Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Важность игровой деятельности в формировании личности детей подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно стандарту, образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (ДОО) реализуется посредством различных видов деятельности, в том числе игровой – сюжетно-ролевой игра, игре с правилами и других видах игры.
Одной из задач ДОО является поддержка игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. По ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребенок «владеет разными формами и видами игры, участвует в совместных играх, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам». В связи актуальной проблемой дошкольного образования является организация процесса обучения детей игровой деятельности.
Проблема игры в психологии и педагогике рассматривается в работах Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, О.А. Карабановой, Д.Б. Эльконина и других. Различные аспекты методики обучения детей сюжетно-ролевым, дидактическим играм раскрываются в работах В.П. Арсентьевой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Н.Ф. Губановой, Н.В. Краснощековой и других. В исследованиях отмечается, что игра является одним из самых эффективных средств познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического развития детей дошкольного возраста.
Для организации игр необходимо создание условий. Одно из данных условий – это предметно-развивающая среда, которая включает в себя организацию игрового пространства, наличие игрового оборудования и инвентаря для детей дошкольного возраста. Научные основы организации развивающей среды применительно к дошкольному образованию обозначены в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина, Л.П. Стрелковой, А.П. Усовой и др.
В научных исследованиях отмечается необходимость создания предметно-развивающей среды для реализации различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе для игры. Актуальность данной проблемы, важность ее изучения с учетом тенденций развития современного дошкольного образования обусловили выбор темы исследования: «Предметно-развивающая среда как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить особенности организации предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – организация предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме игровой деятельности дошкольников.
2. Рассмотреть особенности организации предметно-развивающей среды в детском саду.
3. Изучить уровень сформированности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации по организации предметно-развивающей среды для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников, обобщение,), эмпирические (констатирующий эксперимент, наблюдение).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Игровая деятельность детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте процесс развития детей происходит в различных видах деятельности, которые выступают как источник познания и формирования личности. Деятельностный подход в отечественной психологии рассматривается как основополагающий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В связи с этим важная роль отводится деятельности в развитии детей дошкольного возраста, в том числе в развитии познавательной активности.
Согласно ФГОС ДО, в дошкольном возрасте дети осваивают следующие виды деятельности – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность, которые определяются как «сквозные», выполняющие важную роль в формировании личности дошкольника. Также выделяются такие виды деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, труд, конструирование [18].
Среди данных видов деятельности особое место занимает игра, которая, по мнению Л.С. Выготского, является ведущей в дошкольном возрасте. Одним из первых обосновав значение игры, Л.С. Выготский выделил отличия детской игры, ее функции, роль в познавательном развития дошкольников. Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении определенных действий в соответствии с поставленной игровой задачей [4].
Д.Б. Эльконин считает игру видом деятельности дошкольников, в которой ребенок сначала на эмоциональной, а затем и на интеллектуальной основе осваивает систему межличностных отношений. Д.Б. Эльконин определяет игру как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Посредством игры дети осваивают социальный и культурный опыт. В игровой деятельности дети приобщаются к системе общечеловеческих ценностей [20].
В структуре игровой деятельности выделяются компоненты, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Компоненты игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Под сюжетом игры понимается моделируемая область окружающей действительности, которая воспроизводится детьми в процессе игровой деятельности. В дошкольном возрасте дети осваивают различные игровые сюжеты – бытовые, сюжеты по мотивам художественных произведений и другие [1].
Важным элементом игры является роль, под которой понимается определенная социальная позиция, выражаемая посредством игровых действий. Посредством роли моделируются социальные отношения. Роль тесно связана с сюжетом игры и игровыми правилами. Игровые правила – это установленные в рамках игры требования к реализации ролевых игровых действий [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва : Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2.Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие / В. П. Арсентьева. – Москва : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
3.Барышникова, Е. В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е. В. Барышникова. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 182 с.
4.Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5.Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 464 с.
6.Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2006. – 121 с.
7.Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО : методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева. – Москва : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
8.Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. – Москва : Просвещение, 2010. – 96 с.
9.Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2004. – 416 с.
10. Коломийченко, Л. В. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Л. В. Коломийченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 212 с.
11.Комарова, О. А. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации / О. А. Комарова, Т. В. Кротова. – Москва : МГПУ, 2017. – 94 с.
12.Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 250 с.
13.Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва : ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
14.Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова. – Москва : Мозаика-синтез, 2011. – 59 с.
15.Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В. В. Бардалим, М. Л. Вайнапель, Н. А. Виноградова. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
16.Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : методическое пособие / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова. – Москва : ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 112 с.
17.Сумарокова, А. М. Обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО / А. М. Сумарокова // Молодой ученый. – 2017. – № 49. – С. 409–411.
18.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
19.Шаховская, Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования / Н. Н. Шаховская // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – № 2. – С. 9–17.
20.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 2007. – 360 с.