Фрагмент для ознакомления
2
Изучение проектов в области цифровых гуманитарных наук позволяет выявить не только их потенциал, но и целый спектр проблем и ограничений, с которыми сталкиваются исследователи; эти трудности, начиная от технических ограничений и заканчивая методологическими и этическими проблемами, в значительной степени определяют траекторию и влияние этих проектов. Одна из постоянных проблем – качество и доступность данных: многие проекты в значительной степени зависят от больших, хорошо собранных наборов данных, которые не всегда доступны или чреваты предвзятостью (н-р., исторические данные, собранные преимущественно с европоцентристской точки зрения или с преобладанием мужского населения). Такая зависимость может исказить результаты исследований, потенциально укрепляя существующие культурные нарративы вместо того, чтобы предлагать новые идеи.
Интеграция сложных цифровых инструментов требует высокого уровня технического мастерства, что может стать серьезным препятствием для исследователей, в основном получивших образование в области традиционных гуманитарных дисциплин. Н-р., проекты, связанные со сложными алгоритмами анализа текстов или машинного обучения, требуют глубокого понимания вычислительных методов, которые могут показаться некоторым ученым сложными или недоступными [Unsworth, 2017, p. 102]. Междисциплинарный характер цифровых гуманитарных наук, хотя и является их сильной стороной, также создает значительные проблемы в плане коммуникации и сотрудничества между специалистами из совершенно разных областей; может возникнуть недопонимание и несоответствие целей и методологий проекта, что усложняет процесс исследования.
Этические соображения представляют собой еще одну серьезную проблему, особенно в проектах, связанных с чувствительными культурными данными. Исследователям приходится преодолевать тонкую грань между инновационным анализом и возможностью присвоения культурных ценностей или нарушения неприкосновенности частной жизни. Н-р., проекты, в которых оцифровываются тексты или артефакты коренных народов, должны осуществляться с соблюдением прав и культурного значения общины-источника, а эта проблема не всегда учитывается должным образом [McGann, 2021, p. 58].
Технологическая зависимость также создает уязвимости: устаревание программного обеспечения, повреждение данных и другие технические сбои могут поставить под угрозу долгосрочную устойчивость проекта. Быстрые темпы технологических изменений означают, что проекты в области цифровых гуманитарных наук должны постоянно адаптироваться к новым инструментам и платформам, что может привести к истощению ресурсов и усложнить долгосрочные программы исследований [Carter, 2013, p. 75].
Еще одним препятствием являются финансовые ограничения, поскольку проекты в области цифровых гуманитарных наук часто требуют значительных средств для финансирования технологий, персонала и управления данными. Обеспечение постоянного финансирования может быть сложной задачей, особенно когда ощутимые результаты исследований не сразу очевидны для финансирующих организаций, привыкших к более традиционным, ориентированным на результат научным проектам [Terrace, 2017, p. 115].
В целом, несмотря на то что цифровые гуманитарные проекты предлагают захватывающие возможности для расширения и углубления гуманитарных исследований, они также сталкиваются с целым рядом проблем и ограничений, которые требуют тщательного управления. Решение этих проблем требует не только технических решений, но и вдумчивого рассмотрения этических, методологических и совместных стратегий, чтобы обеспечить надежность, уважение и учет сложных аспектов человеческой культуры и истории при проведении исследований в области цифровых гуманитарных наук.
Решение многочисленных проблем, с которыми сталкиваются проекты в области цифровых гуманитарных наук, требует многогранного подхода, в котором стратегические, технологические и совместные решения переплетаются, чтобы смягчить влияние этих ограничений и повысить прочность и целостность области. Одна из эффективных стратегий включает в себя создание и использование стандартизированных хранилищ данных с открытым доступом, которые могут облегчить проблемы, связанные с нехваткой и необъективностью данных; демократизируя доступ к хорошо проработанным и разнообразным наборам данных, исследователи могут проводить более комплексные и всеохватывающие исследования. Такие инициативы, как Цифровая публичная библиотека Америки, служат образцовыми моделями, предлагая централизованную платформу для доступа к широкому спектру цифровых ресурсов, которые отличаются разнообразием и глубиной, что дает исследователям возможность проводить исследования с более высокой точностью репрезентативности.
Проблема технологического мастерства, которая является серьезным препятствием для многих представителей гуманитарных наук, может быть решена с помощью специальных учебных программ и включения междисциплинарных курсов в университетские программы; такое повышение уровня образования позволит ученым получить необходимые вычислительные навыки для эффективной работы с цифровыми инструментами. Н-р., мастер-классы и семинары, посвященные конкретным методологиям, таким как анализ текстов или ГИС, проводимые в рамках научных конференций или университетских курсов, могут восполнить пробел в знаниях и способствовать формированию более технологически подкованного научного сообщества.
Сотрудничество является важнейшей составляющей в преодолении междисциплинарных проблем; благодаря развитию партнерства между технологами, компьютерщиками и гуманистами проекты могут использовать различные знания и опыт, обеспечивая целесообразность и эффективность применения технологий. Такие платформы, как HASTAC (Humanities, Arts, Science, and Technology Alliance and Collaboratory), служат примером такого подхода, способствуя дискуссиям и сотрудничеству, охватывающим различные дисциплины, что повышает результативность проектов за счет совместного использования знаний и ресурсов.
Этические проблемы, особенно связанные с культурной чувствительностью и конфиденциальностью данных, требуют строгого этического надзора и разработки четких руководящих принципов, регулирующих исследования в области цифровых гуманитарных наук. Создание этических комитетов или советов при исследовательских институтах, которые занимаются именно проектами в области цифровых гуманитарных наук, может обеспечить необходимый надзор. Кроме того, взаимодействие с заинтересованными сторонами и учет их мнений и согласия в процессе исследований могут обеспечить уважение культурной значимости проектов и соблюдение этических норм.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. A Companion to Digital Humanities / eds. S. Schreibman, R. Siemens, J. Unsworth. Oxford, 2004. 640 p.
2. About Alliance of Digital Humanities Organizations [Электронный ресурс]. URL: http://www.digitalhumanities.org/about (дата обращения: 19.09.2021).
3. Asundi, A., B., S., & Krishnamurthy, M., 2023. Digital humanities. DESIDOC Journal of Library & Information Technology. https://doi.org/10.14429/djlit.43.04.19207.
4. Berry, D., 2019. What are the digital humanities. https://doi.org/10.4135/9781473960367.n73.
5. Burrows, S., & Falk, M., 2021. Digital Humanities. Oxford Research Encyclopedia of Literature. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190201098.013.971.
6. Carter B. W. Digital Humanities. Bingley: Emerald Group Publishing, 2013. 152 р.
7. Digital Humanities Pedagogy: Practices, Principles and Politics / ed. B. D. Hirsch. Cambridge: Open Book Publishers, 2012. 448 p.
8. Digital Pedagogy in the Humanities: Concepts, Models, and Experiments [Электронный ресурс]. URL: http://digitalpedagogy.hcommons.org/ (дата обращения: 22.08.2021).
9. Drucker J. The Digital Humanities Coursebook: An Introduction to Digital Methods for Research and Scholarship. London: Taylor & Francis, 2021. 252 p. DOI: 10.4324/9781003106531.
10. Humanist 28.814 «digital humanities»: first occurrence? [Электронный ресурс]. URL: http://lists.digitalhumanities.org/pipermail/humanist/2015-March/012769.html (дата обращения: 20.09.2021).
11. Huston-Findley S., Heil C., Lane-Davies H. Creating a Digital Museum in the Undergraduate Theatre History Classroom: A Case Study [Электронный ресурс] // Theatre/Practice. 2021. Vol. 10. URL: https://theatrepractice.us/pdfs/Huston-Findley-et-al-Digital-Museum.pdf (дата обращения: 29.09.2021).
12. Kirschenbaum M. G. What Is Digital Humanities and What's It Doing in English Departments // ADE Bulletin. 2010. Vol. 150. P. 55-61. DOI: 10.1632/ade.150.55.
13. Luhmann J., Burghardt M. Digital humanities – A Discipline in its Own Right? An Analysis of the Role and Position of Digital Humanities in the Academic Landscape // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2021. P. 1-24. DOI: 10.1002/asi.24533.
14. Martin K. Clio, Rewired: Propositions for the Future of Digital History Pedagogy in Canada // Canadian Historical Review. 2020. Vol. 101, № 4. Р. 622-640. DOI: 10.3138/chr-2020-0021.
15. McCarty W. Becoming interdisciplinary // A new companion to digital humanities / eds. S. Schreibman, R. Siemens, J. Unsworth. Blackwell, 2016. P. 69-83.
16. Quick Hits for Teaching with Digital Humanities / eds. C. J. Young, M. Morrone, T. C. Wilson, E. A. Wilson. Bloomington, 2020. 302 p.
17. Roth, C., 2018. Digital, digitized, and numerical humanities. Digit. Scholarsh. Humanit., 34, pp. 616-632. https://doi.org/10.1093/LLC/FQY057.
18. Schreibman S., Siemens R., Unsworth J. A companion to digital humanities. Blackwell, 2004.
19. Terras M. A Decade in Digital Humanities [Электронный ресурс] // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016. Vol. 7, № 9. Р. 1637-1650. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/20418/11_Terras.pdf?sequence=1 (дата обращения: 09.10.2021).
20. Vega V., Robb M. B. The Common Sense Census: Inside the 21st century Classroom. San Francisco, 2019. 49 р.
21. Володин А. Ю., Мишанина Н. А. Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху / под ред. Г. В. Можаевой. Томск: Изд-во том. гос. ун-та. 2016.
22. Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде / Отв. ред. С. И. Корниенко. Пермь: Изд-во перм. гос. нац. исслед. ун-та. 2018.
23. Налетова И. В. Проектирование программ магистратуры по социально-гуманитарным направлениям в условиях цифровизации образования // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 22-31.
24. Террас М. Порядок в учебном предмете: использование педагогической теории для анализа гуманитарной информатики // Цифровые гуманитарные науки: хрестоматия. Красноярск, 2017. С. 93-127.
25. Цифровые гуманитарные исследования / Рец. С. А. Баканов. Красноярск: Изд-во сиб. федер. ун-та, 2023.
26. Цифровые гуманитарные науки: хрестоматия / Под ред. М. Террас, Д. Найхан, Э. Ванхутта, И. Кижнер. Красноярск: Изд-во сиб. федер. ун-та. 2017.