Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Национальные проекты играют важную роль в развитии экономики России и ее регионов. Эти проекты затрагивают различные сферы национального развития – от образования и здравоохранения до промышленности и инфраструктуры. Они призваны стимулировать экономическое развитие, улучшить качество жизни населения и повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке.
Одним из основных преимуществ национальных проектов является их фокус на региональное развитие. Планы разрабатываются с учетом конкретных особенностей каждого региона и его потребностей. Такой подход позволяет улучшить социально-экономическую ситуацию конкретного региона, а также снизить разрыв в развитии между различными регионами страны.
Важным аспектом национальных проектов является их прямое влияние на экономику. Реализуемые мероприятия по модернизации промышленности, развитию инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса и другие направления способствуют укреплению экономического потенциала страны. Это приводит к увеличению производства, сокращению безработицы, повышению уровня жизни населения.
Одним из наиболее успешных национальных проектов является проект "Демография", направленный на повышение рождаемости и снижение смертности в России. Благодаря реализации этого проекта удалось снизить показатели смертности, а также увеличить рождаемость населения, что в свою очередь способствует росту населения и укреплению трудовых ресурсов страны.
Однако, необходимо отметить, что национальные проекты требуют значительных финансовых вложений со стороны государства. Поэтому важно создать эффективную систему распределения и контроля использования средств, чтобы обеспечить их максимальную эффективность и результативность. Также необходимо внимательно анализировать результаты реализации проектов и вносить корректировки в их планы для достижения оптимального результата.
В целом, национальные проекты играют ключевую роль в развитии экономики России и ее регионов. Они способствуют повышению уровня жизни населения, развитию инфраструктуры и промышленности, а также укреплению позиций страны на мировом рынке. Однако успешная реализация этих проектов требует не только финансовых вложений, но и комплексного подхода, эффективного распределения ресурсов и учета специфики каждого региона.
Цель исследования – исследовать национальные проекты и их роль в развитии экономики России и регионов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие, цели и содержание национальных проектов;
-изучить виды национальных проектов;
-описать проблемы, связанные с реализацией национальных проектов;
- выполнить анализ выполнения национальных проектов России;
-проанализировать влияние национальных проектов на обеспечение экономической безопасности России;
-выявить ключевые тенденции проблематики экономической безопасности;
-предложить пути совершенствования приоритетных национальных проектов с целью обеспечения экономической безопасности России.
Объект исследования - экономическая безопасность Российской Федерации в современных условиях.
Предмет исследования - реализация национальных проектов как инструмент обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Методологическая база исследования - экспериментальные и теоретические подходы к изучению окружающей экономической реальности. в ходе работы были задействованы научные приемы абстрагирования, движения от абстрактного к конкретному, проведения статистического и экономического анализа, синтеза данных, сопоставления и классификации, а также индуктивные и дедуктивные методы.
Информационная база. В ходе исследования использовалась база нормативно-правовых и нормативно-методологических документов Правительства РФ, статистические материалы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава содержит теоретические аспекты национальных проектов.
Во второй главе проведено исследование роли национальных проектов в экономике России.
В главе третьей предложены пути совершенствования приоритетных национальных проектов с целью обеспечения экономической безопасности России.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Понятие, цели и содержание национальных проектов
На современном рынке планирование остается неотъемлемой частью управления. Для эффективного управления постиндустриальной экономикой необходимо иметь стратегический замысел, определить цели оперативного регулирования и обеспечить координацию из единого центра.
Планирование предполагает установление обоснованных целей развития и системы приоритетов.
Не вызывает сомнений, что даже в переходном периоде к современному рынку у государства не может быть цели важнее, чем постоянный рост уровня благосостояния населения.
Система планирования должна быть ориентирована на достижение стратегической цели в ускоренном режиме. Мировой опыт показывает, что планирование должно осуществляться на всех уровнях иерархии. В период перестройки особенное внимание уделяется переносу акцента в планировании с микро- на макроуровень экономики, определению общих тенденций развития и формированию стратегии роста. Также необходимо обеспечить более тесную связь между региональными и общегосударственными стратегиями, макроэкономической политикой и краткосрочными планами.
Государственные целевые программы являются ключевым элементом планирования.
Программно-целевой подход может быть эффективным средством централизованного управления при решении крупных проблем. Этот подход включает постановку целей, определение приоритетных направлений, разработку плановых показателей, определение необходимых ресурсов и разработку мер для достижения поставленных целей.
Исходя из вышесказанного, возникла идея национальных проектов.
Повышение качества жизни граждан России является главным вопросом государственной политики. Это очевидное утверждение, которое становится особенно актуальным в современное время. Однако недавний исторический опыт показывает, что несколько лет назад его актуальность вызывала сомнения.
Страна столкнулась с опасной дезинтеграцией государственных институтов, системным экономическим кризисом, издержками приватизации и политическими манипуляциями на фоне стремления народа к демократии. Последнее десятилетие ХХ века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка.
Более трети населения оказалось за чертой бедности. Многие граждане столкнулись с задержками выплат пенсий, пособий и заработных плат.
Люди были напуганы дефолтом и потерей своих сбережений. Они потеряли веру в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.
При начале работы в 2020 году, власть столкнулась с этими проблемами. Ей пришлось одновременно решать острейшие ежедневные проблемы и работать на создание новых долгосрочных тенденций роста.
Путь, пройденный страной за последние пять лет, хорошо описан в ежегодных посланиях президента России Федеральному Собранию. На первых этапах работы ставилась задача восстановления порядка в органах власти, объединения ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях и остановка дезинтеграции государства. Эти проблемы частично были решены в 2020-2022 годах.
Далее были разработаны приоритеты развития в таких сферах, как здравоохранение, образование и жилье, и сформированы национальные проекты.
Для реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики был создан Совет при Президенте Российской Федерации. Этот орган выполняет следующие функции:
- Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке мер для реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики.
- Рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов и демографической политики, определение способов и этапов их реализации.
- Анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовка предложений по ее улучшению.
Сегодня национальные проекты охватывают 90% сфер нашей жизни, поскольку они направлены на решение основных проблем.
1.2. Виды национальных проектов
В рамках национального проекта "здоровье" ставится перед собой цель оптимизировать расходы на здравоохранение, сделать акцент на профилактике и укреплении первичного звена медицины. Основные задачи проекта включают укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости и смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие профилактических программ и удовлетворение потребности в высокотехнологичных методах помощи.
В рамках первого направления проекта предлагается развивать первичную медицинскую помощь, подготавливать врачей общей практики и участковых терапевтов, укреплять материально-техническую базу и повышать заработную плату медицинским работникам. Также предусмотрены меры по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов, иммунизации населения, обследованию новорожденных и диспансеризации работающего населения.
Второе направление проекта "доступное и комфортное жилье" направлено на обеспечение большинства граждан возможностью приобретения качественного жилья с помощью долгосрочных кредитов. Целью проекта является создание модели улучшения жилищных условий граждан, увеличение темпов строительства социального жилья и обеспечение гражданам возможности приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств. В рамках проекта предусмотрены меры по увеличению объемов жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, повышению доступности жилья и выполнению государственных обязательств по обеспечению определенных категорий граждан жильем, а также увеличению объемов ипотечного жилищного кредитования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ажлуни А. М., Борзова Д. А. Национальные проекты России и их финансирование // Регион: системы, экономика и управление. - 2019. - № 2 (45). - С.130–133
2.Боженко, А. А. Роль национальных проектов в развитии регионов России // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 267-268.
3.Быстрянцев П. С. Методология исследования и оценки институционального доверия в социальных институтах и управлении. /\ Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022 - №2 (110) – С. 119–122.
4. Вдовин И. А. Венглинский Д. Р. Проблема привлечения внебюджетных инвестиций в национальные проекты // Бизнес. Общество. Власть. - 2020. - № 2–3 (36–37). - С. 74–86
5.Воскобойникова А. В. Анализ актуальных проблем реализации приоритетных национальных проектов. // Научные записки молодых исследователей. – 2022 - №10(4) – С. 18–24.
6.Ежов Д. А. Потенциальные риски реализации национальных проектов и пути их нейтрализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - № 3(32). - С.41- 51
7.Изгияева М.Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2023 - № 6 (20). - С. 25 - 33
8.Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации // Бизнес и дизайн ревю. - 2021. - № 2 (22). - С. 19 - 26
9.Казанцев В.О. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. - М.: Вагриус, 2023. - 127с.
10.Карпенко М., Казанцев В., Иванов Л. Приоритетные национальные проекты и новая идеология. - М.: Глобол, 2022. – 347 с.
11.Койчуев Т. О концепции и национальных проектах экономического развития РФ // Общество и экономика. - 2022. - N 7. - С.97-111.
12. Лебедев А. А. Приоритетный национальный проект «Здоровье» - основа здравоохранения XXI века // Национальные проекты. - 2023. - № 3. - С. 61-62.
13. Матненко А. С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. - М.: Русь, 2022. – 246 с.
14.Медведев Д. Реализация национальных проектов: новые задачи // Экон. политика. - 2021. - N 1. - С.5-9.
15.Мерсиянова И.В. Национальные проекты на муниципальном уровне: от государственных идей к конкретным действиям // Мониторинг обществ. мнения: экон. и социал. перемены. - 2023. - N 4. - С.20-34.
16.Механик А. Как нам реализовать национальные проекты // Эксперт. - 2019. - N 22. - С.67-69.
17.Наумова, Н. В. Приоритеты национальной безопасности современной России // Новый юридический вестник. — 2021. — № 9 (33). — С. 7-10.
18.Новикова Т. Национальные проекты и социальные преобразования // Экономист. - 2023. - N 8. - С.82-86.
19.Обухова Е. Нацпроекты набирают скорость // Эксперт. - 2022. - N 42. - С.12-16.
20.Положихина М.А. Организация управления национальными проектами // Экономические и социальные проблемы России. - 2022. - №2. - С. 13 - 18
21.Сурат И.Л. Жилищно-коммунальное хозяйство: предоставление услуг по управлению, экономике, содержанию и ремонту многоквартирных домов. Монография. - М.: МЭИ - 161 с.
22.Шабанов Я. Роль целевых программ в осуществлении социальной политики российского государства // Власть. - 2019. - N 10. - С.20-23.
23. Национальные проекты: Целевые показатели и основные результаты // Правительство России. URL: https://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Natsionalnee%20ppoekte.pdf (дата обращения: 23.05.2024).
24. Общие вопросы реализации национальных проектов // Правительство России]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/660/events/ (дата обращения: 23.05.2024).