Фрагмент для ознакомления
2
Технологии и методы продаж являются ключевым аспектом успешной деятельности любого предпринимателя в мире современного бизнеса. С постоянными изменениями в рыночной среде, развитием интернет - торговли и новыми методами коммуникаций, понимание эффективных стратегий и инструментов продаж становится краеугольным камнем для достижения целей любого вида предпринимательства.
В современном мире зачастую частный бизнес создается с целью последующей продажи, без перспективы создать качественный продукт, завоевать новую нишу на рынке.
Актуальность данного исследования заключается в специфичности процесса продажи предприятия, организации, частного бизнеса, в качестве продукта, обладающего рисками для обеих сторон - как для покупателя, так и для продавца. Процедура продажи бизнеса, аналогично другим активам собственника, представляет собой многогранный этап с учетом различных аспектов, таких как определение потенциальных покупателей, легальный способ передачи бизнеса, а также специфические особенности продажи в каждом конкретном случае.
Цель данного исследования заключается в изучении методов и технологий продажи собственного бизнеса предпринимателями.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд зада, а именно:
- изучить современное понятие купли-продажи собственного бизнеса и схемы ее реализации;
- изучить правовое положение и законодательные основы продажи собственного бизнеса;
- рассмотреть роль предпринимателя в процессе продаж;
-ознакомиться с основными стратегиями продаж: B2B и B2C;
- изучить методы продаж: прямые продажи, дистрибуция, реклама;
- охарактеризовать плюсы и минусы различных подходов к продажам готового бизнеса.
Объект исследования - отношения, которые возникают в процессе продажи и покупки частного бизнеса.
Предмет исследования в данной работе – процессы, возникающие при реализации своего бизнеса предпринимателями.
В качестве теоретической базы для изучения Технологий продаж предпринимателями собственного бизнеса послужили труды таких ученых, как: Ю.Б. Рубин, В.И. Бусов, М.А. Федотова, Е. А. Спиридонова, Н.С. Пастухов, Д.В. Крымов, Я. Ю. Таенчук, Т.Г. Касьяненко и ряд других авторов.
В качестве основных методов исследования использованы: анализ, описание теоретической базы, синтез.
Структура курсовой работы представляет собой: введение, две главы, с делением на параграфы, заключение, список используемой литературы.
К принятию решения о продаже собственного бизнеса приводят владельца многочисленные мотивы. Одни из них, побуждаемые срочной потребностью в денежных средствах, вынуждены принимать решение о реализации успешного бизнеса, в то время как иные стремятся избавиться от конфликтных взаимоотношений с бизнес - партнерами. Другие предприниматели, занимающиеся одновременно несколькими деловыми проектами, ощущают потребность в концентрации усилий на одном из них и принимают решение сосредоточиться на более перспективном. Иногда продажа бизнеса осуществляется частично с целью привлечения дополнительного финансирования для дальнейшего развития своей компании. Наиболее распространенный способ продать личный бизнес - это реализовать предприятие целиком, единым имущественным комплексом, включая все бизнес - активы, материалы, интернет - сайт, клиентскую базу. Однако, независимо от того, какая конкретная причина сделки легла в основу данной стратегии, процедура реализации бизнеса обычно сохраняет определенную последовательность действий и процессов. Базовой, для реализации собственного бизнеса является сделка купли-продажи, в соответствии с которой осуществляется возмездная передача организации от одной стороны соглашения к другой.
В рамках заключенного договора купли-продажи предприятия, фирмы продавец обязуется передать в собственность покупателя организацию в целом, как единый имущественный комплекс. Такие соглашения подпадают под нормы Гражданского кодекса и регулируются имущественными отношениями. Весь имущественный комплекс, в виде объектов недвижимости, подвергается действию юридических правил и норм, для сделок с недвижимостью. Сохранение целостности всего комплекса, необходимого для продолжения предпринимательской деятельности новым собственником, должно быть обязательным условием. Также установлены строгие требования к форме сделки - она должна быть письменной и подлежать государственной регистрации, считаясь заключенной между сторонами только после получения такой регистрации.
Договор купли-продажи бизнеса имеет ряд отличий, например от продажи недвижимости. В процессе завершения соглашения купли-продажи организации можно выделить ряд этапов:
- принятие решения о продаже собственного бизнеса. Обычно такое соглашение считается крупной сделкой для продавца или покупателя, так как оно включает передачу или приобретение имущества, стоимость которого, скорее всего, превысит 25 процентов активов компании на момент совершения сделки;
- подготовка неотъемлемой части договора купли-продажи организации, включая акт инвентаризации, аудиторское заключение о составе и стоимости организации, реестр всех обязательств и бухгалтерский баланс;
- обязательное условие состоит в необходимости уведомления кредиторов о продаже организации до передачи ее покупателю. Кредиторы имеют определенное время для использования своих прав после уведомления;
- следующий этап состоит в подписании договора сторонами, при этом к документу прикладываются все подготовленные документы;
- государственная регистрация договора, где организация регистрируется как имущественный комплекс;
- фактическая передача всего имущественного комплекса, активов покупателю на основании передаточного акта;
- заключительный этап представляет государственная регистрация передачи права собственности покупателю. После фактической передачи имущества следует регистрация права собственности на организацию.
При обнаружении недостатков имущества (брак товара, неисправное оборудование) при передаче, покупатель обладает определенными правами в соответствии с действующим законодательством. В первую очередь, если недостатки или утрата имущества фиксируются в передаточном акте, покупатель имеет право на снижение цены продажи и/или компенсацию.
В случае, если договор предусматривает дополнительные требования по обнаруженным недостаткам, покупатель может воспользоваться указанными в договоре возможностями, но при этом лишается права на снижение цены. Кроме того, покупатель имеет право на уменьшение цены, если ему были переданы обязательства продавца, не упомянутые в договоре или передаточном акте, за исключением случаев, когда покупатель мог знать о таких обязательствах. При обнаружении недостатков рекомендуется незамедлительно уведомить продавца, что даст ему возможность заменить или дополнить переданное имущество.
Таким образом, договор купли-продажи, несмотря на его лаконичность, не в состоянии должным образом урегулировать все отношения, связанные с приобретением и отчуждением прав, обязанностей собственников бизнеса в связи с чем, гражданское законодательство Российской Федерации устанавливает различные именованные виды договоров купли-продажи, включая договор продажи предприятия.
Продажа собственником своего личного бизнеса действительно является сложным и специфическим видом гражданско-правового договора в силу его некоторых особенностей, включая уникальный объект правового регулирования. Основная специфика такого договора заключается в том, что объектом сделки является имущественный и не имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.
Существенным условием при продаже фирмы является также участие кредиторов, которых необходимо уведомить о сделке и получить их согласие. Государственная регистрация сделки также имеет особые требования, и необходима юридическая регистрация перехода права собственности от одного собственника к другому.
Цена также является одним из существенных условий договора купли-продажи бизнеса, а ее отсутствие - может иметь серьезные правовые, административные последствия, поэтому установление суммы и ее согласование между сторонами является обязательным условием для заключения договора.
В целом, продажа собственного бизнеса предпринимателем требует строгого соблюдения всех юридических норм, действующего законодательства, учитывая особенности и специфику объекта сделки.
Сложность самого объекта правового регулирования определяет следующие особенности отчуждения предприятия по договору купли-продажи:
1. Перед продажей бизнеса необходимо провести инвентаризацию активов, что закреплено в нормах ст. 561 Гражданского кодекса Российской Федерации. Перед подписанием договора продажи стороны должны составить и рассмотреть: баланс компании, изучить акт инвентаризации, получить консультацию независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также получить список всех долгов организации.
2. Уступка прав, при продаже бизнеса сопровождается передачей требований продавца покупателю с одной стороны, и передачей долгов на покупателя - с другой, и в обязательном порядке необходимо получить согласие всех кредиторов. Данная норма закреплена в ст. 562 Гражданского кодекса Российской Федерации и требует информировать кредиторов письменно о продаже, а так же согласовывать с ними сделку до передачи бизнеса покупателю.
3.Существует особенность и при государственной регистрация продажи собственного бизнеса, так как требуется внесение изменений в право собственности на все объекты. Важно отметить, что государственная регистрация применяется не к самому договору продажи, а именно к переданным на основе сделки правам собственности.
4. Одним из обязательных условий договора является указание цены – суммы сделки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсеньев, Ю. Н. Управление проектами, программами : учебник : в 2 томах : [16+] / Ю. Н. Арсеньев, Т. Ю. Давыдова ; под науч. ред. Ю. Н. Арсеньева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – Том 2. Реализация проектов. – 565 с.
2. Боброва, О. С. Основы бизнеса : учебник и практикум для вузов / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 382 с.
3. Боброва, О. С. Настольная книга предпринимателя : практическое пособие / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 330 с.
4. Горбунов В. Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / Горбунов В. Л. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 248 с.
5. Музыченко В.В. HR в СТАРТАПе: Практическое пособие / В.В. Музыченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
6. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 343 с.
7. Рубин, Ю. Б. Управление собственным бизнесом : учебник : [16+] / Ю. Б. Рубин. – 17-е изд., доп. – Москва : Университет Синергия, 2021. – 1104 с.
8. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. 14-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2021. – 649 с.
9. Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Чеберко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 219 с.
10. Турчаева, И. Н. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учебник и практикум для вузов / И. Н. Турчаева, Я. Ю. Таенчук. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 213 с.
11. Как оценить бизнес при его продаже? [Электронный ресурс] URL: https://www.kakprosto.ru/kak-65858-kak-ocenit-biznes-pri-ego-prodzhe (Дата обращения 20.05.2024)
12. Как оценить свой бизнес при продаже или привлечении инвестиций? [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznescolumn/finansovanie/82243-kak-otsenit-svoi-biznes-pri-prodazhe-ili-privlecheniiinvest (Дата обращения 19.05.2024)