Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конкурентный анализ — это процесс сравнения ваших конкурентов с вашим брендом, чтобы понять их основные отличия, сильные и слабые стороны. Это углубленный анализ положения каждого конкурента на рынке, тактики продаж и маркетинга, стратегии роста и других критически важных для бизнеса аспектов, чтобы увидеть, что они делают правильно, и найти возможности для вашего бизнеса.
Конкурентный анализ дает вам более четкое представление о рыночной ситуации, что позволяет принимать обоснованные решения для вашего роста. Исследование конкурентного рынка — это жизненно важное мероприятие, выходящее за рамки простого сравнения продуктов или услуг. Он включает в себя углубленный анализ рыночных показателей, которые отличают ваши предложения от предложений ваших конкурентов. Тщательное исследование рынка не просто выявляет эти различия, но и усиливает их, закладывая прочную основу для стратегии продаж и маркетинга, которая действительно выделяет бизнес на оживленном рынке, что делает изучение вопроса маркетингового подхода к оценке конкурентоспособности товаров особенно актуальным.
Цель работы – выявление конкурентоспособности исследуемого товара на российском рынке посредством маркетингового подхода к оценке.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие конкурентоспособности товара/услуги в маркетинге, ее сущность и параметры.
2. Выявить основные принципы оценки конкурентоспособности товара/услуги.
3. Изучить факторы оценки конкурентоспособности товара/услуги.
4. Выделить основные этапы оценки конкурентоспособности товара/услуги.
5. Охарактеризовать методологию оценки конкурентоспособности товара/услуги.
6. Определить значение оценки конкурентоспособности.
7. Провести анализ рынка чая в России и выбрать наиболее конкурентоспособного/ых бренда/ов чая как базы для сравнения.
8. Выявить наиболее значимые параметры конкурентоспособности на рынке чая.
9. Сравнить по параметрам конкурентоспособности продукцию «Greenfield» с продукцией конкурентов.
Объект исследования – конкурентоспособность бренда «Greenfield» на российском рынке чайной продукции.
Предмет исследования – маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара.
Методы исследования – описательный анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Теоретической и методологической базой при написании данной работы послужили труды зарубежных и отечественных исследователей в области маркетингового подхода к оценке конкурентоспособности товаров таких как: Косова Л.Н., Кислицина В.В., Тюлин А.А., Болдырева Н.Н., Брагин Л.А., Лукаш Ю.А. и др.
Глава 1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара/услуги в маркетинге
1.1 Понятие конкурентоспособности товара/услуги в маркетинге, ее сущность и параметры
В современном мире устойчивое положение на рынке товаров и услуг любого предприятия зависит от уровня его конкурентоспособности. Конкурентоспособность – уровень технико-экономических и эксплуатационных параметров товара/услуги, позволяющий конкурировать (конкурировать) на рынке с другими аналогами. Другими словами, это способность продукта соответствовать требованиям рынка в определенный период времени по сравнению с аналогами конкурентов [2, с. 103].
Конкурентоспособность товара формируется путем установления, достижения и поддержания определенного уровня конкурентоспособности на всех этапах его существования: начиная с первых этапов его создания и заканчивая продвижением потребителю. Оценка конкурентоспособности проводится такими субъектами, как поставщики, потребители и эксперты.
В последнее время можно услышать, что потребительский сегмент с высокими доходами можно получить в том случае, если конкурентоспособность товара повысится за счет повышения уровня его качества. Действительно, такой шаг вполне оправдан, более того, он будет способствовать социальному прогрессу [4, с. 167].
Следует обратить внимание на то, что конкурентоспособность — это динамическая категория, которая зависит от рыночной ситуации, характера потребностей и их изменения, условий обслуживания, платежеспособности спроса и т. д. Товары высокого качества могут стать менее конкурентоспособными в том случае, если заметьте, это повысит цену за счет придания товарам таких свойств, которые не вызывают у покупателей существенного интереса. Поэтому, чтобы избежать сокращения выпуска, а значит, и прибыли, предприятиям часто приходится принимать решение о снижении цены на качественный товар или введении различных условий, которые позволят пользователю совершить покупку в пользу этого товара [5, с. 101].
Таким образом, для повышения экономической устойчивости и эффективности необходимо уделять больше внимания качеству продукции, поскольку оно помогает обеспечить производство и продвижение конкурентоспособной продукции.
1.2 Основные принципы оценки конкурентоспособности товара/услуги
Чтобы получить верные результаты, которые в дальнейшем можно эффективно использовать, нужно учитывать совокупность критериев. Для различных товаров необходимо выбрать отдельные сравниваемые параметры и учитывать их специфику. Нельзя использовать одинаковые критерии для средств по уходу за волосами и автомобилями [3, с. 206].
Основным показателем конкурентоспособности товара будет являться ориентация на потребности человека. Когда потребитель выбирает нужный товар, он берет тот, который больше всего удовлетворяет его потребности.
Также следует учитывать – сколько потребитель потратит времени на приобретение и использование товара. Исследование того, насколько товар конкурентоспособен, выявляет, насколько критерии соответствуют друг другу [6, с. 154].
Для наиболее объективной и приближенной к реальности оценки следует использовать такие требования, которые важны для человека, пользующегося данным товаром.
Цель проведения конкурентного анализа не в том, чтобы выявить все, что ваши конкуренты выпустили «первым», и поставить их в начало вашей очереди разработки. Хотя иногда можно увидеть, что они добавили что-то, что, по вашему мнению, также понравится вашим клиентам, существует множество причин не пытаться клонировать ваших конкурентов [9, с. 67].
Разговоры с нынешними и потенциальными клиентами — это истинная движущая сила дорожной карты, но конкурентная информация — отличный дополнительный ингредиент в этом процессе. Вместо того, чтобы наблюдать за тем, как конкурент добавил функцию, и заявлять, что она нужна вашему продукту, можно опросить своих клиентов и потенциальных клиентов, чтобы узнать, волнует ли их это или интересует их или это то, о чем они уже просили, но у компании просто еще не дошли руки [7, с. 435].
Еще одним принципом является непрерывность анализа. Хотя у конкретного упражнения может быть конечная точка, всегда есть что-то новое, за чем нужно следить, поэтому менеджеры по продуктам должны использовать цифровые инструменты, чтобы предупреждать их, когда происходит что-то примечательное [10, с. 165].
Использование служб мониторинга новостей (таких как оповещения Google), подписка на отраслевые информационные бюллетени (и их фактический просмотр), отслеживание конкурентов в социальных сетях и подписка на их обновления новостей — отличные способы держать руку на пульсе того, что происходит в мире. рынок без необходимости заранее проверять их. Это будет предупреждать компанию, когда будут объявлены новые выпуски или функции, подписаны крупные сделки или произойдут крупные наймы (или увольнения) [8, с. 102].
1.3 Факторы оценки конкурентоспособности товара/услуги
На конкурентоспособность влияют факторы, которые способствуют не только устойчивому производству, но и организации высокой конкуренции продукции на рынке. Такие факторы можно разделить на три группы:
качество товара/услуги;
Цена товаров/услуг;
Предоставление сопровождения различных видов бесплатных услуг и т.д. [6, с. 57].
Наряду с конкурентоспособностью важную роль в развитии любого современного предприятия играет качество выпускаемой продукции. Под качеством понимается совокупность характеристик и свойств товара (или любого другого объекта), придающих ему способность удовлетворять предполагаемые и определяемые потребности [8, с. 98].
Следует отметить, что качество и конкурентоспособность продукции – два тесно связанных понятия. И то, и другое является средством оценки конечных результатов работы, в том числе ее полезности. Общим для обеих концепций является то, что они представляют собой динамические характеристики товаров, которые постоянно меняются в связи с технологическим прогрессом и социальными потребностями. Но даже в этом случае полностью определять эти понятия нет необходимости, так как конкурентоспособность товара по-прежнему определяется совокупностью только тех свойств, которые полезны (интересны) для потребителя и обеспечивают его удовлетворение. Остальные характеристики, выходящие за рамки выявленных интересов, не имеют отношения к оценке конкурентоспособности [10, с. 39].
Еще одним ключевым компонентом являются инновации. Компании должны постоянно внедрять инновации и предлагать новые идеи для продуктов или услуг, а также способы улучшения существующих. Это позволяет им оставаться впереди конкурентов, предлагая уникальные решения, которые нелегко воспроизвести.
1.4 Основные этапы оценки конкурентоспособности товара/услуги
Оценка конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болдырева, Н. П. Практика оценки конкурентоспособности: учебное пособие / Н. П. Болдырева. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2021. - 104 с.
2. Болдырева, Н. П. Теория оценки конкурентоспособности: учебное пособие / Н. П. Болдырева, Н. В. Болдырева. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 146 с.
3. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П. С. Завьялов. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 336 с.
4. Князева, И. В. Актуальные вопросы проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках (методологический комментарий): монография / И. В. Князева, С. Н. Чирихин. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. - 291 с.
5. Лукаш, Ю. А. Маркетинг как составляющая обеспечения конкурентоспособности: учебное пособие / Ю. А. Лукаш. - Москва: Флинта, 2022. - 125 с.
6. Маркетинг: основной курс, практикум и наглядные пособия: учебное пособие / под ред. М. В. Москалева. - Санкт-Петербург: Проспект науки, 2024. - 216 с.
7. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности: учебник / под общ. ред. И.И. Скоробогатых, Р.Р. Сидорчука, С.Н. Андреева. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 589 с.
8. Современная торговля: вопросы конкурентоспособности и социальной политики: монография / Л. А. Брагин, Г. Г. Иванов, С. Л. Орлов [и др.]; под общ. ред. д.э.н., проф. С. Л. Орлова. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 192 с.
9. Резник, Г. А. Маркетинг: учебное пособие / Г.А. Резник. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 199 с.
10. Тюлин, А. Е. Управление конкурентоспособностью продукции: учебник / А. Е. Тюлин, А. А. Чурсин. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 215 с.
11. Российский интернет-портал и аналитическое агентство [Электронный ресурс]. 2024. Дата обновления: 21.05.2024URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 21.05.2024).
12. Take-profit.org биржевой портал [Электронный ресурс]. 2024. Дата обновления: 21.05.2024 URL: https://take-profit.org/statistics/industrial-production/european-union/ (дата обращения: 21.05.2024).
13. BusinesStat [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://businesstat.ru/images/demo/tea_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
14. ЕМИСС ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://fedstat.ru/indicators/search?searchText (дата обращения: 21.05.2024).
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).