Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня в развивающейся психосоциальной работе с подростками современные подходы и методы, адаптированные к тонкостям онлайн-среды, открывают разнообразный спектр вмешательств, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости и общего психического здоровья; эти методы критически обоснованы растущим количеством исследований, которые определяют как проблемы, так и возможности, предоставляемые цифровыми платформами. Адаптация традиционных психосоциальных вмешательств к цифровой сфере – будь то телепсихология, онлайн-консультирование или тренинг жизнестойкости на основе цифровых технологий – отвечает повсеместному присутствию технологий в жизни подростков, удовлетворяя их уникальные потребности в развитии в этом контексте [Rozanov, 2017, p. 192].
В частности, когнитивно-поведенческие стратегии были перенастроены на работу в режиме онлайн и направлены на решение таких проблем, как кибербуллинг, социальная тревожность и цифровая зависимость; в эти вмешательства часто включаются модули по цифровой грамотности, направленные на формирование у подростков навыков, необходимых для эффективного преодоления онлайн-задач [Sheinov, 2021, p. 610]. Также выделяется использование интерактивных платформ, моделирующих социальные сценарии, которые предлагают подросткам безопасное пространство для отработки социальных навыков и процессов принятия решений, тем самым способствуя более здоровому социальному взаимодействию как онлайн, так и офлайн [Поливанова, 2016, с. 6].
Использование геймифицированных элементов в психосоциальных программах позволяет использовать увлекательную природу цифровой среды, повышая уровень приверженности и участия среди этой демографической группы; такие инновационные подходы не только делают психологическую поддержку более доступной, но и более привлекательной для молодых пользователей [Afacan, 2019, p. 240]. Переход к цифровым формам также поддерживает асинхронную коммуникацию, позволяя подросткам получать поддержку в удобное для них время, что крайне важно, учитывая их разный график и зачастую немедленную потребность в совете или вмешательстве [Maksimenko, 2021, p. 348].
Эффективность этих технологически адаптированных вмешательств, подтвержденная эмпирическими исследованиями, подчеркивает их потенциал для значительного позитивного влияния на развитие подростков, что указывает на перспективность будущих исследований и применения в области психосоциальной работы с подростками [Blackwell, 2017, p. 71]. Т.о., современная траектория развития психосоциальных практик отражает не только технологическую адаптацию, но и смену парадигмы концептуализации и предоставления психологической поддержки в эпоху доминирования цифрового взаимодействия.
С учетом динамики развития подростков появилось огромное количество программ и приложений, специально разработанных для развития таких важных навыков, как коммуникация и эмоциональный самоконтроль в цифровом контексте; эти инструменты, играющие ключевую роль в формировании современных психосоциальных вмешательств, используют вездесущность технологий в жизни подростков, чтобы предложить тонкие механизмы поддержки. Среди них значительную эффективность показали когнитивно-поведенческие приложения, включающие модули по развитию навыков эмоциональной регуляции и межличностного общения; эти платформы часто используют интерактивные сценарии, позволяющие подросткам ориентироваться в сложных социальных ситуациях в контролируемой виртуальной среде, что способствует более эффективному применению этих навыков в реальном мире [Blackwell, 2017, p. 70].
В программы, направленные на развитие эмоционального самоконтроля, все чаще включаются техники mindfulness и снижения стресса; они проводятся в виде управляемых занятий, доступ к которым подростки могут получить через приложения, что способствует развитию таких навыков, как самоанализ, терпение и контроль импульсов. Такие приложения не только обеспечивают немедленный доступ к терапевтическому контенту, но и поощряют постоянную практику, что крайне важно для развития долгосрочной эмоциональной устойчивости [Rumpf, 2014, p. 162].
Интеграция методов геймификации еще больше обогащает эти приложения, делая процесс обучения более увлекательным и доступным для цифрового поколения. Н-р., приложения, использующие игровые элементы для обучения навыкам общения, требуют от пользователей прохождения определенных уровней или решения задач, основанных на реальных социальных взаимодействиях, что позволяет получить как теоретические знания, так и практический опыт в формате, который находит отклик у молодых пользователей [Afacan, 2019, p. 239].
Также некоторые платформы предназначены для поддержки взаимодействия со сверстниками в рамках контролируемой среды, что способствует социальному обучению и обеспечивает безопасное пространство для отработки новых навыков. Эти платформы часто включают такие функции, как чаты, форумы и групповые задания, которые модерируются для обеспечения благоприятной и позитивной среды, где подростки могут экспериментировать и совершенствовать свои коммуникативные и эмоциональные навыки [Sheinov, 2021, p. 609].
Инновационные приложения не только расширяют сферу охвата, но и повышают эффективность психосоциальной работы, предлагая подросткам инструменты, которые одновременно доступны и соответствуют их повседневным цифровым взаимодействиям. Эти программы находятся на переднем крае образовательных и терапевтических усилий, представляя собой критически важную адаптацию к меняющимся потребностям современной молодежи на пути к зрелому социальному и эмоциональному функционированию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аймедов, К.В., Асеева, Ю.А., Толмачев, А.А., Табачников, С.И. Психологические особенности лиц, склонных к киберкоммуникативной зависимости на примере социальной сети Instagram // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2020. № 11(4). С. 731-738.
2. Академия Интернет. URL: http://inetedu.ru/articles/26-security/153-internet-for-children.html (дата обращения: 29.10.14).
3. Болезни от компьютера, профилактика и лечение. URL: www.comp-doctor.ru (дата обращения: 29.10.14).
4. Годик, Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа // Медиаскоп. 2011. № 2. C. 32-39.
5. Григорьев, Н.Ю., Чвякин, В.А. Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии // Гуманитарий Юга России. 2021. № 2. С. 150-161.
6. Дегтярева, Е.А. Личностно-развивающая направленность инновационных процессов в высшей профессиональной школе // Перспективы науки. 2013. № 9 (48). С. 45-48.
7. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. С. 24.
8. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Давлиева, Е.Р. Специфика и причины компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования // Вестник НЦБЖД. 2019. № 3. С. 35-44.
9. Лобанова, А.В. Эмпирическое исследование профессиональных деструкций преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания: науч.-теорет. журн. 2007. № 3. С. 95-96.
10. Максименко, А.А., Дейнека, О.С., Духанина, Л.Н., Сапоровская, М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345-362.
11. Матвиюк, В.М. Интерактивные формы обучения как важнейший компонент организации учебного процесса на современном этапе // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой науч.-практ. конф. преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. С. 138-142.
12. Митрофанова, О.Н., Максина, В.А. Гаджет-зависимость как риск-фактор жизнедеятельности человека // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: Материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Южно-Сахалинск, 03-04 декабря 2018 года. Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный университет. 2019. С. 105-107.
13. Нечаев, В.Д., Дурнева, Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика: научно-теоретический журнал. 2016. № 1.
14. Николаева, А.А., Павлова, Т.С. Зависимость молодежи от социальных сетей // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 4(29). С. 7-12.
15. Поливанова, К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2.
16. Привалов, А.Н., Богатырева, Ю.И. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3.
17. Пьянкова, Н.Г., Матвиюк, В.М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2014. Т. 20. С. 1741-1745.
18. Розанов, В.А., Рахимкулова, А.С. Социальные сети и их влияние на психологическое благополучие личности // Психологическое благополучие и психосоциальный стресс / под ред. В.А. Розанова. Одесса: Феникс, 2017. С. 185-206.
19. Серый, А.В., Паршинцева, А.С. К проблеме формирования зависимости от социальных сетей у школьников подросткового возраста // Проблемы педагогики. 2016. № 9 (20). C. 12-15.
20. Солдатова, Г.У. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberpsy.ru/articles/soldatova-cifrovaya-socializaciya-v-kulturnoistoricheskoj-paradigme/ (дата обращения: 29.10.14).
21. Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. 2012. № 10.
22. Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Нестик, Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография. М.: Смысл, 2017. 375 с.
23. Шейнов, В.П. Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 607-630.
24. Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: монография. М.: Пороги, 2006. 190 с.
25. Afacan, O. Investigation of social media addiction of high school students // International Journal of Educational Methodology. 2019. Vol. 5. No. 2. Pp. 235-245. https://doi.org/10.12973/ijem.5.2.235
26. Benson, V., Hand, C., Hartshorne, R. How compulsive use of social media affects performance: insights from the UK by purpose of use // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38. No. 6. Pp. 549-563. https://doi.org/10.1080/0144929x.2018.1539518
27. Blackwell, D., Leaman, C., Tramposch, R., Osborne, C., Liss, M. Extraversión, neuroticism, attachment style and fear of missing out as predictors of social media use and addiction // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 116. Pp. 69-72. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.04.039
28. Chung, K.L., Morshidi, I., Yoong, L.C., Thian, K.N. The role of the dark tetrad and impulsivity in social media addiction: Findings from Malaysia // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 143(1). Pp. 62-67. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.02.016
29. Masthi, N.N.R., Pruthvi, S., Phaneendra, M.S. A comparative study on social media usage and health status among students studying in pre-university colleges of urban Bengaluru // Indian Journal of Community Medicine. 2018. Vol. 43. No. 3. Pp. 180-184. https://doi.org/10.4103/ijcm.IJCM_285_17
30. Qam, E., Isbulan, O. A new addiction for teacher candidates: social networks // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2012. Vol. 11. Pp. 14-19.
31. Rumpf, H.J., Vermulst, A.A., Bischof, A., Kastirke, N., Gürtler, D., Bischof, G., Meerkerk, G.-J., John, U., Meyer, C. Occurrence of Internet addiction in a general population sample: a Latent Class Analysis // European Addiction Research. 2014. Vol. 20. No. 4. Pp. 159-166. https://doi.org/10.1159/000354321