Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В некоторых жизненных ситуациях человеку полагается помощь от государства. Варианты льгот, и даже сумма ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ), могут быть разными. Кому-то доплата назначается автоматически, а другим только по заявлению. ЕДВ - доплата от региональных отделений Социального фонда России льготным категориям населения. Такими могут быть люди, нуждающиеся в государственной поддержке или имеющие особые заслуги перед страной. Размер выплаты отличается у разных категорий людей. При назначении ЕДВ также появляется право на получение набора социальных услуг (далее - НСУ) в натуральном виде, за исключением некоторых льготников.
Объект исследования система ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам как мера государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие назначения ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам.
Целью исследования является анализ правовых основ назначения ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и их размер;
2.исследовать особенности предоставления получателям ежемесячной денежной выплаты социальных услуг;
3.рассмотреть порядок назначения ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам;
4.выявить перспективы развития социальной помощи в виде ежемесячных денежных выплат отдельным категориям федеральным льготникам.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство в сфере социальной защиты населения, материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Гилязетдинова О., Григорьев И.В., Гришина Е.Е., Зыков С.В., Истомина Е.А., Касаткина А.Ю., Кириллова Т.К., Ломакина А.А., Рожко А.В., Халдай Ю.М., Чупрова Е.В., Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем назначения ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере назначения ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЛЬГОТНИКАМ
1.1.Понятие ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и их размер
В соответствии со ст.7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство с государственной поддержкой семьи, материнства, отцовства и детства, с развитой системой социальных служб, установленными льготами и иными гарантиями социальной защиты. В России действует государственная система социальной помощи, которая предусматривает несколько видов пособий и гарантий социальной защиты.
К мерам социальной поддержки граждан в РФ относятся пенсии, пособия, компенсации, субсидии, налоговые льготы, предоставление социальных и семейных услуг. В РФ действует единая государственная информационная система социального обеспечения, которая содержит, в том числе, информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах и социальных услугах в рамках государственной социальной помощи, а также иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам РФ за счет бюджетных средств.
Действующее законодательство предусматривает ряд мер социальной защиты и поддержки для различных категорий граждан. Среди них особое внимание уделяется материнству и детству, причем обязательства по выплате пособий возлагаются не только на работодателей, но и на социальные службы, которые предоставляют несколько видов пособий, включая пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и некоторые пособия для отцов и родителей в период ухода за ребенком. Социальное страхование необходимо в определенные периоды жизни страны и определяется уникальным принципом, согласно которому оно "компенсирует доход, потерянный в результате страхового случая, и обеспечивает этот доход, когда он не может быть компенсирован другими средствами". Одним из принципов социальной помощи является адресность, то есть индивидуальный подход к каждому гражданину, нуждающемуся в помощи. В связи с этим, принимая во внимание разнообразие трудных жизненных ситуаций, законодатель определил два вида государственной социальной помощи:
-денежные выплаты;
-натуральная помощь.
Выделение различных видов социальной помощи позволяет подобрать их комбинацию, чтобы оперативно реагировать на различные ситуации и максимально снизить бремя трудной жизненной ситуации получателя. Важно отметить, что ст.12 ФЗ от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ не запрещает одновременное использование финансовой и натуральной помощи. Получение гражданином денежных социальных выплат не должно препятствовать получению им натуральной помощи. Единственным условием является то, что человек является нуждающимся и соответствует условиям получения помощи, установленным законодательством.
В идеале целью назначаемой социальной помощи является снижение негативных последствий для гражданина или устранение тяжелых условий жизни. Например, пособие на оплату коммунальных услуг может облегчить финансовые трудности получателей за счет снижения доли соплатежей, а пособие на топливо может полностью решить временные трудности граждан, вынужденных тратить сэкономленные на дровах деньги на лечение из-за болезни.
Предусмотренный вид помощи может предоставляться единовременно или на регулярной основе (например, ежемесячная выплата, ежедневное питание), в зависимости от характера и вида помощи, получателя и обстоятельств обращения за помощью.
Помимо адресности, следует также отметить, что социальная помощь имеет свойство быть бесплатной, т.е. получатель помощи не вносит никаких платежей и не обязан возвращать их через некоторое время, за исключением случаев мошенничества, когда гражданин намеренно ввел государство в заблуждение относительно своего состояния.
Безвозмездный и безвозвратный характер социальной помощи по комментируемому закону отличает ее, например, от ссуд в натуральной или денежной форме, которые государство может предоставлять отдельным категориям граждан, но которые не имеют ничего общего с социальной помощью, или ссуд на льготных условиях.
Однако бесплатность отнюдь не означает, что помощь является безусловной. Социальная помощь может быть обусловлена, например, в виде адресных денежных выплат, установления условий использования помощи (например, запрета на передачу полученной натуральной помощи третьим лицам) или требования соблюдения условий социального контракта. Однако не все виды государственной помощи обусловлены, например, социальные доплаты к социальным пособиям и пенсиям предоставляются по усмотрению получателя.
Право на ЕДВ имеют, в частности, Герои РФ и члены их семей, ветераны, инвалиды и чернобыльцы. Размер ЕДВ зависит от категории ее получателей. Если гражданин имеет право на ЕДВ по нескольким основаниям, ему, как правило, предоставляется одна ЕДВ.
Право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют граждане, относящиеся к одной из льготных групп лиц, в частности:
-к ветеранам (за исключением ветеранов труда, меры социальной поддержки которых определяются региональным законодательством);
-бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
-членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
-инвалидам;
-лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф;
-Героям Советского Союза, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей;
-Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы.
Пенсионеры имеют право на ЕДВ, если относятся к одной из перечисленных категорий.
Гражданину, имеющему право на ЕДВ одновременно по нескольким основаниям (за исключением лиц, относящихся к пятой - седьмой категориям), предоставляется одна ЕДВ по его выбору.
Гражданину, относящемуся к первой - третьей категории лиц либо к лицам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, ЕДВ устанавливается по одному из оснований, предусматривающих более высокий размер (п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 23.1 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).
Размер ЕДВ зависит от того, к какой льготной категории относится гражданин. В Приложении представлен размер о суммах ЕДВ с 1 февраля 2024 года. Так, например, с 01.02.2024 установлены следующие размеры ЕДВ:
-инвалидам войны - 7 605,52 руб.;
-ветеранам ВОВ, являющимся участниками ВОВ, - 5 704,11 руб.;
-ветеранам боевых действий - 4 184,51 руб.;
-инвалидам I группы - 5 324,84 руб.;
-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы - 3 802,78 руб.;
-Героям РФ - 89 675,14 руб.;
-Героям Труда РФ - 66 122,18 руб.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 октября 1948 года) // Российская газета. - 1995. - № 67.
2. Конституция Российской Федерации // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Закон № 4301-1 // https://base.garant.ru/10136260
4. Закон от 09.01.1997 № 5-ФЗ // https://base.garant.ru/135508
5. Закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // https://base.garant.ru/12177515
6. Закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ // https://base.garant.ru/404991633
7. Указ Президента РФ от 11.03.2020 № 180 // https://base.garant.ru/73731750
8. Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 № 46 // https://base.garant.ru/408433705
9. Постановление Правительства РФ от 20.03.2024 № 345 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408654737
10. Постановление Правительства РФ от 01.03.2022 № 277 // https://base.garant.ru/403608718
11. Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 490 // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350345/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/
Научная литература:
12. Гилязетдинова, О. Социальные пособия в эпоху развития цифровых технологий: некоторые проблемы и пути совершенствования / О. Гилязетдинова // Студенческий вестник. – 2023. – № 19-6(258). – С. 18-19.
13. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
14. Гришина, Е. Е. Влияние системы социальной поддержки на уровень бедности в регионах / Е. Е. Гришина, Е. А. Цацура // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. – Т. 18, № 3. – С. 368-377.
15. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в РФ / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
16. Истомина Е.А. Влияние концепции социального риска на правовое регулирование социального обеспечения: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2021. 500 с.
17. Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
18. Какие льготы положены инвалидам с детства? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
19. Как оформить получение ежемесячной денежной выплаты инвалиду? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
20. Какие льготы полагаются ветеранам боевых действий (афганцам, участникам СВО, участникам вооруженного конфликта в Чечне и др.)? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
21. Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
22. Кириллова, Т. К. Пенсии, пособия, льготы как форма социального обеспечения пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф / Т. К. Кириллова, А. Ю. Алискеров // Закон. Право. Государство. - 2021. - № 2(30). - С. 97-101.
23. Ломакина, А. А. Актуальные проблемы системы государственного страхования в России / А. А. Ломакина // Молодой исследователь Дона. – 2022. – № 3(36). – С. 135-138.
24. Рожко, А. В. Чернобыльская катастрофа 35 лет спустя: медицинские аспекты / А. В. Рожко // Медико-биологические проблемы жизнедеятельности. - 2021. - № 1(25). - С. 6-12.
25. Халдай, Ю. М. Организация социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ / Ю. М. Халдай // Студенческий. – 2022. – № 39-6(209). – С. 28-32.
26. Чупрова, Е. В. К вопросу о современном состоянии российского законодательства о социальных выплатах на детей / Е. В. Чупрова // Градостроительное право. – 2021. – № 2. – С. 24-27.
27. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Глобальные проблемы человечества и пути их решения // Вестник Московского университета МВД России. 2021 № 1. С. 36 - 42.