Фрагмент для ознакомления
2
Для современного спектра информационного общества журналистика является ключевым средством массовой информации; ее роль, критическая и многогранная, выходит за рамки простого распространения информации, формируя общественный дискурс, способствуя общественной дискуссии и расширяя демократическое участие [Землянова, 1999]. Как отмечают такие ученые, как В.П. Руднев и Л.М. Землянова, журналистика функционирует в информационном обществе как зеркало и формовщик общественного мнения, способствуя распространению информации через сложную сеть социальных, политических и культурных измерений [Rudnev, 1997; Zemlyanova, 1999].
Теоретические основы, предложенные У. Эко и М. Кастельсом, предлагают понимание семиотических и сетевых теорий, определяющих роль журналистики в эпоху доминирования цифровых медиа и глобальных коммуникационных сетей [Eco, 1998; Castells, 2000]. Перед журналистами, как навигаторами в этом запутанном информационном аспекте, стоит задача не только сообщать факты, но и интерпретировать и контекстуализировать их, тем самым внося свой вклад в общество знаний, предлагая ясность и понимание.
С появлением цифровых платформ журналистский аспект изменился, а традиционные роли журналистов расширились и стали включать в себя курирование контента, анализ данных и взаимодействие с социальными сетями. Эта эволюция подчеркивает динамичную и адаптивную природу журналистики как средства массовой информации, которая, по словам А.В. Соколова, сегодня требует более глубокой интеграции коммуникативных стратегий и технологий [Sokolov, 2001]. Этические аспекты журналистики, критически проанализированные Е.И. Прониным, подчеркивают ответственность профессии за сохранение правды и целостности даже в условиях эволюции способов и методов подачи информации [Пронин, 1980].
Педагогическая подготовка журналистов должна была адаптироваться к этим новым реалиям. Как отмечают Е.С. Дорощук и А.Ю. Егорова, в процессе обучения журналистике особое внимание уделяется мультимедийным навыкам, этическим принципам и критическому мышлению, что позволяет готовить журналистов не только к репортажам, но и к анализу и ведению дискуссий в цифровую эпоху [Дорощук, 2016; Егорова, 2015]. Журналистика играет важную роль в укреплении демократических ценностей, что является ключевым аспектом ее функционирования в информационном обществе, поэтому образовательные рамки способствуют развитию как технических навыков, так и этических представлений.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что журналистика, рассматриваемая через аналитические линзы, предложенные этими учеными, является важнейшим средством массовой информации в информационном обществе, на которое возложены сложные функции распространения информации, вовлечения общественности и поддержки демократии. Эволюция профессии, обусловленная технологическим прогрессом и меняющимися ожиданиями общества, требует постоянной переоценки журналистских практик и образовательных стратегий, чтобы обеспечить сохранение жизнеспособности и эффективности этой области в ее основополагающих ролях.
Профессиональные и этические стандарты в сфере журналистики служат основой честности и достоверности; эти стандарты, определяемые как традиционными принципами, так и развивающимися нормами, диктуют поведение журналистов, обеспечивая ответственное и добросовестное распространение информации. Соблюдение точности, краеугольного камня журналистской честности, требует тщательного процесса проверки; журналисты обязаны не просто сообщать, но и обеспечивать, чтобы их сообщения были подкреплены проверяемыми фактами, что способствует доверию и надежности в общественной сфере.
Конфликты интересов, мнимые или фактические, должны старательно избегаться или прозрачно раскрываться; такая практика не только сохраняет беспристрастность журналиста, но и защищает аудиторию от возможных предубеждений, тем самым поддерживая журналистскую миссию объективного освещения событий. Конфиденциальность, уважение к неприкосновенности источников, остается важнейшим условием соблюдения этических принципов журналистики; именно благодаря гарантии анонимности источники могут спокойно раскрывать информацию, зачастую имеющую ключевое значение для журналистских расследований.
Этический императив минимизации вреда предусматривает, что журналисты должны избегать причинения ненужных страданий или вреда; решение о публикации или передаче в эфир материалов деликатного характера требует тщательной этической оценки, балансирующей между правом общества знать и потенциальным вредом или страданием. Этот баланс, тонкий и часто спорный, требует глубокого понимания социального и культурного контекста, в котором работают журналисты.
Параллельно профессиональные стандарты требуют приверженности справедливости, предоставляя всем сторонам, имеющим отношение к истории, возможность быть услышанными; соблюдая справедливость, журналисты подтверждают свою приверженность всестороннему и сбалансированному исследованию. Этические нормы журналистики также распространяются на вопросы репрезентативности, обеспечивая учет различных мнений и точек зрения, что обогащает дискурс и отражает многогранную природу общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988. – 495 с.
2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.П. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 686 с.
3. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 301 с.
4. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 1997. – 384 с.
5. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философии анализа // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Просвещение, 1986. – 231 с.
6. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М.: Высш. шк., 1985. – 178 с.
7. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М.: Гнозис, 1995. – 243 с.
8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 478 с.
9. Язык и идеология / Под ред. Ю.А. Шлуктенко. – Киев: Вища шк., 1981. – 198 с.
10. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб.: С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов, 1996. – 319 с.
11. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М.: Высш. шк., 1989. – 119 с.
12. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 123 с.
13. Соколов А.В. Социальные коммуникации. Ч. 1. – М.: ИПО Профиздат, 2001. – 224 с.
14. Кривоносов А.Д. РЯ-текст в системе публичных коммуникаций. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. – 288 с.
15. Авдонина Н.С. Изучение образа профессии журналиста в восприятии студентов с целью корректировки образовательного процесса // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1. С. 98-106.
16. Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2012. № 4. С. 7-21.
17. Бугай А.Ю. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 67-71.
18. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.
19. Владимирова Т.Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России: дис. ... на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. [Место защиты: «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации]. – Москва: 2015. – 481 с.
20. Выровцева Е.В. Профессия журналиста в мультимедийном пространстве: между миссией и технологией // Журналистика XXI века: профессиональная идеология для ускользающей профессии: матер. междунар. научно-практической конференции, 11-12 ноября 2016 г. / ред.-сост. А.Н. Гришанина, С.Г. Корконосенко; отв. ред. С.Г. Корконосенко. – Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2017. – С. 39-47.
21. Дворникова Т.А. Портфолио – технология накопления и систематизации информации // Современные образовательные технологии: учебное пособие; коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – Москва: КНОРУС, 2016. – С. 155-168.
22. Дистерло Г.В. Соответствие современного журналистского образования запросам потенциальных работодателей // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2017. № 4 (27). С. 82-88.
23. Дорощук Е.С. Проблемы профессиональной идентификации будущих журналистов в контексте образовательных траекторий // Мультимедийная журналистика Евразии – 2015: медиатизация социально-культурного пространства и медиакратия в условиях новой медиареальности Востока и Запада. Евразия молодая – 2015: сборник материалов и научных статей IX Международной научно-практической конференции. Казань, 10-11 декабря 2015 года / науч. ред. проф. Е.С. Дорощук. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – С. 88-95.
24. Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Медиаскоп. 2011. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/859 (дата обращения: 28.01.2020).
25. Егорова А.Ю. Профессиональная идентичность журналиста в условиях инновационного общества // Инновационная деятельность. 2015. № 4. С. 80-86.
26. Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 3. С. 13-23.
27. Зеер Э.Ф., Гордеева Н.Н. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 215 с.
28. Кузнецова С.В. Ведение читательского дневник (reading journal) как способ совершенствования письменной и устной иноязычной речи студентов // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 297. С. 45-46.
29. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 507-514.
30. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – Москва: КНОРУС, 2016. – 432 с.
31. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: учебное пособие. – Москва: Ось-89, 2003. – 272 с.
32. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; Под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М., 2000. – 351 с.
33. Землянова Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. – М., 2010. – 261 с.
34. Matter on the Effectiveness of Online Advertising?. – pp. 439-438. https://doi.org/10.18293/SEKE2018-144.