Фрагмент для ознакомления
2
Дети с нарушениями зрения отличаются от здоровых детей, и эти различия важно учитывать при их обучении. При этом не следует превышать свои требования по работе, ведь дети с разными диагнозами имеют свои особенности. Многие дети нуждаются в дополнительной стимуляции для поддержания внимания и поощрения выполнения задания из-за их неуверенности, скованности и нерешительности.
Слабовидящие дети отличаются друг от друга не только состоянием зрения; В одной возрастной группе с примерно одинаковыми зрительными диагнозами дети могут иметь разный уровень интеллектуального развития и нервно-психического статуса. Сложный неврологический анамнез влияет на развитие ребенка, и такое проявление встречается гораздо чаще, чем у детей с задержкой развития.[4]
Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, а также расстройства поведения встречаются примерно у половины студентов. Как правило, для детей с нарушением зрения характерна повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность и неспособность понимать эмоциональное состояние партнера по общению и адекватное самовыражение.
Нарушение зрения связано и с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия и монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижают двигательную активность детей. Плохо развитая пространственная ориентация — одна из основных трудностей, приводящая к спутанности сознания, медлительности; дети часто теряются даже при работе в микропространстве (стол, лист бумаги).
К каждому ребенку необходим индивидуальный подход с учетом его особенностей, поэтому важное место в его жизни занимает взрослый, который не только учит его, но и сопровождает в любой деятельности, будь то игра или учеба.
Хорошо организованный урок способствует успешному изучению нового предмета. Во время регулярных занятий большое значение имеет правильно подобранный демонстрационный материал – крупные изображения без лишнего раздражающего шума и фона. Дети сидят по жалюзи и диагностике, чтобы легко рассмотреть и увидеть то, что им показывает взрослый. достаточное время уделяется развитию моторики и слухового восприятия. Для снижения нагрузки на зрительный нерв проводят цифровую и зрительную гимнастику. Дополнительные знаки на рабочем месте для ориентации.[2]
Большое значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка. Склонность к чрезмерному вниманию, жалости и удовлетворению каждой прихоти и желания приводит к развитию эгоизма и зависимых тенденций. Ребенок не готов вступить во взрослую жизнь, зависит от старших, не справляется и дезориентируется.
С другой стороны, недооценка недостатка приводит к неоправданному оптимизму и равнодушию, легкомыслию и утрате чувства долга. Важно воспринимать своего ребенка таким, какой он есть, с неотъемлемой частью его жизни – очками, любить его и помогать ему адаптироваться к миру, который порой более злой, чем хотелось бы.
Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому при падении этого органа чувств информация, передаваемая ребенку, поступает в основном через слух и осязание. Особенностью слабовидящих детей является то, что они имеют несколько иные представления об окружающем мире, чем зрячие люди, поскольку у них формируются другие сенсорные образы.
В воспитании таких детей важную роль играет регулярное внимание ко всем видам слышимых звуков.
Снижение остроты зрения, помимо ограничения познаний ребенка об окружающем мире, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, потому что плохо связывают их с реальными объектами, к которым относятся слова.
Физическая активность играет важную роль в развитии слабовидящих детей. При воспитании детей особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, ведь они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечные ощущения, учат важным навыкам или даже стимулируют зрение. При разработке вариантов двигательной активности у детей раннего возраста важно учитывать рекомендации офтальмолога и точный диагноз. Это необходимо для того, чтобы избежать негативных последствий неправильно подобранных нагрузок.
Еще одной особенностью детей с нарушениями зрения является то, что при освоении определенных навыков и действий они требуют многократного повторения «рука об руку». Кроме того, это необходимо повторять до тех пор, пока действие не станет автоматическим.[1]
Для маленьких слабовидящих детей игрушки необходимо подбирать большие, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточного зрения). Особенно их интересуют музыкальные игрушки и игрушки, издающие определенные звуки.
В семье ребенка с нарушением зрения следует вовлекать в процесс выполнения семейных обязанностей и брать на себя их по мере возможности. Нет необходимости ограничивать контакт с нормально зрячими детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.В. Саматова Дети с глубокими нарушениями зрения / А.В. Саматова. - М.: Феникс, 2022. - 563 c.
2. В.П. Ермаков Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2019. - 240 c.
3. В.П. Ермаков Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. - М.: Владос, 2021. - 402 c.
4. В.П. Ермаков Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для ВУЗов / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2020. - 240 c.
5. Волошина Людмила Опыт, представления дошкольников о здоровье и физической культуре / Волошина Людмила , Людмила Кудаланова und Ольга Галимская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2023. - 108 c.
6. Г.Р. Шашкина Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Гриф УМО МО РФ / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия (Academia), 2019. - 575 c.
7. Г.Р. Шашкина Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2020. - 192 c.
8. Д. Марр Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / Д. Марр. - М.: Радио и связь, 2019. - 400 c.
9. Е.А. Екжанова Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2021. - 175 c.
10. И.А. Смирнова Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - М.: Детство-Пресс, 2022. - 320 c.
11. И.А. Смирнова Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - Москва: Высшая школа, 2019. - 320 c