Фрагмент для ознакомления
2
В процессе спортивной подготовки в основном решаются следующие задачи: 1) овладение навыками выбранного вида спорта; 2) повышение спортивных качеств и повышение способности функциональных систем организма обеспечивать плавное завершение соревновательных видов спорта и достижение заданных результатов; 3) Необходимое воспитание морально-волевых качеств 4) обеспечение необходимой специальной психологической подготовки 5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности [4].
Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются через такие понятия, как «тренированность», «подготовленность» и «спортивная форма». Фитнес характеризуется степенью функциональной адаптации организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которая является результатом систематических физических тренировок и способствует повышению работоспособности человека [4].
Тренированность всегда связана с конкретным типом специализации спортсмена в спортивных движениях и выражается в повышении уровня физических функций, конкретной и общей работоспособности, двигательных навыков и совершенствования навыков. Физическую подготовленность спортсменов принято разделять на общую физическую подготовленность и специальную физическую подготовленность. Специальная тренировка достигается за счет выполнения определенных видов мышечной активности в выбранном виде спорта. Общая подготовленность формируется в первую очередь под воздействием общеразвивающих упражнений, улучшающих работу органов и систем организма и укрепляющих здоровье спортсмена.
Подготовленность – это комплексный результат физической подготовки (степень развития физической подготовленности); технической подготовки (уровень совершенствования спортивного мастерства (степень развития тактического мышления); психологическая подготовка (степень морально-волевых качеств), степень совершенствования). Подготовка также может относиться к типам подготовки, перечисленным каждым человеком (физическая, техническая и умственная подготовка). Каждый аспект приготовления зависит и определяется совершенством других сторон его приготовления, что, в свою очередь, влияет на его качество. Например, совершенствование мастерства спортсмена зависит от развития различных спортивных качеств – силы, скорости, гибкости, координации. Уровень выраженности таких спортивных качеств, как выносливость, тесно связан с технической работоспособностью, уровнем психологической устойчивости к преодолению утомления, способностью реализовывать разумные тактические планы соревновательного боя в сложных условиях [2].
Следует также отметить, что тактическая подготовка связана лишь со способностью спортсмена быстро воспринимать и обрабатывать информацию, разрабатывать разумный тактический план с учетом сложившейся ситуации и находить эффективные пути решения спортивных задач.
Основным специфическим средством спортивной тренировки, характеризующейся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в некоторой степени специфичен с особенностями двигательной дисциплины, выбранной в качестве предмета совершенствования движений [5].
Методы спортивной тренировки можно разделить на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные. Избранные соревновательные упражнения – это законченные атлетические движения (или группы атлетических движений), являющиеся средством борьбы и по возможности выполняемые по правилам соревнований выбранного вида спорта [7].
За исключением спортивных соревнований, отдельные соревновательные упражнения не составляют большой доли в большинстве видов спорта из-за высоких физических требований, которые они предъявляют к спортсменам. Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных движений, их связи и вариации, а также действия, существенно схожие с ними по форме или по характеру проявляемых способностей. Например, специальные подготовительные упражнения для бегунов заключаются в беге по выбранной дистанции; для гимнаста аналогичная функция осуществляется путем выполнения элементов и последовательностей соревновательных комбинаций, для игровиков - игровых движений и комбинаций [3].
Другой пример — упражнения, близко воспроизводящие форму соревновательного движения (катание на роликовых лыжах для лыжников, батуты для прыгунов и гимнастов и т. д.). В отдельных случаях к специальным подготовительным упражнениям относятся упражнения в смежных видах спорта, направленные на совершенствование конкретных качеств, необходимых в профессиональной дисциплине, а также демонстрация и соответствующие рабочие модели. Состав упражнений специальной подготовки определяется спецификой выбранного вида спорта. Упражнения создаются и подбираются с целью оказания более целенаправленного и дифференцированного воздействия на совершенствование физических возможностей спортсмена и развитие необходимых навыков. Это связано с тем, что необходимые улучшения силы, скорости, выносливости и гибкости суставов не могут быть достигнуты с помощью специальных упражнений путем частого повторения соревновательных упражнений в избранном виде спорта. Первая причина заключается в том, что количество повторений в соревновательной тренировке зачастую невелико, главным образом, из-за высокой степени напряжения и физического напряжения, что особенно важно в индивидуальных видах спорта [6].
В зависимости от основной направленности специальные подготовительные упражнения делятся на вводные, способствующие развитию формы и техники движений, и развивающие, направленные на развитие физических качеств (силы, скорости, выносливости и др.). Конечно, это деление условно, поскольку форма и содержание спортивных мероприятий зачастую тесно связаны.
К упражнениям специальной подготовки относятся также имитационные упражнения, которые следует подбирать таким образом, чтобы координационная структура движений спортсменов максимально соответствовала эксплуатационным свойствам выбранного вида спорта, особенно в кинематике [9].
Среди множества специально подготовленных упражнений тренер должен не только уметь выбирать их для решения конкретных задач, но и уметь создавать новые упражнения из сочетаний частей, элементов и движений. Эти упражнения по координации, силе, характеру, амплитуде и другим характеристикам должны быть аналогичны соревновательным упражнениям. Однако при выборе всех методов обучения необходимо учитывать личностные особенности участников. Некоторые из этих методов предназначены для дальнейшего улучшения и без того сильных сторон спортсмена, в то время как другие предназначены для улучшения отстающих технических движений или физической подготовки человека [7].
Упражнения общей подготовки являются преимущественно средством общей подготовки спортсменов. Поэтому могут использоваться самые разнообразные упражнения – как близкие по ударным характеристикам специально подготовленных упражнений, так и существенно отличающиеся от них (в том числе и в обратную сторону). Во многих видах спорта, особенно при подготовке спортсменов в годы становления, часто недооценивается значение упражнений на развитие общей физической подготовке. Отдельные специалисты существенно увеличили объем специальной физической подготовки и сократили объем общей физической подготовки на различных этапах многолетней подготовки, ускорив тем самым скорость подготовки юных спортсменов [9].
Как правило, влияние подготовительной практики на улучшение успеваемости является косвенным. Специализированные средства (соревновательные, специализированные подготовительные упражнения), с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результативности.
С другой стороны, можно также сказать, что недостаточное улучшение результативности или даже прекращение роста на этапе пиковой результативности, а также рост травматизма среди спортсменов обусловлены недостаточным объемом общеподготовительной практики [8].
При выборе общеподготовительных движений рекомендуется соблюдать следующие требования: 1) на ранних этапах пути движения в общую физическую подготовку спортсмена должны входить средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития; этап углубленной специализации и спортивного совершенствования, основой совершенствования соревновательного мастерства и физических способностей, определяющих спортивную результативность, служат: катание на лыжах, плавание и т. д. При развитии актуальных силовых возможностей - заимствование упражнений со штангой, а также вспомогательных гимнастических упражнений с различными отягощениями и сопротивлениями; при развитии скорости движений и двигательных реакций - спринтерские упражнения, тренировки в различных спортивных соревнованиях; и соревнования на свежем воздухе; при развитии координационных навыков - художественная гимнастика, акробатика, требования к координации движений [10].
Но следует помнить, что упражнения общей подготовки должны обладать и спортивными качествами. Положительные и отрицательные взаимодействия между различными физическими упражнениями возможны благодаря положительным и отрицательным закономерностям «переноса» физических подготовленностей и двигательных навыков. Уже только по этой причине методы общей физической подготовки не могут быть одинаковыми для разных видов спорта. Помимо некоторого сходства, состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь еще и свои особенности. Это касается и их подбора, и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса [7].
Включение упражнений общей подготовки в тренировку часто помогает повысить ее общую эффективность. Одной из важнейших особенностей круговой тренировки является четкая регламентация физической активности, при этом она строго индивидуализирована. Круговая тренировка имеет и другие особенности. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них. Для круговой тренировки обычно разрабатывается комплекс из 6–12 относительно простых упражнений. Каждый из них воздействует на определенные группы мышц — руки, ноги, спину, пресс. Простота движения позволяет повторять его несколько раз. Выполнение упражнений с разной скоростью и из разных исходных положений может повлиять на развитие определенных двигательных качеств. Объединение одиночных нециркуляционных движений в искусственные структуры кровообращения посредством непрерывного повторения позволяет комплексно развивать спортивные качества и способствовать повышению общей работоспособности организма [7].
Одной из важнейших особенностей организованной круговой тренировки является четкая регламентация физической активности, которая в то же время строго индивидуализирована.
Важной частью «круговой тренировки» является доза нагрузки. На первом занятии перед учениками ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Для контроля нагрузки между сериями измеряйте частоту пульса. Исходной информацией для выбора индивидуальных нагрузок обучающихся служат исходными данными [2].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александров, С. Г. Физическая культура и спорт : Сборник лекций Учебно-методическое пособие / С. Г. Александров, Д. В. Белинский. Том Часть II. – Краснодар : Краснодарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова", 2020. – 207 с.
2. Анкудинов, Н. В. Круговая тренировка в лыжных гонках / Н. В. Анкудинов // СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ и НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ в ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ и ВОЗМОЖНОСТИ : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 20 января 2023 года. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольское издательство "Параграф", 2023. – С. 138-139.
3. Анфилатова, О. В. Развитие силовых способностей лыжников-гонщиков 12-14 лет методом непрерывного упражнения / О. В. Анфилатова, Д. А. Дерендяева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 11-1. – С. 13-19.
4. Аграновский, М.А. Классификация и характеристика специальноподготовительных упражнений лыжников-гонщиков / М.А. Аграновский // Теория и практика физической культуры. – № 1. – 2003. – С. 45-67.
5. Артемьева, Н.К. Некоторые аспекты повышения энергетических потенций организма спортсменов / Н.К. Артемьева // Кубанская государственная академия физической культуры. – Краснодар, 2007. –251 с.
6. Бартенев, Л.В. Бег на короткие дистанции / Л.В. Бартенев. – Москва : Ф и С, 2001. – 371 с.
7. Громова, Е. С. Физическая подготовка лыжников-гонщиков методом круговой тренировки на этапе углубленной специализации / Е. С. Громова, А. В. Кабачкова // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования : Материалы Международной научно-практической конференции, Ульяновск, 22 ноября 2023 года. – Ульяновск: УлГПУ, 2023. – С. 228-234.
8. Дербышев, А. Н. развитие силовых способностей лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации с применением метода круговой тренировки / А. Н. Дербышев // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, Казань, 26 апреля 2019 года. Том 2. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 732-734.
9. Кедровский, Б.Г. Взаимоотношения тренеров с юными спортсменами / Б.Г. Кедровский // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 4. – С. 31-34.
10. Косовский, А. В. Развитие координации движений у лыжников 11-15 лет / А. В. Косовский, А. А. Магомадов, В. С. Ершова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 10-1. – С. 152-155.
11. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания / В.С. Кузнецов. – Москва : Сфера, 2015. – 104 с.
12. Особенности выбора упражнений силового тестирования лыжников-гонщиков / А. С. Бахарева, А. П. Шаховский, Э. Ф. Латыпова [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 59-66.
13. Озеров, В. А. Использование упражнений стретчинга в подготовке лыжников-гонщиков 12-13 лет / В. А. Озеров, Н. Б. Новикова, Е. В. Курочкина // Современные направления инновационных исследований молодых ученых в области физической культуры и спорта : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24–25 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры", 2023. – С. 202-208.
14. Снигур, М. Е. Применение средств ОФП у лыжников гонщиков высокой квалификации в предсоревновательный период / М. Е. Снигур, В. А. Фролова, А. А. Фролова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4(146). – С. 216-220.
15. Сбитнева, О. А. Место имитационных упражнений в физической подготовке лыжников - гонщиков / О. А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 4-1. – С. 113-115.