Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование системы подготовки юных баскетболистов является важным вопросом теории и методики спортивной подготовки. Эксперты подчеркивают, что научная основа, структура и содержание воспитательно-тренировочного процесса юных спортсменов на всех этапах многолетней подготовки является одним из наиболее актуальных направлений.
Современный баскетбол предъявляет чрезвычайно высокие требования к уровню физической подготовленности спортсменов. Баскетболисты должны обладать высоким уровнем спортивных способностей, уметь выполнять сложные технические движения и активные тактические взаимодействия в условиях высокой скорости, сильного прессинга, сохранять игру высокой интенсивности до последних секунд игры.
Изучению различных аспектов воспитания и тренировочного процесса юных баскетболистов посвящено большое количество научных работ (Ярославцев Г.Г., Дружинина Л.Е., Гаптов Ф.Б., Курсе А.А. и др.). Актуальным остаются вопросы связанные с изучением нагрузки при подготовке юных баскетболистов, интересно изучить динамику развития основных двигательных качеств у юных баскетболистов в зависимости от подкрепления и тренировки.
Целью: изучить особенности воспитания физических качеств школьников 10-12 лет средствами баскетбола.
Задачи:
1) Проанализировать литературу об особенностях физического развития юных баскетболистов;
2) Изучить методы развития физических качеств школьников 10-12 лет средствами баскетбола.
Методы исследования: анализ литературных источников, тесты, обучающие эксперименты, математические и статические методы обработки.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1 Возрастные особенности развития физических способностей детей 10-12 лет
Изучению возрастных особенностей двигательного развития в детском и подростковом возрасте посвящено большое количество исследований (Кузнецов З.И., Фомин Н.А., Зациорский В.М. и др.).
Двигательная функция — одно из сложных физиологических явлений, обеспечивающее устойчивость организма к условиям внешней среды и представляющее собой совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений. Наиболее сильное улучшение двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте, а к 13-14 годам морфофункциональное созревание анализатора движения человека в основном завершается. Формирование двигательных функций детей зависит от зрелости опорно-двигательного аппарата и зрелости развитого центра двигательной регуляции. В возрасте от 7 до 11 лет у детей значительно улучшается координация произвольных движений. Движения становятся более разнообразными и точными, плавными и гармоничными. Дети этого возраста овладевают умением контролировать свои усилия, подчинять свои движения определенному ритму, замедлять темпы во времени. Усиление регуляторного влияния коры головного мозга создает благоприятные условия для занятий физическими упражнениями, которые целенаправленно влияют на развитие спортивных качеств. Физические (спортивные) качества часто называют отдельными качественными сторонами спортивных способностей человека [1].
Структурная основа развития физической подготовленности связана с прогрессирующими морфологическими и биохимическими показателями в опорно-двигательном аппарате, центральной и периферической нервной системе, внутренних органах. Следовательно, степень развития физической подготовленности напрямую зависит от слаженности соматических и вегетативных функций. На развитие физической подготовленности влияют различные генетические факторы. Следующие факторы строго контролируются генотипом: скорость движения, мышечная сила и особенно выносливость. Ряд исследований показали, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания и благоприятствует началу спортивной тренировки [5].
Систематические занятия спортом оказывают огромное влияние на развитие моторики в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, спортивная деятельность которых ограничивается занятиями физкультурой, физическая подготовленность юных спортсменов развивается более гармонично и их уровень существенно не повышается. Показатели развития двигательных функций детей 11-14 лет, занимающихся спортом, могут различаться в связи с применением разных методов физической подготовки [2].
Наиболее интенсивно физическая подготовленность развивается в возрасте от 10 до 13 лет. В настоящее время выявлены возрастные особенности развития физической подготовленности детей школьного возраста, в том числе: многолетний период развития различной физической подготовленности неодинаков; у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физической подготовленности различны: например, уровень силовой и статической выносливости часто не совпадает с уровнем развития динамической выносливости [6].
Уровень физического развития спортсменов закономерно возрастает (в так называемый сенситивный период) выше среднего уровня развития тех же качеств у детей, подростков и молодых людей, не занимающихся спортом. Имеются благоприятные предпосылки для развития быстроты движений в младшем школьном возрасте. Соответствие кратковременной скоростной нагрузки функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью детской центральной нервной системы, регулирующей деятельность двигательной системы, высокой активностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью физических упражнений [3].
Скорость движения – это количество движений, которые ребенок может выполнить за единицу времени. Это качество определяется тремя показателями: скоростью одиночного действия, временем реакции действия и частотой действия. Скорость одиночного движения значительно возрастала с 4-5 лет до 13-14 лет. К 13-14 годам время простых двигательных реакций достигает взрослого уровня, что определяется скоростью физиологических процессов нервно-мышечной системы. Время простой реакции передается по наследству, и на него трудно повлиять тренировками, которые нельзя уменьшить более чем на 10–15%. С 7 до 13 лет максимальная частота произвольных движений увеличивается и у мальчиков 7-10 лет выше, чем у девочек. Частота максимальных движений в заданном ритме также резко увеличивается в 7-9 лет.
Скорость создает сложную производительность во время физической активности. Самое важное – это скорость, с которой человек выполняет общее спортивное действие, а не скорость, лежащая в его основе. И они были выбраны в качестве контрольных упражнений для оценки уровня развития физической подготовленности детей школьного возраста. Например, бег на 60 метров с высокой стартовой точки используется как тест для оценки скоростного развития детей школьного возраста. Преодоление внешнего сопротивления или веса при быстрых движениях требует большого количества мышечной силы. Поэтому в спортивной практике скорость выступает в специфической форме скоростно-силового качества [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабушкин, Г. Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена : Монография / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких. – Саратов : Вузовское образование, 2020. – 212 с.
2. Бургасов, Р. К. Развитие двигательных умений у детей 10-12 лет средствами баскетбола / Р. К. Бургасов // Шаг в науку : Материалы IV научно-практической конференции молодых ученых (II всероссийской), Москва, 18 декабря 2020 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2020. – С. 111-114.
3. Влияние физических способностей на качество технических приемов баскетбола у школьниц 10-12 лет / С. А. Глухих, О. С. Красникова, А. В. Глухих, А. Г. Насонов // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 20 октября 2023 года. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2024. – С. 352-356.
4. Габибов, А. Б. Формирования здорового образа жизни учащихся сельских школ / А. Б. Габибов // Инновации в развитии животноводства, современные технологии производства продуктов питания и проблемы экологической, производственной и гигиенической безопасности здоровья : материалы международной научно-практической конференции : в 2 ч., пос. Персиановский, 27 мая 2022 года. Том Часть 1. – пос. Персиановский: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный аграрный университет", 2022. – С. 133-139.
5. Голованова, Н. Ф. Педагогика : Учебник и практикум / Н. Ф. Голованова. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 377 с.
6. Демочкина, Т. Н. Повышение уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки / Т. Н. Демочкина // Наука-2020. – 2019. – № 9(34). – С. 45-51.
7. Долматов, А. В. Креативные и проектные технологии в образовании : Учебник / А. В. Долматов, Л. А. Долматова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2022. – 328 с.
8. Казаков, Е. В. Особенности физической подготовленности подростков 13-15 лет, занимающихся баскетболом / Е. В. Казаков // Социальные и психологические проблемы глазами молодых - 2022 : Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Сыктывкар, 26–27 апреля 2022 года. – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2022. – С. 259-262.
9. Клименко, А. А. Технология формирования игрового мышления на уроках баскетбола у школьников старших классов / А. А. Клименко // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXII Студенческой научно-практической конференции, Чита, 15 мая 2020 года. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. – С. 45-51.
10. Крившенко, Л. П. Педагогика : Учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2023. – 400 с.
11. Лебедева, Н. О. Исследование уровня развития волевых качеств на занятиях баскетболом / Н. О. Лебедева, Е. Д. Кузнецова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю. Т. Ревякина, Томск, 25–26 марта 2022 года. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2022. – С. 172-175.
12. Лукьяненко, В. П. Применение современных образовательных технологий на уроках физической культуры в старшей школе / В. П. Лукьяненко, Н. В. Лукьяненко, А. А. Хежев // Физическая культура в школе. – 2022. – № 6. – С. 25-31.
13. Михеев, Э. Р. Роль баскетбола в физическом воспитании школьников / Э. Р. Михеев, Д. Ф. Михеева // Наука, техника и образование. – 2019. – № 7(60). – С. 54-57.
14. Психолого-педагогические основы образовательного процесса. Том Часть 1. – Новороссийск : Новороссийский филиал ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет", 2021. – 488 с.
15. Повышение уровня физической подготовки обучающихся посредством углубленного изучения баскетбола / Н. И. Заярная, Л. П. Микита, Е. А. Смирнова, А. Д. Тубольцева // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 11. – С. 116-118.
16. Поляков, М. И. Учимся играть в баскетбол / М. И. Поляков // Физическая культура в школе. – 2021. – № 3. – С. 17-26.
17. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 524 с.
18. Султанов, К. К. Баскетбол как эффективное средство физического воспитания школьников / К. К. Султанов, А. В. Моисеев // Физическая культура и спорт в системе физического воспитания образовательных организаций : материалы VII Региональной студенческой научно-практической конференции, Махачкала, 20 октября 2022 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2023. – С. 172-174.
19. Фоминова, А. Н. Педагогическая психология : Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2021. – 320 с.
20. Ямбаева, Н. В. Игра баскетбол как всестороннее воздействие на физическое развитие организма обучающихся / Н. В. Ямбаева, Д. К. Фамильникова // Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей - организаторов основ безопасности жизнедеятельности и учителей физической культуры : Сборник статей / Отв. редактор С.А. Мухина. Том Выпуск 1. – Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2021. – С. 152-157.