Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования определяется тем, что в России бизнес, общественность и власть в последние годы все больше испытывают потребность в корпоративной социальной ответственности (КСО), способной позитивно влиять не только на рост экономических показателей бизнеса, но и придавать ему социальную направленность, укрепляющую базовые основы общества. В мире все более усиливается конкуренция, глобализируются рынки, обостряются социальные и экологические проблемы и вместе с тем ослабляется социальная защищенность человека. Все это заставляет переосмысливать роль бизнеса в жизни общества, изменять представления о нем. На ранних этапах своего развития бизнес рассматривался как деятельность, приносящая прибыль. Сейчас же упор делается на трудовые отношения, развивающие социальные функции бизнеса, повышающие его социальную ценность и увеличивающие за счет этого общественное благосостояние.
Однако вопросам развития корпоративной социальной ответственности в организации не уделяется должного внимания. Решение данных вопросов является актуальной задачей для современной науки и практики.
Среди исследователей, внесших существенный интеллектуальный вклад в изучение КСО, следует отметить Б.С. Батаеву, Ю.Е. Благова, С.Г. Божук, Д.В. Борзакова, И.В. Долгорукову, Е.Б. Завьялову, Е.Е. Кащееву, Ф.С. Крейчман, М. Палацци, Э.Ф. Садрееву, Н.В. Черепанову, А.И. Ярового и др.
Цель исследования – оценка социальной ответственности ПАО «Газпром» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- представить характеристику корпоративной социальной ответственности;
- рассмотреть основные модели и виды социальной ответственности организации;
- представить организационно-экономическую характеристику ПАО «Газпром»;
- отразить политикц социальной ответственности предприятия и рекомендации по совершенствованию.
Объектом исследования является ПАО «Газпром».
Предмет исследования – практика социальной ответственности предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области управления социально-экономическими процессами, корпоративной социальной ответственности, экономики и управления предприятием. В исследовании использовались труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные устойчивому развитию, корпоративному управлению, корпоративной социальной ответственности, взаимодействию со стейкхолдерами, стратегическому менеджменту.
Информационную основу исследования составили статистические данные по ПАО «Газпром».
В процессе исследования использовались методы системного, структурного, факторного, функционального и сравнительного анализа, статистические, экономико-математические методы, методы группировок.
Структура работы включает введение, 4 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В современных условиях внимание к проблемам социально ответственного поведения организаций и их роли в экономическом и социальном развитии со стороны мирового и отечественного сообщества значительно усилилось.
Под корпоративной социальной ответственностью бизнеса в современном понимании имеется в виду ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения, введено во всей организации.
При этом социальное обязательство служит основанием для социально ориентированной деятельности субъекта бизнеса.
Социальная ответственность – обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, принятое ею сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями. Отсюда понятие социальной ответственности характеризуется определенными морально-этическими акцентами, а именно: организация должна делать то, что направлено на совершенствование общества, и не делать того, что способно привести к его ухудшению. Поэтому деятельность любой компании, изготовляющей продукцию, по сути наносящую вред здоровью любого человека (производство оружия, алкоголя, табачных изделий и т.д.), никогда не будет считаться социально-ответственной, несмотря на значительные объемы социальных инвестиций в развитие персонала, пропаганду здорового образа жизни и лечения, например никотинозависимости. Эти компании могут быть отнесены только к социально реагирующим.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности.
В академическом сообществе дискуссия по проблемам КСО ведется в мировой научной литературе начиная с 1950-х гг. За этот период вышло множество монографий и научных статей.
В них описывается множество концепций, ассоциируемых с КСО.
Наибольшую известность получили:
- корпоративная социальная восприимчивость;
- корпоративная социальная деятельность;
- этика бизнеса;
- корпоративная филантропия;
- социальные проблемы;
- корпоративная социальная добросовестность;
- корпоративная социальная политика;
- менеджмент заинтересованных сторон (управление стейкхолдерами);
- корпоративное гражданство;
- устойчивое развитие;
- корпоративная социальная отчетность.
Эти концепции динамичны, их значение меняется во времени и пространстве, причем они дополняют и развивают друг друга.
Применительно к экономическим и социальным условиям в России такая деятельность компаний определяется обществом как поведение и выстраивание бизнес-структурами своей деятельности по следующим направлениям: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат; соблюдение требований законодательства; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.
Социальная ответственность бизнеса – концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом.
Некоторые специалисты воспринимают социально ответственное поведение, прежде всего, в этическом смысле, другие – как концепцию юридической ответственности. Так, по мнению М. Палацци и Дж. Статчера, «социальная ответственность представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства».
Таким образом, КСО – это обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru.
3. Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов. – М. : ИНФРА-М, 2022. – 214 с.
4. Архипов А. П. Социальное страхование : учебник и практикум для вузов / А. П. Архипов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 329 с.
5. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для вузов/ Т. Ю. Базаров. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 381 с.
6. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 372 с.
7. Джабиев А. П. Влияние международных организаций на развитие социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности бизнеса / А. П. Джабиев // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Т. 2, № 3. – С. 171-190.
8. Захарова Т.И. Управление социальным развитием организации: учебное пособие / Т.И. Захарова Т.И., А.А. Корсакова. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 396 c.
9. ИКязимов К. Г. Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие : учебник для среднего профессионального образования / К. Г. Кязимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 202 с.
10. Кязимов К. Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие : учебник для вузов / К. Г. Кязимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 202 с.
11. Менеджмент и управление персоналом: инновации, цифровые технологии. Сборник статей / Г.И. Москвитин, В.А. Козырев, Т.Н. Ярова. – Москва: Русайнс, 2020. – 144 с.
12. Омельченко Н.А. Кадровая политика и кадровый аудит организации. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Омельченко. - М.: Юрайт, 2016. - 365 с.
13. Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gazprom.ru.
14. Психология управления персоналом : учебник для вузов / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 350 с.
15. Свинин С. В. Корпоративная социальная ответственность промышленных предприятий как фактор повышения конкурентоспособности региональных социально-экономических систем / С. В. Свинин, В. В. Дядик // Общество: политика, экономика, право. – 2023. – № 5(118). – С. 137-143.
16. Управление персоналом : учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 461 с.
17. Управление персоналом в социальной работе : учебник для вузов / Т. В. Бюндюгова [и др.] ; под редакцией М. В. Воронцовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 378 с.
18. Хайрутдинов Р. А. Корпоративная социальная ответственность в контексте концепции социально ответственного инвестирования / Р. А. Хайрутдинов // Финансовая экономика. – 2022. – № 2. – С. 230-232.
19. Щербаченко П. С. Роль социальных программ в реализации корпоративной социальной ответственности / П. С. Щербаченко, И. В. Крюкова // Вестник университета. – 2020. – № 9. – С. 158-165.