практической части исследования проведём анализ мотивационного управления в компании «А2»;
- представим HR-характеристику салона красоты «А2»;
- сформулируем рекомендации совершенствованию мотивационного управления.
Объект исследования: бренд «А2».
Предмет исследования: система мотивационного управления.
Информационная база исследования: труды отечественных теоретиков и практиков кадрового менеджмента, включая, но не ограничиваясь трудами по мотивации и тайм-менеджменту.
Применяемые методы исследования: методология исследования включает системный анализ по структурированию коммуникационной системы HR-отдела и контент-анализ теории и успешных практик по разработке системы повышения эффективности использования рабочего времени для современной, отечественной, коммерческой компании за счёт комплексной системы мотивации.
1. Теоретические аспекты мотивационного управления
1.1. База мотивационного управления - аттестация рабочих мест
Рассмотрим аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда. Здесь нужно отметить, что термин «аттестация рабочих мест» устарел, хоть и продолжает использоваться. Законодательно аттестация в 2014 году была заменена другой процедурой, расширенной и более упорядоченной – специальной оценкой условий труда работников (аббревиатура: «СОУТ»).
Однако сроки и периодичность проведения мероприятий практически не изменились. Спец. оценка переняла лучший опыт процедуры аттестации рабочих мест. Но решает также вопросы охраны труда, соцобеспечения сотрудников, планирования расходов компании на мероприятия по улучшению условий и рабочей атмосферы. Основная цель осталась прежней – выявление и последующее устранение нарушений условий труда, угрожающих жизни и здоровью работников [9, с. 117]. Речь идет о неполадках оборудования, отклонении от нормы показателей шума, освещённости, температуры воздуха в офисе, концентрации вредных веществ в воде и воздухе и т.п.
По результатам аттестации каждому рабочему месту присваивается один из классов вредности: Оптимальный. Допустимый. Вредный. Опасный.
Присвоенный класс влияет на компенсации и гарантии работнику, а также на размер страховых взносов в ПФР. Таким образом, соблюдая требования законодательства, работодатель может не только избежать штрафов, но неплохо сэкономить на страховых отчислениях [11, с. 158]. Установленный порядок стимулирует компанию к созданию комфортных условий труда для своих сотрудников и в целом благоприятно влияет на атмосферу в коллективе [4, с. 152]. Работники чувствуют заботу работодателя, его заинтересованность. До 2014 года аттестация была регламентирована Приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26.04.2011 г.
По поручению президента эта часть трудовых отношений была поднята до уровня федерального закона. Сегодня спец. оценка регулируется ФЗ «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.13 г.
Аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели независимо от сферы деятельности и формы организации бизнеса (ИП и ООО). Также не имеет значения, сколько сотрудников в компании, даже если трудовой договор заключен только с одним человеком. Исключение: для удаленных работников, кто работает дистанционно из дома, и для штата религиозных организаций [12, с. 104]. Организация процедуры спец. оценки возлагается на работодателя и стороннюю экспертную компанию по СОУТ, которая привлекается по гражданско-правового договору. По общему правилу специальная оценка условий труда должна проводится раз в 5 лет. А частные случаи можно разделить на следующие два сценария [8, с. 126]:
1. Если по результатам процедуры аттестации опасных и вредных факторов не обнаружено, работодатель подает в районную трудовую инспекцию декларацию соответствия. Эта декларация имеет юридическую силу в течение 5 лет с момента утверждения отчета аттестации, но аннулируется за этот срок, если: с кем-либо из сотрудников компании произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц); у кого-то будет диагностировано профессиональное заболевание; будут зафиксированы нарушения требований охраны труда.
Если же 5 лет прошли без происшествий, действие декларации автоматически продлевается на следующий срок.
2. Если в процессе аттестации были выявлены вредные факторы, им присваивается соответствующий класс, тогда срок действия специальной оценки составит 5 лет. Разница с первой ситуацией в том, что к моменту истечения пятилетнего периода у работодателя должны быть уже готовы результаты новой аттестации. Срок не пролонгируется автоматически и не может прерываться.
Представим, как проводится аттестация рабочих мест вне плана:
Как уже было сказано, на предприятии могут возникать непредвиденные ситуации, связанные с ненадлежащими условиями труда: производственные травмы или случаи профессионального заболевания. По этой и другим причинам проводится внеплановая аттестация рабочих мест. Полгода дается работодателю на СОУТ, когда [5, с. 142]:
- произошел несчастный случай на производстве, не по вине третьих лиц; зафиксирован случай профессионального заболевания;
- внеплановую спец. оценку требует провести профсоюз;
- ГИТ в ходе проверки выявила нарушения норм труда и дала предписание о проведении внеплановой СОУТ;
- на производстве вводят новое сырье, которое может нанести вред здоровью сотрудников;
- компания вводит новые средства индивидуальной или коллективной защиты, и руководство планирует уменьшить класс вредности (то есть досрочно снизить затраты на страховые взносы).
В течение 1 года неплановая аттестация может проводиться, если в компании появились:
- новые рабочие места или компания сменила офис (место нахождение);
- новые технологические процессы или оборудование, которые могут изменить уровень вредного и опасного воздействия на человека.
Если меняется сотрудник, а не рабочее место, то СОУТ не нужна.
То есть любые кадровые перестановки не влияют на периодичность аттестации рабочих мест. Новый сотрудник просто знакомится под роспись с результатами последней спец. оценки.
Представим, как проводится аттестация рабочих мест в первый раз:
Для действующих компаний и предпринимателей Закон о СОУТ начал действовать в 2014 году, но работодателям был дан срок до 31.12.2018, чтобы провести первую спец. оценку в установленном порядке [3, с. 98].
Конечно, ГИТ сейчас не обходит по списку всех нарушителей. Больше всего рискуют те компании, которые уже стоят в очереди на плановую проверку. Стоит внимательно изучить сайт rostrud.ru:
Во-первых, на нем можно найти список плановых проверок ГИТ на текущий и будущий год. Во-вторых, на сайте Роструда размещена информация о категориях риска. Можно выяснить, к какому классу опасности относится организация, соответственно, нужно ли ждать проверку в ближайшие 3 года. Даже если окажется, что в компании пока не стоит опасаться проверок ГИТ, тянуть с проведением СОУТ не рекомендуется. Всегда остается вероятность внеплановых проверок.
Для тех, кто только зарегистрировал бизнес [2, с. 188]:
Если бизнес зарегистрирован только что или в компании образовалось новое рабочее место, аттестация проводится в первые 12 месяцев. Однако если рабочее место появилось, но остается вакантным, то есть работник на него пока не принят, СОУТ не требуется (см. Письмо Минтруда РФ от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).
Ответственность за нарушение сроков проведения аттестации рабочих мест: если в установленные сроки отдел кадров не провел аттестацию рабочих мест (СОУТ), компании грозит административный штраф, и даже возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Размеры штрафов за нарушение сроков аттестации (ст. 5.27.1 КоАП).
Ответственность за первичное нарушение срока небольшая. Трудовая инспекция вправе оштрафовать должностное лицо (генерального директора обычно) на 5-10 тысяч рублей, либо все обойдется только предупреждением.
Такой же штраф ждет и индивидуального предпринимателя.
Для юридического лица размер санкции гораздо выше – 60-80 тысяч рублей за каждое рабочее место, на которое нет отчета СОУТ. Если это крупное предприятие, размер штрафа может достигать нескольких миллионов [1, с. 137].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2019. - 224 c.
2. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 214 с.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2021. – 320 с.
4. Глухов, В.В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2019. – 600 с.
5. Гончаров, В.И. Менеджмент: учебное пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2020. – 635 с.
6. Губарев А. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества. - М.: Горячая линия - Телеком, 2017. - 132 с.
7. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2017. - 288 c.
8. Зиновьев, В.Н. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2020. – 477 с.
9. Исаева, О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 244 c.
10. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2022. – 452 с.
11. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – Москва: Юрайт, 2022. – 640 с.
12. Костин, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. – Москва: Гардарики, 2018. – 334 с.
13. Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С.И. Ашмариной. – Москва: Читай: Рид Групп, 2021. – 572 с.
14. Троицкая, Н.А. Управление персоналом / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. М.: КноРус, 2018. - 624 c.