Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ 4
1.1 Основы обучения фигурному катанию на начальном этапе подготовки 4
1.2 Особенности повышение уровня технического мастерства юных фигуристок 8
1.3 Способы и методы обучения базовым элементам фигурного катания 11
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ 20
2.1 Особенности этапов начальной подготовки фигуристов 20
2.2 Методика обучения базовым элементам в фигурном катании на начальном этапе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Базовые элементы составляют основу фигурного катания. Они формируют базовые навыки фигуристов, необходимые для достижения спортивного мастерства. Изучая базовые элементы, фигуристы учатся качественно кататься на лыжах. Также при их выполнении спортсмены отрабатывают координацию движений тела в пространстве и времени, что очень необходимо в произвольной программе. Чтобы освоить сложные технические элементы, необходимо освоить базовые элементы на начальном этапе тренировок. Это очень ценное средство для развития двигательных способностей фигуристов.
Обучая фигурному катанию детей 6-7 лет, они получают знания, приобретают двигательные навыки и умения. Организованные занятия фигурным катанием способствуют разносторонней двигательной подготовке участников.
Цель исследования: разработать методику обучения основным элементам фигурного катания на коньках девочек в возрасте 6-7 лет.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика обучения основным элементам фигурного катания девочек в возрасте 6-7 лет позволит улучшить качество скольжения и навыки катания на коньках юных фигуристок.
Объект исследования - процесс обучения и тренировки девочек 6-7 лет.
Предметом данного исследования является методика обучения девочек 6-7 лет основным элементам фигурного катания на коньках.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности двигательной подготовленности юных фигуристок в возрасте 6-7 лет.
2. Определить наиболее доступные способы и методики обучения основным элементам фигурного катания на коньках девочек 6-7 лет.
3. Разработать и экспериментально продемонстрировать методику обучения основным элементам фигурного катания на коньках девочек 6-7 лет в процессе воспитания и тренировки.
Научная новизна. Определены средства и методы обучения основным элементам фигурного катания на коньках, а также экспериментально продемонстрирована эффективность этой методики в отношении физической подготовки участников.
Практическая значимость. По результатам исследования была разработана методика обучения основным элементам фигурного катания на коньках девочек в возрасте 6-7 лет в учебно-тренировочном процессе. Определены образовательные задачи и выбраны наиболее эффективные средства обучения девочек 6-7 лет основным элементам фигурного катания на коньках.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ
1.1 Основы обучения фигурному катанию на начальном этапе подготовки
Тренировочный процесс фигурного катания должен быть структурирован таким образом, чтобы учитывались особенности возраста и пола ребенка, различия в проявлении физических способностей участников. В то же время необходимо придерживаться принципа доступности. Лучше всего давать такую нагрузку детям, то есть с учетом возраста и уровня подготовки, чтобы дети могли с ними справиться. Чтобы максимизировать их развитие, необходимо учитывать индивидуальные способности ребенка.
При определенной структуре и организации учебно-воспитательного процесса необходимо подбирать физические упражнения так, чтобы они были взаимосвязаны. Чтобы следить за последовательностью поведения, необходимо придерживаться принципа "от простого к сложному", чтобы задействовать максимальное функционирование организма людей, выполняющих выбранное упражнение.
При построении учебно-воспитательного процесса необходимо придерживаться других принципов, таких как "от незнания к знаниям". Незнание или неправильное применение принципов обучения может ухудшить успешность обучения или затруднить получение знаний об этом. Дело в том, что во многом это зависит от сознательного отношения тренера к учебно-воспитательному процессу обучения детей фигурному катанию. Незнание тренером принципов тренировок может замедлить выполнение упражнений и затруднить формирование двигательных навыков участников.
Систематически правильно построенные тренировочные процессы в обучении фигурному катанию позволяют выявить одаренных детей в этом виде спорта, гораздо более ранняя двигательная активность, направленная на развитие двигательных навыков юных фигуристов, должна быть развита на начальном этапе обучения. Он использует методы классовой игры, методы соревнований. Практика фигурного катания в России и в мире показывает, что фигуристы с высочайшей физической силой долгое время сохраняют хорошую физическую форму. Использование различных общефизических тренажеров на открытом воздухе в любую погоду улучшит сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма и заложит прочную основу для развития спорта. Юным фигуристам необходимо развивать навыки координации движений.
Фискалов В.Д., дает следующее определение способности к координации движений: "Желательна способность регулировать движение при построении и воспроизведении двигательного поведения и, при необходимости, восстанавливать координацию движений, способность изменять параметры изучаемого поведения или переходить к другому поведению. с требованиями изменения условий"[37]. Многие авторы сходятся во мнении, что развитие координационных способностей требует использования элементов новизны, усложнения задач и выполнения сложных упражнений по координации. Это означает, что почти все общие развивающие движения направлены на развитие двигательных координационных способностей. В процессе воспитания и обучения мы не должны забывать, что возрастные особенности ребенка также имеют свои особенности. Развитие двигательно-координационных способностей проявляется по-разному в разном возрасте, что необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе.
На каком-то этапе своего исторического развития и становления в середине 19 века фигурное катание было разделено на 3 специальных подразделения или типа: "школьное", иначе "принудительное" катание, "частное" фигурное катание и "произвольное" или произвольное катание.
Мишин А.Н. дал следующую оценку видам фигурного катания– "Школьное катание - это самая важная часть и самая сложная из-за строгих требований, предъявляемых к фигуристам здесь в качестве основы для всех видов фигурного катания (точнее, небольшая его часть). Программа "обязательные упражнения"). O. Фигурист выполняет фигуру не по своему выбору, а по определенному рисунку с определенной геометрической формой, и, кроме того, он выполняет ее в соответствии с определенными требованиями, что часто создает почти непреодолимые трудности для, казалось бы, простых фигур, а не более подходящим для него способом, например, требование 1 строки - это выполнение крючков и крючков. Школьное или обязательное катание оценивалось по геометрической точности рисунка на льду, пластичности положения тела, изяществу и надежности движений, скорости движений, почти правильному покрытию катка с 3 повторениями каждой ноги и размеру льда. рисунок [23].
По всеобщему признанию, принудительная практика была одним из самых сложных видов фигурного катания.1. Сложность принудительного исполнения была обусловлена требованиями, предъявляемыми к спортсмену. Это также необходимость выполнения чертежей в определенном порядке в соответствии с чертежами после их утверждения. Рисование диаграмм было кропотливой и трудоемкой задачей, которая требовала много времени и усилий. Сильнейшие фигуристы мира потратили 1 день 4-5 часов на выполнение обязательных упражнений. Неудивительно, что многие писатели считают "школу" отличным способом поощрения трудолюбия. В отличие от обязательных фигур, специальные фигуры комбинируют рисунки на льду до тех пор, пока конек не встанет на 1 место, и, толкая лед тем же коньком, не отрываясь ото льда и не касаясь льда другими свободными ногами, достигают новых движений. противоположный или близкий к нему. Для фигуриста можно обогатить материал, открыв неисчерпаемое пространство для рисования, называемое специальными фигурами [1].
Специальные фигурки часто были намного сложнее технически, чем школьные фигурки, но эта трудность была в значительной степени облегчена тем, что фигурист изобрел их лично. Их восхищали новаторство его картин, сложность их часто декоративного характера, а также чистота и уверенность в своих выступлениях на льду. Первоначально произвольная программа состояла в основном из любых форм и комбинаций динамического характера, выбранных самим фигуристом. Определенное количество времени - 1-5 минут - проводилось и оценивалось в виде непрерывной последовательной программы катания, по возможности органично связанной с музыкой:
1) В зависимости от содержания программы, то есть сложности, разнообразия и согласованности компоновки (компиляции) отдельных частей;
2) В зависимости от характеристик, а именно гибкости осанки тела, грации движений, уверенности, последовательности, музыкальности, скорости катания [32].
Программа должна быть художественно аранжирована, продумана, размещена на площадке, красиво исполнена, выполнена уверенно, непринужденно, связно, скорее музыкально. Связь понятна без плавного дека, прямого перехода от одной фигуры к другой, без лишних шагов и бессмысленных пауз между ними. Долгое время в соревнованиях по фигурному катанию фигуристы-одиночники участвовали в 2 видах программы: обязательные упражнения и произвольная программа.
Обучение фигуристов включало изучение и развитие элементов "школьного" и произвольного катания соответственно. К концу 20 века ситуация изменилась. Обязательная секция фигурного катания была исключена из соревнований как неопубликованный вид спорта, но их роль в обучении фигуристов по-прежнему была велика. Двигательные задания фигуристов в обязательных упражнениях имели смысловое содержание рисования коньками определенных, иногда сложных узоров на льду. Кроме того, выполнение обязательных фигур представляло собой не отдельное движение, а последовательную цепочку пестрых движений, соединенных друг с другом в строго определенной последовательности для достижения определенного качественного результата.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашаркин В.А. Основы начального обучения фигурному катанию на коньках: учебно-методическое пособие / В.А. Ашаркин. - Спб.: [б.и.], 2010.- 39 с.
2. Бахтина, Т.Н. Физическая культура: учебное пособие. / Т.Н. Бахтина, И.И. Александров, Н.В. Курова.— СПб. : СПбГЛТУ, 2012. — 128 с.
3. Беженцева, Л.М. Основы методики физического воспитания: Учебное пособие. / Л.М. Беженцева, Л.И. Беженцева.— Томск : ТГУ, 2009.
4. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки. / Т. Бомпа, К. Буццичелли. —— М. : Спорт, 2016. — 384 с.
5. Быков, Г.Ф. Обучение катанию на коньках учащихся начальных классов общеобразовательных школ: метод, рек. / Г.Ф. Быков, Л.С. Табуева, Л.Г. Филинкова. - М: ВНИ и ФК., 2008. - 57 с.
6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.— М. : Советский спорт, 2013. — 216 с.
7. Виноградов, П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков.— М. : Советский спорт, 2013. — 144 с.
8. Виноградова, В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках: монография.— М. : Советский спорт, 2013.
9. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : научно-методическое пособие.— М. : Физическая культура, 2008. — 256 с.
10. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков.— М. : Советский спорт, 2008. — 206 с.
11. Денисова, О.П. Психология и педагогика.— М. : ФЛИНТА, 2013. — 240 с.
12. Иванов, А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой.— М. : Советский спорт, 2012. — 112 с.
13. Иноземцева, Е.С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте.— Томск : ТГУ, 2012. — 75 с.
14. Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие.— Томск : ТГУ, 2013. — 192 с.
15. Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебник.— М. : Советский спорт, 2013. — 300 с.
16. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт. / Б. Кафка, О. Йеневайн. —— М. : Спорт, 2016. — 176 с.
17. Курбанов Н. Ш. Самоучитель по фигурному катанию на коньках / Н.Курбанов. - Ростов-на-Дону: Из - во «Феникс», 2009. - 112 с.
18. Ланцева Н.А. Методика развития гибкости у юных фигуристов 7-9 лет // Научные и педагогические исследования в коньковых видах спорта на современном этапе ; под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова. - СПб.: [б.и.], 2010.-С. 67-74.
19. Лемов, Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений. / Д. Лемов, Э. Вулвей, К. Ецци.— М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 304 с.
20. Марина, И.В. Самоподготовка по физической культуре: учебное пособие.— Вологда : ВоГУ, 2014. — 111 с.
21. Мартенс, Р. Успешный тренер. — М. : Человек, 2014. — 440 с.
22. Михно, Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов: Учебное пособие. / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази.— М. : Спорт, 2016. — 168 с.
23. Мишин А.Н. Биомеханика движений фигуриста / А.Н. Мишин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 144 с.
24. Назаров В.П. Влияние уровня развития координации движений на процесс обучения в фигурном катании / В.П. Назаров // Мат-лы научно-методической конференции по проблеме детского и юношеского спорта.- СЮП, 2010.
25. Невский Ю.Г. Второй и третий год обучения фигурному катанию на коньках / Ю.Г. Невский // Физкультура в школе. - № 1. - 2011. - С. 36-42.
26. Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник.— М. : Спорт, 2016. — 416 с.
27. Пономарев, В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты. / В.В. Пономарев, А.В. Уколов, С.К. Рябинина.— Красноярск : СибГТУ, 2013. — 160 с.
28. Попов, А.Л. Спортивная психология.— М. : ФЛИНТА, 2013. — 159 с.
29. Порядок организации оказания медицинской помощи занимающимся физической культурой и спортом.— М. : Спорт, 2017. — 108 с.
30. Психология физической культуры: учебник.— М. : Спорт, 2016. — 624 с.
31. Психология физической культуры: учебник.— М. : Спорт, 2016. — 624 с.
32. Романов П.Я. Учитесь фигурному катанию на коньках / П.Я. Романов. - Челябинск, 2006.
33. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте.— М. : Человек, 2011. — 160 с.
34. Смирнова, Н.Г. Педагогика.— Кемерово : КемГИК, 2005. — 84 с.
35. Тузова, Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания. — М. : Спорт, 2015. — 96 с.
36. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека : учебник. / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов.— Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 510 с.
37. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник.— М. : Советский спорт, 2010. — 392 с.
38. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие. / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин.— М. : Спорт, 2016. — 352 с.
39. Чехов, А.П. Краткая анатомия человека. — СПб. : Лань, 2013. — 2 с.
40. Чурекова, Т.М. Общие основы педагогики. / Т.М. Чурекова, И.В. Гравова, Ж.С. Максимова.— Кемерово : КемГУ, 2010. — 165 с.