Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современной школы – это воспитание и развитие школьников. Считается, что детство и юность – это самое благоприятное время для развития и воспитания чувств любви к своей Родине и своему краю. Хорошо зная историю своего края, школьник всегда будет проявлять по отношению к ней свои самые благодарные и патриотичные чувства. Такого рода компетенции формирует образовательная область краеведение, как в урочной деятельности, так и в дополнительном образовании.
Современные педагоги сегодня используют разнообразные инновационные педагогические технологии при обучении и воспитании детей. Наиболее популярными в образовательной среде сегодня являются проектные и исследовательские технологии, которые могут быть использованы как в основном, так и в дополнительном образовании, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном и духовно-нравственном совершенствовании.
Именно дополнительное образование позволяет субъектам приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве. Планомерная и упорядоченная дополнительная работа с детьми, направленная на всестороннее развитие личности проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели.
Но именно в современной образовательной среде, когда, наряду с общим образованием каждый школьник может получать образование дополнительное, на свой вкус, и в соответствии со своими склонностями и способностями, можно говорить об индивидуальном подходе к обучению и развитию каждого ученика.
В современных образовательных условиях значимость педагогической работы с детьми на государственном и социальном уровнях непрерывно возрастает. Продуктивно решать данные задачи позволяет система дополнительного образования.
Самоутверждение субъекта – есть одно из важных составляющих его личности. В каждом возрастном периоде субъекта – это проявляется по-разному, но наиболее сложные процессы по поводу самоутверждения возникают в подростковом и юношеском периоде.
Именно в молодом возрасте у субъекта существует множество противоречий, которые не всегда позволяют ему самоутвердиться должным образом. Эти противоречия могут быть самыми различными, готовность вступать в борьбу за справедливость, желание быть хорошим и неприятие воспитания, неумение разбираться в жизненных сложностях и др.
Как правило, в основе этих внутренних противоречий лежит отсутствие жизненного опыта субъекта, или недостаточная социализация. Проблемой самоутверждения и самоопределения личности занимались Л.И. Божович, В.Н. Куницына, Н.В. Самоукина, В.С. Саблин и др.
Чтобы сформировать у каждого школьника любовь к своей малой и большой Родине, важно хорошо знать особенности и достоинства своего родного края. Каждый человек должен знать историю своей малой Родины. Человек должен испытывать чувство гордости за неё и свой народ, уважать великие подвиги и свершения своего народа и др. Именно школа и дополнительное образование играют огромную роль в успешном самоопределении человека.
Актуальность проблемы, анализ фактического опыта деятельности учреждений дополнительного образования позволяют выделить наиболее остро звучащие противоречия:
1. Противоречие между значимостью субъективного начала в самоопределении личности и отсутствием информационно-диагностического подхода, который бы позволил изучить и осознать профессионально-творческий потенциал каждой личности в учреждениях дополнительного образования.
2. Противоречие между значимостью самореализации школьников разного возраста в деятельности учреждений дополнительного образования и непониманием важности данного опыта для их дальнейшей жизни. Это может повлечь за собой отсутствие профессионального ориентирования в различных этапах взаимодействия с обществом.
Таким образом, эти противоречия необходимо учитывать и решать, чтобы обеспечить эффективное и целенаправленное дополнительное образование для развития личности и ее будущего профессионального становления.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость реализации закона самоопределения в образовательном процессе в дополнительном образовании детей в области туристско-краеведческой деятельности.
Объект исследования: процесс самоопределения детей в дополнительном образовании детей в области туристско-краеведческой деятельности.
Предмет исследования: средства и способы реализации закона самоопределения в образовательном процессе в дополнительном образовании детей в области туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
1. Провести анализ понятия самоопределение и закон самоопределения в образовательном процессе в дополнительном образовании детей.
2. Изучить средства и способы самоопределения в образовательном процессе в дополнительном образовании детей в области туристско-краеведческой деятельности.
3. Описать организационно-педагогические условия самоопределения в образовательном процессе в дополнительном образовании детей в области туристско-краеведческой деятельности.
4. Предложить методические рекомендации по самоопределению в дополнительном образовании детей в области туристско-краеведческой деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, анализ текстов.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы самоопределения в образовательном процессе в дополнительном образовании детей в области туристско-краеведческой деятельности
1.1. Анализ понятия самоопределение и закон самоопределения
в образовательном процессе в дополнительном образовании детей
Закон самоопределения в педагогике может быть интерпретирован как право и способность учащихся на самостоятельное определение своих образовательных целей, выбор методов обучения и формирование индивидуального образовательного маршрута. Это подход, который поддерживает развитие автономии и ответственности учащихся за свое обучение [6].
Закон самоопределения подчеркивает важность личного выбора учащихся в образовательном процессе. Вот более подробное описание ключевых аспектов этого закона:
1. Индивидуальный подход: учитывается уникальность каждого учащегося, его интересы, стили обучения и потребности. Это может включать адаптацию учебных планов, методов оценки и обучающих материалов для обеспечения максимальной эффективности обучения.
2. Выбор в обучении: учащимся предоставляется возможность выбирать предметы, курсы, проекты и даже темп обучения. Это способствует развитию ответственности и мотивации к обучению.
3. Участие в принятии решений: учащиеся вовлекаются в процесс принятия решений, касающихся их образования, что может включать разработку учебных планов, правил поведения в классе и оценочных критериев.
4. Самостоятельное обучение: поощряется развитие навыков самостоятельного обучения, таких как умение учиться, критическое мышление и решение проблем, что является ключевым для успешной жизни в постоянно меняющемся мире.
5. Самооценка и рефлексия: учащиеся учатся оценивать свои достижения и процесс обучения, что способствует развитию самокритичности и способности к самосовершенствованию.
6. Сотрудничество и взаимодействие: важность сотрудничества между учащимися, а также между учащимися и учителями, для создания среды, которая поддерживает обмен знаниями и опытом.
Самоутверждение субъекта – есть одно из важных составляющих его личности. В каждом возрастном периоде субъекта – это проявляется по-разному, но наиболее сложные процессы по поводу самоутверждения возникают в подростковом и юношеском периоде.
Именно в молодом возрасте у субъекта существует множество противоречий, которые не всегда позволяют ему самоутвердиться должным образом. Эти противоречия могут быть самыми различными, готовность вступать в борьбу за справедливость, желание быть хорошим и неприятие воспитания, неумение разбираться в жизненных сложностях и др. [15].
Проблема самоопределения молодёжи в юношеском возрасте приобретает всё большую актуальность. Организовано это должно быть на основе создания эффективных систем обучения и воспитания, обеспечивающих высокое качество, в том числе, профессиональной подготовки молодежи и юношества.
Возникает серьёзная необходимость усиления внимания к проблемам
самоопределения молодежи в юношеском возрасте. Для решения подобного рода проблем, практически во всех образовательных организациях функционируют различного рода программы самоопределения школьников.
Для подростков организуют многочисленные мероприятия, связанные с профессиональной ориентацией и к старшему школьному юношескому возрасту, школьники в большинстве своём хорошо представляют, чем они планируют заниматься во взрослой жизни. С юношами и девушками проводят всевозможные тестирования и анкетирования, организуют многочисленные экскурсии на предприятия, проводят беседы с родителями, но при этом далеко не всегда речь идёт о практической возможности профессионального самоопределения, к примеру, в рамках неформального образования какого – либо общественного объединения.
Профессиональное самоопределение личности – это сложный и продолжительный процесс. Как правило, он захватывает важные периоды жизни человека. Его результативность определяется большим количеством факторов. Прежде всего – это психологические возможности человека, его наклонности и способности, в том числе, особенности той профессиональной деятельности, которой человек собирается заниматься.
Под профессиональным самоопределением понимают избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, в частности [19]. Проблемами профессионального самоопределения в юношеском возрасте занимались ученые Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, Н.С. Пряжников и др.
Проблемой разносторонней самооценки в юношеском возрасте занимались С.Л. Рубинштейн, Л.И Божович, Л.В Бороздина и др. Они утверждали, что самооценка в юношеском возрасте является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Именно самооценка формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих, и при этом, соответствовать уровню собственных личностных оценок.
Ядро профессионального самоопределения – это осознанный выбор профессии субъектом с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и требований профессиональной деятельности. Можно сказать, что профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс. Его можно рассматривать под самыми различными углами зрения. Прежде всего – это группа задач, которые общество ставит перед личностью.
Личность должна разрешить эти задачи в течение заданного периода времени, поскольку процесс этот длительный и он требует поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует равновесие между своими предпочтениями и склонностями.
Можно также говорить о том, что это процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [18]. В юношеский период развития с 15 до 17 лет профессиональное самоопределение вступает в новую социальную ситуацию развития. Эта ситуация направлена на будущее, прежде всего, на выбор соответствующего образа жизни, профессии, групп людей и др. Необходимость подобного выбора бывает продиктована жизненной ситуацией, часто инициируется родителями и осуществляется в соответствующем учебном заведении. В юношеский период главным для субъекта будет ценностно-ориентационная активность.
Именно в юношеском возрасте происходит формирование самосознания и собственного мировоззрения. Это этап принятия ответственных решений и серьёзных человеческих отношений. Молодёжь в этот период начинает выстраивать жизненные планы и сознательно задумываться над выбором будущей профессии.
Подобного рода выбор важен не только для самого субъекта, но и для общественного развития страны. Нельзя говорить о том, что все субъекты в юношеском возрасте одинаково готовы к серьёзному профессиональному выбору. Лишь целеустремленные и по-настоящему увлеченные молодые люди 15-ти – 17-ти лет сохраняют верность своему призванию на пути дальнейшего профессионального становления и личностного самоопределения.
В этом возрасте у молодых людей происходит становление многих психических процессов, в частности, становление самосознания и устойчивого образа личности, понимание своего Я и открытие своего внутреннего мира.
Из мечты, начинают вырисовываться реалистичные планы собственной профессиональной деятельности. В сферу личностного самоопределения попадают стиль жизни, уровень притязаний и моральный, облик. Значительный элемент самосознания – это понимание выбора для себя будущей профессии и своего места в жизни. У субъекта формируется единое представление о самом себе, происходит понимание своих целей и жизненных устремлений. К этому
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникина, Г.И. К новой модели профессионального самоопределения старшеклассника [Текст] / Г. И. Аникина. – М.: Педагогические науки. - 2014. – 201 c.
2. Бедов, А.Н. Профессиональное самоопределение в проектной
деятельности [Текст] / А. Н. Бедов. – СПб.: Народное образование, 2019. – 202 c.
3. Бобровская, Л.Н. Образовательный курс профориентационной
направленности [Текст] / Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина. – СПб.: Современная школа, 2010. – 111 c.
4. Волокитина, А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора [Текст] /А.А. Волокитина. - автореф. дис... канд. соц. наук: 22.00.04. — М., 2011. — 19 с.
5. Володина, Ю.Н. Профессиональная подготовка как средство профессионального самоопределения юношей [Текст] / Ю. Н. Володина. – СПб.: Социальная педагогика, 2018. – 65-70 c.
6. Григорьева, М. Р. Подросток в мире профессий [Текст] / М.Р.
Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 325 c.
7. Груздова, Е.В. Общая характеристика профессионального выбора подростка [Текст] / Е.В. Груздова. - Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 4 (020). — С. 163–166.
8. Журавлева, О.В. Проблемы социально-проффесионального
самоопределения старшеклассника в условиях модернизации российского
образования [Текст] / О. В. Журавлева. – М.: Социология образования, 2015. – 22-28 c.
9. Зубакина, О.В. Организационно - функциональные модели
партнерства с участниками педагогической поддержки профессионального
самоопределения старших школьников [Текст] / О. В. Зубакина. – М.: Среднее профессиональное образование, 2010. – С. 39-40.
10. Ильясов, М.В. Профориентация в свете новых ценностей
образования [Текст] / М. В. Ильясов. – СПб.: Социальная политика социальное партнерство, 2013. – 73-76 c.
11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 509 c.
12. Красникова, Ю.В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания / Ю. В. Красникова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4350/ (дата обращения: 23.05.2024).
13. Клычкова, А.И. Психолого-педагогическая поддержка
профессионального самоопределения старшеклассников в условиях
профильного обучения [Текст] / А. И. Клычкова. – М.: Вестник Университета Российской академии образования, 2012. – 41-43 c.
14. Криволапова, Н.А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях [Текст] / Н. А. Криволапова. – М.: Народное образование, 2010. – 170 c.
15. Ларина, А.А. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы / А. А. Ларина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1166/ (дата обращения: 23.05.2024).
16. Новикова, С.В. Пора самоопределения или психолого-педагогическое поддержка профессионального обучения [Текст] / С. В. Новикова. – М.: Просвещение, 2010. – 51 c.
17. Петрова, Ю.И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю. И. Петрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34998/ (дата обращения: 23.05.2024).
18. Пряжников, Л.С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения [Текст] / Л. С. Пряжников. – Воронеж: НПО МОДЭК. - 2013. – 88 c.
19. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Мир, 2010. – 129 c.
20. Фирсова, Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в ВУЗе [Текст] / Т.А. Фирсова. - Самарский научный вестник. — 2014. — № 1(6). — С. 118–120.
21. Шмидт, В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для
старшеклассников 8-11 класс [Текст] / В. Р. Шмидт. – М.: Флинта, 2012. – 145 с.
22. Юдина, Н.В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития / Н.В. Юдина. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6152/ (дата обращения: 23.05.2024).