Фрагмент для ознакомления
2
Заголовок, являясь по сути пропуском к последующему содержанию, выполняет важнейшую коммуникативную задачу, не только заключая в себе суть предстоящего текста, но и вовлекая читателя в стратегическую игру языка и синтаксиса [28, с. 12]. Выполняя функцию прагматического маркера, заголовок в первую очередь предупреждает и ориентирует читателя на тематический и эмоциональный тон новостного материала; эту двойную роль метко подметил И. В. Арнольд, подчеркнув способность заголовка приковывать внимание читателя благодаря его «сильной позиции» в тексте [2, с. 9]. При этом коммуникативные задачи заголовков выходят за рамки простого привлечения внимания и включают в себя сложный процесс формирования ожиданий и когнитивного фрейминга, как отмечает Е.Ю. Баженова [4, с. 115].
Заголовки, преобразуя сложные повествования в лаконичные фразы, играют ключевую роль в информационной иерархии печатных СМИ; этот процесс конденсации в значительной степени зависит от языковой точности и стилистических нюансов для обеспечения ясности и воздействия [12, с. 270]. В этом контексте заголовок выступает в качестве фокусной точки, вовлекая читателя в повествовательный цикл обещанием развернуть историю, тем самым согласовывая вовлеченность читателя с редакционными целями [35, с. 346]. Стратегическое использование языка в заголовках – часто с использованием синтаксической краткости и лексической плотности – отражает их основные коммуникативные задачи, которые Т. А. Присяжнюк описывает как манипулирование восприятием читателя через лингвистические триггеры [33, с. 206].
Функции заголовка распространяются и на сферу семантического и прагматического структурирования медиатекста, о чем пишет И. В. Заложная, исследуя, как заголовки с неявными инвективными целями тонко влияют на интерпретацию и реакцию читателя через структурные и семантические варианты [17, с. 89]. Такое наслоение функций иллюстрирует сложную роль заголовка в печатных СМИ, служащего не только точкой входа в текст, но и динамическим интерфейсом между читателем и более широкими дискурсивными целями текста.
Заголовок, важнейший винтик в механизме медиакоммуникации, оказывает гравитационное воздействие на внимание читателя, используя уникальное сочетание лингвистической краткости и семантической силы; действительно, его основная роль – побуждение читателя углубиться в полный текст – достигается благодаря тщательно продуманной синергии слов. Служа одновременно маяком и шлюзом, заголовок не только сообщает о характере и тоне содержания, но и готовит когнитивную базу читателя к последующему повествованию – процессу, который начинается с того момента, как глаза встречаются с текстом [12, с. 50].
Эта стратегическая функция заключается не только в захвате внимания, но и в поддержании интереса и формировании ожиданий; здесь выбор слов, их расположение и синтаксическая структура играют ключевую роль. Н-р., использование глаголов действия и конкретных существительных может создать ощущение срочности или важности, побуждая читателя к дальнейшему исследованию. Эффективность этих лингвистических средств усиливается благодаря их расположению в заголовке, где наиболее впечатляющие слова часто занимают видные места, тем самым максимизируя свой потенциал привлечения внимания [4, с. 116].
При этом дизайн заголовка – размер, стиль и расположение шрифта – визуально подчеркивает его роль как магнита для внимания. Визуальное выделение, в сочетании с лингвистической точностью, гарантирует, что заголовки не только привлекают внимание, но и задействуют разум. На практике в заголовках часто используются риторические приемы, такие как аллитерация, метафора или каламбур, которые еще больше усиливают их привлекательность и запоминаемость, делая их не просто кратким изложением, а скорее приглашением к более богатому текстовому опыту [17, с. 87].
Психологическое воздействие заголовков невозможно недооценить: они активируют соответствующие схемы в сознании читателя, делая обработку информации эффективной и направленной. Такая когнитивная вовлеченность крайне важна в эпоху, когда читатели быстро просматривают огромные объемы информации; т.о., заголовок должен обеспечивать баланс между информативностью и интригой, чтобы успешно удерживать внимание читателя в море конкурирующих стимулов [35, с. 348].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аннушкин В.И. Эволюция предмета риторики в истории русской филологии (XI – середина XIX веков). – Дисс. ... д.ф.н. – М.: МГУ, 1997. – 438 с.
2. Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. – 1978. – № 4. – С. 6–13.
3. Бабичева Ю.В. Поэтика заглавия // Вестник Томского педагогического университета, 2000. – Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-zaglaviya. Дата обращения 09.07.2020.
4. Баженова Е. Ю. Представление информации в заголовке сетевого новостного текста // Вестник Амурского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2011. – № 52. – С. 114–117.
5. Барышников П. Морфология технологической сказки: Интернет вещей и социальные дистанции // Социология власти. – Том 27, №1 (2015). – С. 37–54.
6. Болдырева И. Б. Консервативная газета «ABC» в системе качественной печати Испании: дисс. ... к.ф.н. – М., 2011. – 215 с.
7. Вартанова Е. Л. О современных медиа и журналистике: заметки исследователя. – М.: МедиаМир, 2015. – 134 с.
8. Высоцкая И.В., Кочетков П.Н. Заголовок интернет-новости как когнитивная модель ситуации // Вестник Новосибирского Государственного университета. Серия История. Филология. – Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/zagolovok-internet-novosti-kak-kognitivnaya-model-situatsii. Дата обращения 03.11.2019.
9. Гафарова У. Становление и развитие арабской риторики до XIV века // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2012. – № 3. – С. 3–11.
10. Груббер А. Основы журналистики и журналистской деятельности. – М.: Высшая школа, 1991. – 382 с.
11. Гюббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. – М.: URSS, 2020. – 208 с.
12. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – Москва : Едиториал УРСС, 2005. – 288 с.
13. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. – М.: Красанд, 2013. – 288 с.
14. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2006. – С. 20–33.
15. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения. // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2005. – № 2. – С. 28–33.
16. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ. – Дисс. ... д.ф.н. – М.: МГУ, 2004. – 723 с.
17. Заложная И. В. Структурно-семантические особенности заголовков газетных текстов с имплицитной инвективной коммуникативной целью // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010. – № 71 (6). – С. 86–92.
18. Зверева П. П. Лингвопрагматический анализ текстов печатных СМИ формальными средствами (на материале газетных публикаций США о России). – Дисс. ... к.ф.н. – М., 2015. – 181 с.
19. Зинина О.А. Типы газетных заголовков // Язык современной публицистики: сб. ст. – М.: Флинт; Наука, 2008. – С. 45–67.
20. Исаева Л. А. Смысловая организация публицистического текста // Язык. Текст. Дискурс. – Ставрополь : Издательство ПГЛУ, 2008. – 288 с.
21. Каневская Я.Е. Прагматический потенциал вопросительных конструкций в заголовке публицистического текста (на материале интернет-СМИ) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. – 2016. № 4(13). С. 148-153.
22. Карасик В.И. О категориях дискурса // Электронный ресурс: http://homepages.tversu.ru/~ips/JubKaras.html. Дата обращения 08.08.2020.
23. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 264 с.
24. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. – 320 с.
25. Коваленко А.Н. К вопросу о лингвистическом статусе журнального заголовка // Электронный ресурс: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/897-do-pitannia-pro-lingvistichnii-status-zhurnalnogo-zagolovka-na-materiali-suchasnoyi-anglomovnoyi-presi.html. Дата обращения 09.07.2020.
26. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – № 12. – Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-i-mediadiskurs-k-metodologii-issledovaniya. Дата обращения 12.03.2020.
27. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение. – М.: Флинта, 2004. – 253 с.
28. Лазарева Э.А. Заголовок в газете: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 84 с.
29. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 240 с.
30. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 224 с.
31. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.
32. Ляпун С. В. Этика газетного заголовка (по материалам газет «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец») // Филология и журналистика в контексте культуры : материалы Всероссийской научной конференции : выпуск 2. – Ростов-на-Дону : [б. и.], 1998. – С. 48–49.
33. Присяжнюк Т. А. Характеристика речевого воздействия в языке информационных газетных сообщений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2005. – № 2 (4). – С. 205–207.
34. Уманцева Л. В. Пословицы и поговорки в газетных заголовках (жанрово-стилистическое отношение заголовка и текста) // Функционирование языка в различных языковых жанрах : материалы Всероссийской научной конференции. Выпуск 3. – Ростов-на-Дону : [б. и.], 1997. – С. 16–17.
35. Шумилова А. В. Структура и функции индивидуально-авторских образований в газетном заголовке // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 4 (1). – С. 343–349.