Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Законодательство в области пожарной безопасности предусматривает риск-ориентированный подход с учетом обеспечения необходимого уровня защиты объекта.
Современная модель обеспечения пожарной безопасности отличается от «советской» тем, что с учетом положений законодательства о допустимости предпринимательских рисков в большей степени «бизнес-ориентирована». в данной парадигме профилактика правонарушений в области пожарной безопасности должна иметь экспертную поддержку. актуальность в реконструкции модели обеспечения профилактических мер обусловлена запросом общества с учетом роста крупных (резонансных) пожаров с большими материальными ущербами и массовостью гибели людей. по мнению авторов, развитие экспертной профилактики в деятельности судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России способствовало бы выработке действенных мер по снижению преступлений, сопряженных с пожарами, и формированию конкретных рекомендаций (мероприятий) по обеспечению пожарной безопасности.
При производстве «классической» пожарно-технической экспертизы эксперт устанавливает причину пожара и обстоятельства, способствующие возникновению и распространению горения. исследования пожаров пожарно-техническим экспертом позволяют определять причинно-следственные связи, в том числе между нарушениями требований пожарной безопасности и наступившими последствиями, а в некоторых случаях эффективность нормативных требований.
Выявленные обстоятельства причины пожара в процессе производства экспертизы и в ходе обобщения экспертной практики служат основой для формирования рекомендаций по мерам, направленным на обеспечение пожарной безопасности.
В системе предупреждения преступлений, сопряженных с пожарами, уделяется недостаточно внимания использованию результатов судебных пожарнотехнических экспертиз (далее - СПТЭ) в профилактике пожаров. развитие деятельности, связанной с экспертной профилактикой в СЭУ ФПС МЧС России в условиях продления моратория на проведение проверок государственным пожарным надзором, приобретает важное значение и может выступать «альтернативой» мероприятиям по контролю (надзору).
Объектом исследования является участие эксперта при расследовании по делам преступлениях, подследственных МЧС России
Предмет исследования - применение специальных знаний эксперта при расследовании по делам преступлениях, подследственных МЧС России.
Цель работы –определение особенностей процессуального положения эксперта в уголовном процессе по делам, подследственным МЧС России
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты уголовного процесса по делам подследственным органов дознания ГПН ФПС МЧС России;
Проанализировать проблемы применения экспертных оценок по делам подследственным ГПН ФПС МЧС России.
2.1 Особенности участия эксперта в уголовном процессе по делам преступлениях, подследственных МЧС России 14Теоретической базой исследования выступают нормативно-правовые акты а также теоретические труды отечественных авторов.
Эмпирическая база исследования — судебная практика по теме исследования.
Методы исследования - диалектика, анализ, синтез, индукция и дедукция, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛАМ ПОДСЛЕДСТВЕННЫМ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ГПН ФПС МЧС РОССИИ
1.1 Дела подследственные ГПН ФПС МЧС России
Уголовно-процессуальный кодекс содержит определенные признаки, по которым можно установить подследственность дела. Эти признаки включают предметный, альтернативный, персональный и территориальный. Предметный признак означает, что подследственность уголовного дела зависит от состава преступления и его квалификации по соответствующей статье Уголовного кодекса.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 151 УПК РФ, дознаватели ГПН ФПС проводят дознание по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК), нарушении требований пожарной безопасности, причинившему тяжкий вред здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК) и уничтожении или повреждении лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 и ч. 2 ст. 261 УК)[2].
Согласно пункту 1 части 2 статьи 151 УПК РФ, следователям следственного комитета при прокуратуре РФ подследственные дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (ст. 105-107 УК), умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК) и некоторых других преступлениях (ст. 136-149, 209-282, 285-293, 332-352, 356-360 УК)[2].
Согласно пункту 3 части 2 статьи 151 УПК РФ, следователям органов внутренних дел РФ подследственные наиболее распространенные преступления против здоровья, собственности, преступления, совершенные в сфере экономики, преступления против интересов службы в коммерческих и других организациях, а также ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления. Сюда входят умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иными общеопасными способами, а также нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, обязанность по соблюдению которых лежит на нем, и повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 167 УК), нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, обязанность по соблюдению которых лежит на нем, и повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 219 УК), уничтожение или повреждение лесных и прочих насаждений путем поджога или иными общеопасными способами (ч. 2 ст. 261 УК). Предметный признак также определяет подследственность следователям ФСБ, ФСКН, органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, Федеральной службы судебных приставов, таможенных органов[1].
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 151 УПК РФ, дознание по делам о преступлениях, которые расследуются в форме дознания (часть 3 статьи 150 УПК), совершенных военнослужащими, приравненными к ним категориями государственных служащих - сотрудников правоохранительных органов (см. подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК), а также совершенных лицами отдельных категорий, в отношении которых установлен особый порядок уголовного судопроизводства (см. подпункт «б» пункта 1 части 2 статьи 151 и статью 447 УПК), производится следователями следственного комитета при прокуратуре РФ.
В нормах, закрепленных в частях 5 и 6 статьи 151 УПК РФ, использован альтернативный признак подследственности. Суть этого признака заключается в установлении законом предварительного расследования по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств, производимого органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам. Например, согласно части 5 статьи 151 УПК РФ, по уголовным делам о мошенничестве, присвоении чужого имущества и другим преступлениям, предварительное следствие может производиться следователями любого органа, выявившего это преступление. А в соответствии с частью 6 статьи 151 УПК РФ, по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления (статья 150 УК), злоупотреблении должностными полномочиями и другим преступлениям, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление.
Передача по подследственности, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 145 УПК РФ, означает направление сообщения о преступлении и соответствующих материалов в орган, правомочный рассматривать данное сообщение о преступлении.
Понятием «подследственность» установлена обязательность проведения предварительного следствия по определенным уголовным делам (часть 2 статьи 167, части 2, 3 статьи 219, части 3, 4 статьи 261 УК РФ). Должностное лицо, принявшее или проверяющее сообщение, выносит в 3 экземплярах постановление о передаче сообщения по подследственности. Первый экземпляр постановления вместе с сообщением о преступлении и иными документами (при их наличии) в течение суток после его вынесения направляется в соответствующий орган по подследственности, второй экземпляр вместе с уведомлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности - заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщается в накопительное дело органа ГПН, направившего вышеназванные документы. В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, дознаватель обязан принять меры по сохранению следов преступления[3].
Таким образом, по результатам проверки сообщения о преступлении сотрудник ГПН ФПС МЧС России обязан принять одно из процессуальных решений. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть основано на данных, указывающих на отсутствие признаков состава преступления. Задачами этапа возбуждения уголовного дела являются установление наличия либо отсутствия фактических данных, указывающих на признаки состава преступления, и решение вопроса о необходимости дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности. При наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, органы дознания также обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность производства по уголовному делу, таких, как истечение сроков давности уголовного преследования. Значение этапа возбуждения уголовного дела заключается, прежде всего, в том, что принятие, регистрация и рассмотрение сообщения о преступлении в строгом соответствии с установленными законом сроками, правильное его разрешение представляют собой важное средство обеспечения конституционных прав и свобод граждан, реализации принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Безотлагательное и обоснованное принятие решения о возбуждении уголовного дела является непременным условием быстрого и качественного расследования и последующего судебного разбирательства уголовного дела[13].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
2. Указ Президента РФ от 1 января 2018 г. № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».
3. Приказ МЧС России от 19.08.2005 № 640 «Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебноэкспертных учреждениях и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы».
4. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
6. Пожарно-техническая экспертиза в системе Федеральной противопожарной службы МЧС России: экспертные специальности, технические возможности, подготовка экспертов/ Чешко И. Д., Туманов-ский А. А., Принцева М. Ю. // Научно-практический журнал «Судебная экспертиза», 2019. - № 4. -С.3340.- Режим доступа: http://va-mvd.ru/sudek/archive/60.pdf, свободный. - Загл. с экрана. — Яз. рус., англ. 136 с.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения 20.05.2024).
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения 20.05.2024).
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения 20.05.2024).
10. Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 27.06.2019) Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55315/ (дата обращения 20.05.2024).
11. Приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 (ред. от 13.09.2018) “Об утверждении перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России” http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2271/ (дата обращения 20.05.2024).
Основная литература:
12. Меньшиков С.А. Преступления, относящиеся к подследственности органов дознания ГПН ФПС МЧС России // Теория и практика современной науки. 2020. №11 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-otnosyaschiesya-k-podsledstvennosti-organov-doznaniya-gpn-fps-mchs-rossii (дата обращения: 21.05.2024).Использованные источники:
13. Сергей Юрьевич Карпов, Алексей Яковлевич Понимаскин Особенности организации судебно-экспертной профилактической деятельности пожарно-технического эксперта // Вестн. Том. гос. ун-та. 2023. №495. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-sudebno-ekspertnoy-profilakticheskoy-deyatelnosti-pozharno-tehnicheskogo-eksperta (дата обращения: 21.05.2024).
14. Калач А.В., Сысоева Т.П., Лобова С.Ф. Испытание полевых приборов, применяемых при осмотре места пожара в условиях низких температур, на работоспособность с помощью климатической камеры // Актуальные проблемы безопасности в техносфере. 2022. № 3 (7). С. 25-30.
15. Чешко И.Д., Мокряк А.Ю. О критическом взгляде на инструментальные методики судебной пожарно-технической экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях : материалы VII Междунар. науч.-практ. конфер. 2019. С. 535-539.
16. Таубкин И.С. О повышении качества судебных пожарно-технических экспертиз // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. Т. 14, № 4. С. 98-116.
17. Майлис Н.П. О причинах технических ошибок при использовании инновационных технологий, влияющих на эффективное производство судебных экспертиз // Судебные экспертизы в уголовном процессе: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конфер. (Москва, 18-19 октября 2022 года) М. : Моск. академия Следственного комитета Российской Федерации, 2023.
18. Слабкая Д.Н., Новиков А.В. К вопросу об экспертных ошибках (погрешностях) в гражданском и уголовном судопроизводстве // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9, № 4А. С. 274-282.
19. Сиксимов Д.А., Мереняшев В.Е. Опыт применения ГОСТ Р 59638-2021 для анализа статистики ложных срабатываний системы пожарной сигнализации на примере многофункционального торгово-развлекательного комплекса // Безопасность техногенных и природных систем. 2022. № 4. С. 30-41.