Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе все больше людей стремятся к самореализации, то есть к реализации своих потенциальных возможностей, достижению личностных целей и удовлетворению своих потребностей. Самореализация является одним из ключевых аспектов развития личности и достижения счастья.
Одним из факторов, влияющих на самореализацию, является темперамент – устойчивая индивидуальная особенность человека, определяющая его эмоционально-волевые реакции на окружающий мир. Темперамент влияет на способы восприятия информации, на характер распределения внимания, на склонность к субъективной оценке речи и др.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между темпераментом и самореализацией личности. В рамках исследования будут рассмотрены теоретические аспекты самореализации в психологии, структура самореализации личности, а также понятие темперамента и его типы.
Основные задачи исследования:
1. Изучение теоретических аспектов самореализации в современной психологии.
2. Обобщение научных данных о структуре самореализации личности.
3. Анализ понятия темперамента и его влияния на процесс самореализации.
4. Исследование темпераментальных предпосылок самореализации личности.
5. Определение роли темперамента в профессиональном самоопределении.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных знаний о взаимосвязи темперамента и самореализации личности, что поможет лучше понять процессы формирования личности и определить стратегии развития личности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике психологического консультирования, педагогической деятельности, управлении персоналом и других сферах, где важна эффективность развития личности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и библиографического списка.
ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТЕМПЕРАМЕНТ» И «САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Теоретические аспекты изучения самореализации в психологии
В 1902 году термин "самореализация" был впервые введен в «Словаре по философии и психологии». С тех пор было предложено множество определений этого понятия, но в последнее время интерес исследователей к самореализации значительно увеличился. Мы можем определить самореализацию как стремление к совершенству, выражению и проявлению себя в важных для индивида сферах. Сходные по значению термины включают "самоактуализацию", "самоопределение" и "самоосуществление" [14].
Несмотря на множество теоретических подходов к изучению данного явления, до сих пор не существует общепризнанной теории или подхода к нему. Большинство стратегий аналитические и различаются по подходу к мотивации, установкам или процессу самореализации. Исследователи не сходятся во мнениях относительно форм и структурных характеристик самореализации, а также условий и факторов ее оптимизации.
Идеи о самореализации, которые развиваются в современной психологии, связаны с работами Альфреда Адлера, который рассматривал "стремление к самосовершенству" и "стремление к превосходству" как взаимозаменяемые понятия. Он считал, что, сравнивая себя с идеалом совершенства, человек мотивируется к превосходству [10].
Многие исследователи считают, что стремление к превосходству фактически является стремлением к самостановлению, самосовершенствованию и самоосуществлению. Различные концепции, такие как концепция самореализации К. Хорни, самоактуализации К. Гольдштейна и А. Маслоу, мотивации эффективности Р. Байт и актуализирующейся тенденции К. Роджерса, находят свое отражение в этом универсальном стремлении. Р. Байт признавал сходство между мотивацией эффективности и стремлением к превосходству и называл А. Адлера своим "дедушкой" [15].
Все эти концепции описывают явления, связанные с самореализацией личности, основанные на потребностях роста, развития и самосовершенствования. Развитие личности заключается в развитии врожденных тенденций, таких как "самоактуализирующая тенденция" и "организмический отслеживающий процесс", которые определяют личностную особую структуру "я". Эти две тенденции управляют всем процессом развития и социализации индивида, определяя взаимодействие между подструктурами "Я - реальное" и "Я - идеальное".
В рамках теории Роджерса, тенденция самоактуализации представляет собой процесс, в ходе которого человек стремится раскрыть свой потенциал и стать полноценной личностью на протяжении всей жизни. В поисках этой самореализации человек переживает множество смыслов, ищет новые возможности и испытывает волнение. Самоактуализированный человек живет в настоящем моменте, наслаждаясь жизнью и принимая ее полностью. Роджерс утверждает, что человек мотивирован к действию не за счет каких-то внешних факторов, а просто потому, что он живет. Люди по природе своей активны и стремятся к самоактуализации [16].
Важно понимать, что самоактуализация не является окончательной целью. Роджерс считал, что никто не может достичь такой степени самореализации, при которой у него не остается ни одного мотива. Всегда есть возможность развиваться, усовершенствоваться и находить более эффективные способы удовлетворения своих потребностей. Однако можно говорить о людях, которые продвигаются дальше других по пути самоактуализации и достигают более полноценного, творческого и автономного функционирования [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агзамова Б.А. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА // Мировая наука. 2021. №9 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-i-tipy-temperamenta
2. Базаева Фатима Умаровна Самореализация как философская, психологическая и педагогическая категория // Образование и наука. 2019. №9.
3. Байлук Владимир Васильевич Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. №4.
4. Батынова, А. А. Условия и задачи личностной самореализации / А. А. Батынова, Г. А. Левова, О. В. Снежкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 916-919.
5. Грушева О.А. Теории темперамента // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-temperamenta
6. Гусева, И. И. Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности / И. И. Гусева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 204-207.
7. Кривцова Марина Андреевна, Авраменко Ангелина Витальевна, Клименко Александра Александровна Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. 2019. №5 (5).
8. Кудинов Сергей Иванович, Айбазова Софья Ратмировна, Архипочкина Ксения Витальевна Темпераментальные предпосылки самореализации личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2020. №1.
9. Кудинов Станислав Сергеевич, Авдеев Николай Павлович, Архипочкина Ксения Витальевна Психологическая природа самореализации личности в различных научных школах // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2019. №3.
10. Кулик, Н.Л. Философский аспект самореализации личности человека [Текст] / Н.Л. Кулик // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - М., 2019. - № 1.
11. Латыпова А. С. Значение типа темперамента при профессиональном самоопределении // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2020. №5-1.
12. Марютина, Т. М. Дифференциальная психология : учебник для вузов / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 515 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17908-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
13. Морозюк, С. Н. Психология личности. Психология характера : учебное пособие для вузов / С. Н. Морозюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 217 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06609-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
14. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: «Прогресс», 1994. – 479 с.
15. Строй Г. В. Влияние ценностных ориентаций личности студентов на выбор способов самореализации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №4.
16. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 2000. - 366 с.