Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в современном обществе сфера действия административного права является достаточно широкой.
Для формирования по-настоящему правового и социального государства, которым является Российская Федерация согласно Конституции, необходим соответствующий уровень законности и дисциплины в сфере административных правоотношений, а также наличие соответствующего законодательства, без пробелов и коллизий. Связь правового и социального государства и состоит в том, что в основе существования обоих должна быть идея законности, дисциплины и верховенства права.
Обеспечение законности и дисциплины в сфере реализации административного права является совместной ответственностью государства и граждан, которые должны точно и неукоснительно исполнять, использовать, соблюдать и применять законы и подзаконные акты в сфере административного права.
Будучи сложной и многоаспектной системой, административное право динамично развивается, что актуализирует обращение к специфике предмета и методов административного права на современном этапе.
Степень научной разработанности проблемы. Многие ученые занимались разработкой данных проблем, среди которых А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, В.К. Бабаев, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, В.П. Беляев, Н.В. Витрук, В.М. Горшенев, А.И. Гурин, С.А. Денисов, А.И. Елистратов, С.О. Шохин, Н.И. Химичева, А.В. Малько, А.Е. Лунев, Ю.Н. Старилов, Г.И. Петров, С.С. Студеникин, М.С. Студеникина, Е.Н. Трубецкой, С.М. Шахрай, В.А. Козбаненко, Н.Ю. Хаманева, И.Б. Шахов, А.М. Тарасов, К.В. Марков, А.В. Мартынов, Г.С. Яковлев, Ц.А. Ямпольская и другие. Проблема имеет высокую степень научной разработанности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административного права.
Предметом исследования являются роль и значение административного права.
Целью исследования выступает теоретико-правовой анализ значения административного права в жизни государства и общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание специфики административного права;
- рассмотреть особенности предмета административного права;
- изучить методы влияния административного права на государство и общество.
Методы исследования. Методологической основой исследования послужили философские, общенаучные и частно–научные методы. Среди общенаучных методов были использованы: анализ, синтез, функциональный, сравнения, описания. Среди частно-научных: юридические: формально – юридический, сравнительно – правовой и прочие.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ОСОБЕННОСТИ, ПРЕДМЕТ
1.1.Административное право как отрасль права
Административное право является совокупностью норм, регулирующих общественные отношения управленческой направленности, возникающие в процессе реализации органами исполнительной власти своих законодательно установленных полномочий.
То есть, сфера действия административного права – это преимущественно государственное управление. Государственное управление охватывает деятельность исполнительных органов государственной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Оно направлено на организацию и регулирование воздействия государства на общественную жизнедеятельность в целях ее упорядочения и сохранения, основываясь на властной силе. Данное определение объединяет три ключевых момента: государство как системно организованный субъект управления, общественную жизнедеятельность общества, которая воспринимает управляющие воздействия и реагирует на них, и управляющие воздействия, которые формируют взаимосвязи между государством и обществом .
Соблюдение законности в управлении является совместной работой людей и организаций, направленной на точное и последовательное применение законов и подзаконных актов в управлении.
Данная деятельность направлена на не допущение нарушений законов и предписаний, которыми руководствуются органы исполнительной власти и их сотрудники, на выявление, пресечение и устранение таких нарушений, на определение причин и условий, которые их способствуют, на разработку и принятие мер для устранения причин и условий нарушения законности и дисциплины, а также на юридическую ответственность виновных.
В сфере государственно-управленческой деятельности законность и дисциплина обеспечиваются системой организационно-правовых средств. Эти средства различаются по юридической значимости и содержанию, но вместе составляют способы обеспечения этих явлений. К таким способам относятся контроль, надзор и обращение граждан.
Государство закрепляет гарантии, обеспечивающие соблюдение законности и дисциплины. Эти гарантии определяются действующим законодательством и включают в себя факторы, обеспечивающие соблюдение законов и порядка.
В список гарантий входят общие и специальные. Общие гарантии могут быть экономическими, политическими и правовыми.
Экономические гарантии связаны с разными формами собственности, политические гарантии определяются конституционными положениями, а правовые гарантии включают создание эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм и порядка применения норм для предотвращения нарушений.
Специальные гарантии включают состояние законодательства, доступность и качество правосудия, контрольную деятельность, которая обладает высокой эффективностью, а также уровень деятельности по предотвращению правонарушений.
Важной частью аппарата государственного управления являются способы обеспечения законности, которые можно подразделить на контроль и надзор. Они являются необходимыми условиями поддержания законности, дисциплины, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Как подчеркнул В.Е. Чиркин, контроль является важным элементом управленческой деятельности и эффективное управление без наличия контроля невозможно.
Административное право относится к сфере публичного права. Место административного права определяется таким аспектом, как его назначение, базовое содержание которого представлено обеспечением исполнения, реализации законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. Конечно же, административное право тесно взаимодействует с иными правовыми отраслями. По сути, отсутствует такая сфера жизни общества, в которой не было бы места сфере действия административно-правовых норм. Безусловно, рассматривая вопрос места административного права, нам важно понимать, что же собой представляют административные правовые нормы, какие функции им присущи.
Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) являются установленными государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правилами, предписывающими должное или возможное поведение субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивают специальные меры государственного воздействия. Нормы административного права обладают следующими характерными чертами: они обеспечивают публичные интересы, наличие организующего начала в системе регулирования управленческих отношений; одностороннего властвующего воздействия на субъектов права; принудительности .
Далее обратимся собственно к понятию публичного права. Современные общественные отношения регулируются в правовом аспекте именно нормами публичного права. Предмет публичного права представлен основами государственного устройства, функционированием государства, государственных институтов, институтами гражданского общества, системами и органами местного самоуправления, правотворческим и правоприменительным процессом, судебной системой, международными отношениями. Таким образом, публичное право направлено на то, чтобы обеспечивать и охранять общие интересы государства и общества. Административное право является отраслью публичного права по своему предмету, поскольку административное право непосредственно связано с системой государственно-управленческих отношений. Административное право выступает как охранительное для многих других отраслей правовой системы страны.
В сферу публичного права помимо административного также входит и конституционное право. Говоря о соотношении административного права с конституционным, мы можем отметить схожесть устройства конституционного права и объектов законодательного координирования с тем, как устроено административное право. Конституционное право осуществляет фиксацию правил компетенции исполнительной власти, тогда как для административного права огромную значимость имеют те конституционные статьи, которые определяют состав исполнительной власти, порядок ее функционирования и т.п.
Далее следует рассмотреть взаимосвязь административного и уголовного права. Общее здесь в охранении одной и той же сферы правоотношений, тем не менее, тяжесть санкций здесь не совпадает. Административным законодательством устанавливается гораздо менее строгая мера ответственности по сравнению с уголовным.
Тесная взаимосвязь существует между административным правом и финансовым правом. Финансовое право отграничено и отличается от административного лишь в силу таких аспектов, как специфика, большое общественное значение объекта правового регулирования (а именно, речь идет о процессе собирания и распределения денежных средств) .
Таким образом, будучи отраслью публичного права, административное право осуществляет задачу регуляции широкого круга вопросов, которые связаны с организацией и деятельностью системы органов исполнительной власти, созданием эффективной государственной службы, обеспечением законности в сфере функционирования исполнительной власти. Тем не менее, административное право как отрасль публичного права использует и юрисдикционные методы воздействия. Субъектами административного права, представляющими государство и его органы, используются конкретные принудительные механизмы и правовые средства, административно-властные принудительные полномочия. Конечно же, все осуществляется в рамках действующего законодательства.
Нельзя не отметить, что административное право в системе публичного права наделено такими чертами, как сложность, многоаспектность, высокая развитость. Уникальное значение административного права обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Ранее мы перечисляли функции, задачи норм административного права. Из этого следует, что административное право может быть названо центральной отраслью правовой системы, воздействующей на все иные отрасли права .
В системе публичного права административное право отличается тем, что избирает для себя в качестве основного императивный метод, эта отрасль обеспечивает публичные интересы, правовую защиту прав и свобод не только физических лиц, но и юридических.
1.2.Характеристика предмета административного права
Предмет административного права репрезентован совокупностью тех однородных общественных отношений, которые регулируются посредством данной отрасли права. Так как круг таких отношений является достаточно широким и подвижным, соответственно, есть трудности в целостном описании предмета административного права.
В подходах к рассмотрению предмета административного права применяется также и дифференцирующий метод, который подразумевает отнесение к сфере административного права относительно самостоятельные группы отношений, включающие в свой круг разные виды административной государственной деятельности.
Несмотря на множественность подходов, все же, нормы административного права осуществляют регуляцию отношений, которые складываются именно в сфере организации, деятельности исполнительной власти, а именно:
- отношений, возникающих в процессе создания конкретных органов исполнительной власти, определения из задач, функций, компетенции и форм деятельности;
- отношений, возникающих в процессе реализации органами исполнительной власти своих задач, функций и компетенции (в данном случае речь идет о практической реализации закона).
Те общественные отношения, которые входят в предмет административного права, имеют отличия от отношений, входящих в предмет иных отраслей. И тут можно выделить следующие особенности:
1. Связанность такого рода отношений с реализацией государственных интересов, выраженных в законах и иных нормативных правовых актах.
2. Осуществление реализации актов с учетом защиты прав и законных интересов граждан, как базовой фундаментальной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ) .
3. Регулирование осуществляется во всех сферах жизни общества и государства, а именно, существует такое разделение:
- экономическая;
- социально-культурная;
- административно-политическая.
4. В части нарушений в процессе исполнения нормативно-правовых актов в той или иной сфере мерами административного принуждения и административной ответственности обеспечивается защита общественных отношений, входящих в предмет и других отраслей права.
5. Возникновение при соблюдении определённых условий: одна из сторон данных правоотношений - это орган исполнительной власти или его должностное лицо, которые действуют во исполнение закона и предписания которых носят обязательный характер для другой стороны; полномочия в аспекте регулирования отношений органам исполнительной власти предоставлены в рамках строго определённой законом компетенции.
Итак, предмет административного права является совокупностью общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи с организацией органов исполнительной власти и осуществлении ими собственных полномочий.
Здесь же необходимо подчеркнуть, что далеко не все общественные отношения, связанные с управленческой деятельностью, относятся к предмету административного права. К примеру, речь идет об отношениях, возникающих в связи с функционированием негосударственных формирований - общественных объединений и коммерческих организаций. В них управление выражено не посредством норм права, обязательных для неопределенного круга субъектов, а в тех уставных правилах, которые предназначены для соблюдения лишь членами такого рода негосударственных формирований.
Эта особенность не означает, что административное право не затрагивает основы их организации и функционирования. Его нормы оказывают регулирующие воздействие в тех случаях, которые прямо предусмотрены в действующем законодательстве.
Например, государством устанавливается обязательная государственная регистрация юридических лиц, правила внесения их в единый государственный реестр, кроме того, значимы функции контроля и надзора за степенью соответствия деятельности негосударственных формирований требованиям закона, в частности административно-правовым нормам .
Еще одна особенность тех общественных отношений, которые входят в предмет изучаемой отрасли, является и то, что обязательная сторона в регулируемых отношениях представлена органами исполнительной власти или их должностными лицами. Таким образом, исключается возможность существования административных правоотношений между гражданами (что характерно для отношений, составляющих, например, предмет гражданского права), так как они выступают как принципиально равные субъекты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).//СПС Консультант Плюс
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Агапов, А. Б. Субъекты административного права : учебное пособие для вузов / А. Б. Агапов. — 13-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 301 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17489-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537256 (дата обращения: 24.05.2024).
4. Административное право : учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 480 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18590-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536500 (дата обращения: 24.05.2024).
5. Беляева, Г.С., Палеха, Р.Р., Ярычев, Н.У. Правовое воздействие и правовое регулирование: диалектика взаимосвязи // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 4 (184). - С. 55-57.
6. Вагайцев, В. М. Административное принуждение как государственно-правовой институт / В. М. Вагайцев // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 902. – С. 46.
7. Вершок, И.Л. Проблемы изучения метода правового регулирования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2020. - № 1 (33). - С. 64-68.
8. Ветышева, Э.С. Понятие и гарантии законности: статья в сборнике трудов конференции. Минск, 2019.
9. Ветютнев, Ю.Ю. Метод правового регулирования: аксиология и морфология // Журнал «Современное право». - 2022. - № 12. - С. 5-9.
10. Громов, Р. М. Понятие административного права // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 193-195
11. Лунева, М.А., Кулапов В.Л. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие и соотношение // Журнал «Аллея науки». - 2023. - Т. 1. - № 9 (84). - С. 334.
12. Малыхина, Е.А., Пугарчева, А.Ю. Некоторые вопросы о самостоятельности налогового права // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 24 (314). - С. 294-296.
13. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 484 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18580-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536340 (дата обращения: 24.05.2024).
14. Петрова, А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права / А. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 490-493. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14091/ (Дата обращения 24.05.2024)
15. Прохорко, Т.Н. Роль и значение диспозитивности и императивности в регулировании общественных отношений: дискуссионные вопросы // Журнал «Современное право». - 2022. - № 9. - С. 21-28.
16. Рыженков, А.Я. Предмет правового регулирования: необходимость пересмотра концепции // Журнал «Современное право». - 2022. - № 10. - С. 24-29.
17. Садовченко, Е.В. «Правовое воздействие» и «правовое регулирование»: сущность, сходство и различие, механизмы воздействия // Всероссийский юридический форму. Сборник научных статей. – 2021. – С.16-22
18. Сибагатуллина, Ф.А., Маады, А.И. Методы правового регулирования в финансовом праве на примере конкретных случаев // Журнал «Оригинальные исследования». - 2020. - Т. 10. - № 11. - С. 187-191.
19. Стахов, А. И. Административное право России : учебник для вузов / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.
20. Шагиева, Р.В. Предмет правового регулирования и его роль для системного осмысления права // Журнал «Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата». - 2020. - № 2 (57). - С. 59-65.